search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Мастерская

Письмо трем поросятам

“Это мое любимое детище, – пишет нам из Челябинска наш давний автор Софья Максимовна Соколовская. – Посылаю вам сборник диктантов для работы в классах коррекции (выравнивания, компенсирующего обучения). Результаты – потрясающие! Удавалось выучить даже закоренелых двоечников.

Дорогие учителя, любят ли ваши ученики писать диктанты? Да, ситуация почти везде одинаковая. От грозных слов: “Завтра – диктант!” – усмиряются самые неугомонные ученики.

А как относятся к диктантам педагоги? Сколько видов диктантов насчитывают они, готовясь к аттестации? Давайте вспомним и посчитаем еще раз вместе: зрительный; слуховой; зрительно-слуховой; контрольный; обучающий; комментированный; обьяснительный; словарный; свободный; выборочный.

А есть еще не очень используемые: картинный; диктант с самопроверкой; диктант с самопроверкой по кодоскопу, по тексту учебника, по тексту, написанному на доске, на карточке; диктант с взаимопроверкой; диктант с взаимопроверкой по тексту учебника и т.п.; словарные и зрительно-слуховые диктанты в парах сменного состава…

Все? Или почти все.

Я составила несколько десятков самых разнообразных видов диктантов, обеспечивающих повторение и закрепление навыков грамотного письма на слух, а также развивающих фонематический слух учеников, расширяющих их кругозор и значительно обогащающих словарный запас. И все это в занимательной, игровой форме, позволяющей успешно учить детей на положительном эмоциональном фоне. Предлагаю вашему вниманию несколько таких работ.

работа 1.

Цель: дифференциация ударных и безударных гласных, требующих проверки.

В цирке

– Дети, мы знаем, что безударная гласная в корне слова находится в слабой позиции и требует проверки. Сейчас я продиктую слова. Вы повторите их вполголоса, определите гласную в слабой позиции и окажете ей помощь. Как? Правильно, нужно подобрать мысленно проверочное слово. А затем записать безударную гласную на шарике слона или тюленя. Тот, кто ошибется, должен будет найти орфограмму и подобрать проверочное слово.

Диктант

Слоны, кольцо, тумба, ковер, шары, играл, вертелся, тигры, клоун, ведро, вода, котик, голубь, ряды, белый, фокусник, маска, везет, цветы, круглый, метет, лев, всадник, свет.

работа 2

Обучающий диктант “Елка”

Цель: развитие фонематического слуха, преодоление замедленности речевых реакций, предупреждение дизорфографии, подготовка к контрольному диктанту.

1. Орфографическая подготовка. Графический диктант

– Дети, сегодня мы украсим новогоднюю елку разноцветными шариками. (Учитель читает текст; после нескольких вопросов по содержанию читает каждое предложение по два раза: первый раз целиком, во второй раз – медленно, называя слово за словом. Дети повторяют про себя, находят орфограмму; затем на соответствующей ветке рисуют небольшой шарик. Учитель и два-три ученика-помощника проверяют правильность выполнения работы. Ученик, сделавший ошибку, комментирует орфограмму и подбирает проверочное слово).

2. Письменный диктант

Елка

Мы нарядили пушистую елку. Сестренка Анечка развесила гирлянды из бус и флажков. Братья Илья и Кирилл украшали елку хрупкими блестящими игрушками. Тут были цветные стеклянные шары, маленькие гномы, грибочки, часы, шишки, звездочки. С веток свисали узкие длинные сосульки. На зеленых иголках сверкала серебристая мишура. Поздно вечером мы зажжем разноцветные лампочки.

3. Работа над ошибками

(На доске написан текст диктанта без пропущенных букв. Орфограммы закрыты разноцветными, вырезанными из бумаги – а еще лучше из цветной пленки – шариками, грибочками, шишками и т.п. Они прикрепляются к доске при помощи липучки или любой клейкой ленты.

К доске вызываются ученики, допустившие ошибки в соответствующих словах. Они называют орфограмму, подбирают проверочное слово, снимают “шарик”. Класс записывает это слово в тетради, орфограмму подчеркивают).

работа 3

Графический диктант “В школе попугаев”

Цель: развитие фонематического слуха, формирование орфографических навыков, обогащение словарного запаса, развитие устной речи учащихся.

В “Школе попугаев” жили шесть попугаев. Попугаи эти были очень необычные. Какаду инка, например, заучивал слова с безударной гласной “о”, а попугай Кеша учил слова только с буквой “а”.

Давайте, ребята, поможем найти для попугайчиков слова с нужной безударной гласной.

“О”: волнистых, к своим, домашних, хохолки, голоса, слова, молодые, кормить, ноздрей, разводить, выводок, нормально, ночной, просяные, добавление, большой, на полу, площадка, домашние, кора, из тропических, способный, молчуны, невыполнимый, большинство, плоды, хвосты, помощник.

“А”: зачастую, становится, самцы, окантовка, давать, различные, вареные, сравнительно.

“Е”: оперение, резковатый, светловатый, легко, гнездятся, птенцы, делить, освещать, пернатые, древесный, лесов, сероватый, встречаются, зеленый, зерно, содержать, щеткоязычный, извлекают, летать, клевал, кедровые.

“И”: сближение, повидал, отличается, выкрики, сидит, ивовые, спина, крикун, живут, движение, чистюля.

“Я”: ряды, яйцо, мясной, нарядил, языком, размягченный, обьяснил, обьявить, прямой, тянуть.

(Слова диктуются учителем “вразброс”, дети показывают безударную гласную карточками “обратной связи”, а затем ставят “точку”, “галочку” или “плюсик” соответствующему попугайчику. В случае ошибки орфограмма комментируется, подбирается проверочное слово).

– Дети, эти слова взяты из рассказа о попугаях. Попробуйте и вы составить с ними несколько предложений.

работа 4

Диктант “Морская прогулка”

Цель: развитие фонематического слуха, предупреждение дизорфографии.

Сегодня стоит ясный, безоблачный день. На море много прогулочных катеров и яхт. На зеленых волнах слегка покачиваются маленькие легкие лодочки. Кричат белокрылые чайки. Они носятся высоко над волнами, ищут добычу.

В прозрачной воде вьются стайки мелких рыб. В лучах яркого солнца медузы расправляют свои щупальца. Все побережье усыпано галькой и мелкими ракушками. Они сверкают, как драгоценные камни, жемчуг, кораллы.

работа 5

Графический диктант “Малыш и Карлсон”

Цель: развивать орфографическую зоркость учащихся, фонематический слух.

– Однажды в далекие-далекие времена в старинном городе, где были башни с флюгерами и крыши домов покрывали черепицей, поселились орфограммы. Безударные гласные, например, выбрали себе высокую башню с большим красным флюгером, а “ь” поселился тоже в красивой каменной башне, но поменьше.

К ним стали прибывать родственники-орфограммы со всего света. Но в незнакомом да еще таком необычном городе трудно сразу найти нужный дом.

Давайте, ребята, поможем орфограммам найти своих родственником.

– Однажды Малыш сидел в своей детской и грустно думал о том, что ему опять не подарили собачку или хотя бы маленького щеночка. У папы была мама; брат с сестрой, когда не ссорились, весело играли друг с другом. И только у самого Малыша никого нет. Сколько раз он просил родных, чтобы ему принесли собачку. И что же? Ровно столько же раз ему отказывали. А нам с вами не нужно обьяснять, как одиноко человеку, когда нет собаки. И вот в такой грустный час появился Карлсон. Малыш сначала немножко растерялся, увидев летающего Карлсона. Но тут Карлсон спросил: “Простите, можно здесь приземлиться?”

– “Садитесь, пожалуйста”, – испуганно сказал Малыш. Но когда он познакомился с Карлсоном, то совсем перестал бояться и почувствовал, что они подружились. Карлсон предложил покачаться на большой люстре.

“А вдруг она разобьется?” – испугался Малыш.

“Пустяки, – отвечал Карлсон, – дело житейское!”

(По Астрид Линдгрен).

работа 6

Работа с деформированным текстом

Цель: развитие орфографической зоркости, предупреждение дизорфографии.

Дорогие Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф!

Пишет вам старший брат вашего старого знакомого волка. Вы просили написать, как мы живем.

Недавно я обижал лиса. Я здесь сторожил и сразу понял, что лесники разрядили деревья.

Я пошел через лук к реке. Берег был глинистый. Я все слизал и, наконец, очутился на берегу. Там рыбачила лиса. Я хотел поседеть с удочкой, но тут лиса поймала сама.

Лиса приказала мне: “Накали, серый, дрова, поставь бочок на огонь!”

Я так и сделал. В огороде есть бабы. Я решил их отворить на гарнир. Пара уже есть.

Но тут стал накрапывать дождик. Я тут же побежал в дом, где мы прожевали втроем, но так как ноги были басы, они успели промакнуть. Пришлось заняться приведением их в порядок. Я посветил этому целых полчаса.

Дорогие поросятки! Я хочу примерить вас и брата. Он умалял меня. Напишите, согласны ли вы или нет?

С наилучшими пожеланиями ваш друг серый волк-старший.

Получили Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф такое письмо и ничего не поняли.

Стали Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф спрашивать друг друга:

– Зачем волк обидел лиса, своего старого друга? Какие ряды сделали в лесу лесники? И когда это волк работал сторожем? И вообще странно, для чего волку потребовалось ходить по луку? А зачем нужно было лизать глину? Волки никогда раньше не делали этого… Ну почему, почему волк решил стать седеньким? Ведь он еще такой молодой! И зачем это нужно делать непременно с удочкой в руке? А кого поймала сама лиса-волка, что ли?

Мы, конечно, слышали, что детей находят в капусте, но где это видано, чтобы женщины выросли на грядке? Даже целых две?

Чем и для чего раскалял дрова волк? Похоже, он стал йогом, если свой бок подставил огню…

И кого же они втроем успели сжевать? И вообще – странные дела творятся в этом лесном доме: ноги поют басами, кого-то промакивают; волк полчаса светит приведению… Жуть какая-то… И совершенно очевидно, что волк замышляет убийство: он ясно сказал: “Хочу вас примерить!” – т.е. надеть на себя ваши шкуры. Это, наверное, потому что волк умалял своего старшего брата, крепко, видно, они поссорились…

– Давайте, ребята, поможем трем поросятам разобраться с письмом волка.

работа 7

Графический диктант “Караван”

Цель: развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, предупреждение дизорфографии.

Медленно бредет по пустыне караван – это везут груз верблюды. Верблюд – огромное, высокое животное. У него длинные ноги, длинная шея и не очень большая для такого крупного животного голова.

Холодной ночью верблюда согревает толстая шерсть, а днем она защищает его от знойного солнца.

Рыжий верблюд очень вынослив: он может идти несколько дней без еды и питья. Ни одно известное животное не выдержит такого пути. Питается верблюд верблюжьими колючками.

Вот горделиво держит голову дромедар – одногорбый верблюд. А это приближается бактриан – двугорбый верблюд. Бактриан до сих пор часто встречается и в диком виде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте