search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Мастерская

“Подопытные кролики”,

или Новое гуманитарное расписание

Есть прогрессивные методы обучения, которые используют не менее прогрессивные учителя – кое-где и зачастую кое-как. Потому что посоветоваться не с кем, применять негде. А в “обычной” школе рады, если предметник просто приходит в класс, где уж тут заботиться о качестве образования. Здесь сам директор говорит: если ученик знает, скажем, математику – это не показатель, что школа добилась каких-то результатов. А преподаватели перебирают сотни книг, учебников, методик, чтобы назавтра весь урок решать одну-единственную проблему.

════

Вопрос на засыпку

Познакомившись поближе с обитателями Новой гуманитарной школы, каюсь, не выдержала, поддалась духу экспериментаторства и авантюризма, царящих здесь. Вдруг представила себя в роли учителя. И ребятам предложила побыть в роли создателей своей школы…

Интересная вещь: школа-мечта нарисовалась не раем для бездельников, что было бы неудивительно – спрашивала-то я пятиклассников, – а вполне полноценным учебным заведением со всеми необходимыми уроками. Один из прожектеров исключил единственный предмет, потому что “не нравится”. Реакция “коллеги”: “Просто нужно другого учителя найти, классного!”

Предмет, который не нравился явно по вине преподавателя, не называю: не хочется зря обижать человека. Плохих учителей в этой школе нет. Есть те, кто не соответствует очень строгим требованиям, которые предьявляют к коллегам директора Новой гуманитарной и – как видите – дети.

Когда родители чуть ли не в один голос заявили, что наказание для ребенка – это НЕ пойти в школу, несмотря на то, что занятия здесь довольно напряженные – начинается школьный день в 9 утра и заканчивается в 8 вечера, отнеслась сначала к этому, честно говоря, скептически.

Новая гуманитарная задумана не для того, конечно, чтобы учитель мог покрасоваться на уроке или поэкспериментировать вволю. Хотя статус этого частного учебного заведения – “школа-лаборатория” – и наводит на мысли о “чистом” эксперименте. Разрабатывая ту или иную методику, здесь исходят от потребностей конкретных детей, а это не гении, иногда совсем наоборот – “трудные”. Благо дело, классов немного – всего-то пять, и учатся в них самое большее по десять человек. А 1-й и вовсе состоит всего из четырех ребятишек. Однако маленькие классы облегчают работу лишь отчасти. Учителя сидят в школе с утра до вечера в прямом смысле слова.

В этой школе два директора. Алексею Тишутину, психологу, пришлось вспомнить свое экономическое образование и заняться материальной частью их “безумного проекта”. А часть содержательная досталась Василию Богину.

Уроки директора. Мышление плюс

Семиклассник: “Если Богину сказать: “я не понимаю” – Богин поможет”. Звучит как девиз отдельно взятого рыцаря педагогики, но, собственно, это высказывание относится ко многим учителям Новой гуманитарной.

На двери табличка: “Клуб ветеранов учебы”. Здесь занимаются “старички” – седьмой класс, большую часть которого составляют ребята из самого первого набора. Они помнят времена, когда здесь кипели революционные страсти: отменили даже отметки. “Для наших директоров это было не важно, – рассказывает Андрей Попов. – Они понимали, что отметки только стесняют ученика и ничего ему не дают”.

Сегодня отметки ставятся только по результатам тестирования или зачета. За работу на уроке, за то, что руку тянул больше всех, – никогда. Здесь руки тянут все.

Богин в прошлом – выпускник филологического факультета Тверского университета, но фактически может преподавать любой предмет. Как сам о себе говорит: хватило смелости “встать на гору” и оглядеть все, что есть прогрессивного в педагогике, отечественной и зарубежной. Кроме того, директор ведет такой необычный урок, как “мышление”. Это факультатив, то есть ходить на него необязательно, да и тяжеловато – после многих часов, проведенных за учебой, – факультативы проводятся после обеда. Тем не менее на “мышлении” класс бывает полон. Его предпочитают альтернативному “макраме”. Предмет этот необычный, хотя часто Василий Георгиевич возвращается к тому, о чем не договорили на обычных уроках. Но главная цель, конечно, – развитие логики, памяти, речи, упражнения на восприятие текстового материала и даже работа со схемами. Все эти непростые вещи чаще подаются в форме увлекательных задачек.

Василий Георгиевич ни много ни мало – научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО. Кроме того, он специалист по герменевтике. Впрочем, дойдя до такой важной материи, необходимо отвлечься наконец на теоретическое обьяснение альфы и омеги существования Новой гуманитарной школы. Итак,

…Пять минут в учительской

Герменевтика изначально – наука о толковании текстов. Но это название относится и к учению о “понимании”, разработанному Дильтеем в конце ХIХ-ХХ веках. В Новой гуманитарной в первую очередь ребенка приучают видеть окружающее как пространство, где живет человек с его субьективным внутренним миром, с его желаниями, переживаниями, мыслями.

Весь учебно-воспитательный процесс построен на такой простой и бесконечно сложной вещи, как постоянная рефлексия, осмысление своей деятельности. “Ученик всегда должен знать (понимать), что он делает, сделал, будет делать и что вокруг него происходит”.

И если сначала установка на понимание приводила к бесконечным вопросам на уроке, то теперь школьники учатся сначала самостоятельно отвечать на свои собственные многочисленные вопросы, а знания учителя использовать во вторую очередь или только консультироваться. Это не относится, конечно, к обьяснению нового материала. Тут уж, если чего-то не понимаешь, можно смело об этом заявить.

Урок литературы. Подарок или жертва

Как-то Богин и учителя-единомышленники заметили странную вещь: их любимые ученики умны, но часто злы, равнодушны к чужой боли. Одной из главных целей урока литературы стало именно воспитание чувств. Новая словесница на первом же занятии предложила шестиклассникам сделать друг другу комплимент. На нее посмотрели с таким удивлением: “Вот если бы Ольга Александровна предложила оскорбить друг друга!” А тут мучились долго… “Для меня многое стало ясно”, – рассказывает Ольга Остроумова. Ей достался в Новой гуманитарной не совсем обычный класс. Дети там не просто не умеют выражать чувства, у них есть и некоторые отклонения в развитии.

…Идет обсуждение чудесного произведения О’Генри “Дары волхвов”. Ученики с трудом “раскачиваются” на ответ, долго формулируют, какие же чувства владели героями. Перечитывают фрагменты. Как им повезло, что учатся именно в этой школе, где можно весь урок разбирать одну проблему! Зато результат чаще всего стоит усилий. На этом уроке девочка вдруг сказала удивительно верно о жертвенности – что поведение героев рассказа нельзя назвать жертвой, потому что они делают подарки друг другу по доброй воле. Значит, что-то просыпается в ребятах. Богин считает, что на уроках литературы важна высокая степень искренности учителя, чтобы ребята видели – учителю по-настоящему интересно.

Перемена

В инструкции куратору Новой гуманитарной школы сказано: “Во внеурочное время обсуждать с детьми важные для них проблемы (если таковые не проявляются, надо сделать так, чтобы проявились)”. Это может быть разговор по душам на подоконнике или веселая игра в саду.

Название “куратор” звучит суховато, зато его обязанности скучными не назовешь. Есть в школе “освобожденные” кураторы, есть преподаватели, которые заодно курируют свой класс. Кураторы, впрочем, тоже ведут уроки. Вернее, занятия, где ребята выполняют самостоятельно задания, а к взрослому обращаются только по необходимости.

О дисциплине здесь как-то вопросов не возникает, хотя, конечно, проблемы с поведением бывают, у кого их нет! Обстановка больше напоминает заседание философского кружка или дружеское застолье. Но при этом все же, когда необходимо, когда идет новый материал, те же пятиклассники сидят тихо. Дело в том, что они учатся для себя.

Урок истории. Первобытное сафари

Миша Гер школы менял часто: “У меня везде был любимый предмет – история, но здесь!.. У меня теперь мечта – стать историком”. И к моему удивлению, за пять минут изложил мне методику преподавания предмета. “Мы очень много занимаемся социальной структурой, менталитетом древних людей. Сначала идет местность, где люди обитали, потом менталитет и религия. Потому что без этого невозможно понять, почему так поступают люди. И – пирамида ценностей обязательно”. Удивительный учитель, которым восхищался мальчик, – Светлана Игоревна Вдовина, преподаватель со стажем. “Если рассматривать историю как школьный предмет – это способ обучения мышлению”, – считает она. То есть история включена, и даже, может быть, в большей степени, в круг предметов, которые дают ученику внепредметные умения.

Например, ребята весь урок старательно гоняются за слоном, организуя ловлю по всем правилам первобытного искусства. Ага, ты не принимаешь участие, а ты поджег не тот куст? Слон не попался, племя осталось без обеда. Теперь понятно, почему роли первобытных людей в коллективе были жестко закреплены. Но с другой стороны, если смотреть с точки зрения методики, происходит важный процесс связи текста с опытом, который “идет” благодаря “драматизации” прочитанного. Все это “играет” на обучение пониманию.

“Гуманитарное” направление не означает наличия в расписании только уроков литературы. Но, естественно, традиционное для гуманитариев творческое направление в школе преобладает. Есть свой музыкальный театр, проводятся уроки драматизации, изобразительного искусства, танцев. Здесь учат даже бриджу – это и творчество, и тренировка ума. Это все – после обеда и прогулки.

Конечно, дети устают, ведь, несмотря на напряженный рабочий день, приходится зачастую и дома уроки делать, чаще, правда, в выходные. Они понимают, что в школе идет эксперимент, иронически называя себя “подопытными кроликами”. Им интересно, чем закончится опыт.

Из этого же исходят и преподаватели, которые приходят в эту школу. Правда, не все. Естественно, трудно представить себе школьный коллектив, даже небольшой, состоящий из единомышленников, горящих одной идеей. Кто-то пришел “не по адресу”, не представляя, что придется не только ребят учить, но и самому учиться ежедневно. А главное, как говорит директор школы Алексей Тишутин, не пожелал “взять в первую очередь на себя ответственность за достижение учеником результатов, которые качественно отличаются от традиционных”. Такие уходят. Увы, текучесть кадров – единственная проблема, которая не зависит от директоров, от преподавателей-единомышленников. Но они верят, что придут люди, которые окажутся “своими” или захотят ими стать. Потому что конечную цель Новой гуманитарной не вытянуть маленькому коллективу. А цель эта – не замыкаться в пространстве одного учебного заведения, тиражировать полезный опыт, превращать его в алгоритмы, технологические операции, чтобы им могли воспользоваться.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте