search
main
0

Мастер-класс с использованием технологии развития критического мышления на тему «Герб литературного героя»..

Глядя на гербы нашей страны, нашей области, нашего города, мы задумываемся, что на них изображено. Почему на гербе нашей страны изображён орёл, да ещё и двуглавый? Почему на гербе одной страны изображён лев? А на гербе другой – кто-то ещё? Что это? Зашифрованная информация?

. . .                           А какой ?     Что сделал ?               ливый, тульский  Мастерил, творил, подковал Дело мастера боится!   Николай Семёнович Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера.

А что такое герб? Герб – эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах.

Поскольку литературный герой – это личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типичным героем), значит и для него можно создать герб, причём каждому герою – свой.

Проведем исследование. Предметом нашего исследования будет главный герой  произведения Н.С. Лескова «Левша», его судьба, а также символы, отражающие черты его характера для их передачи через геральдику.

Прием «Бортовой журнал»

Что вы знаете о Левше?

Ответ группы…

Хорошо. А что вы знаете о гербе?

Ответ группы….

А что ещё вы хотели бы узнать о Левше?

Какие дополнительные сведения вы хотели бы получить о гербе?

Я вижу, что у вас возникли вопросы по теме исследования. Чтобы на них ответить, нужна дополнительная информация.

Прием «Инсерт»

1.                  Прочитайте текст и по ходу чтения сделайте пометки, находя ответы на поставленные вами вопросы.

Группы работают с текстом…

2.                  Повторите вопрос и  озвучьте на него ответ.

Выступления групп…

Подумайте:

Какой образ героя у вас возникнет при создании герба Левши?

Что можно изобразить на гербе Левши?

Какие символы вы бы использовали?

Я вижу, что у вас уже есть идеи. Предлагаю воплотить их в жизнь. Первой группе необходимо создать эскиз герба Левши, героя, созданного Н.С.Лесковым. А вторая группа пусть создаст герб современного Левши.

Группы работают с гербами…

Мы сохраним и используем уже имеющиеся в геральдике параметры:

– форма герба,

– цветовая гамма,

– использование символических фигур,

– девиз,

– соответствие герба характерам героев,

– общее впечатление.

Работа с залом

А пока наши группы создают эскиз гербов, я познакомлю вас с некоторыми приемами работы технологии развития  критического мышления.

Вот некоторые из них: «мозговой штурм», «метод контрольных вопросов», «кластер предположений» и другие.

Первый прием, на который хотелось бы обратить внимание – синквейн, который требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящий из 5 строк.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Впереди нас ожидают летние каникулы. Предлагаю вам пример синквейна на эту тему

Каникулы. Яркие, весёлые. Гуляем, расслабляемся, спим. Отдыхать – не работать! Счастье

А теперь давайте вместе составим синквейн о Левше. Ваши варианты.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. О ком пойдет речь?

А какой Левша?

Талантливый, Тульский, мастеровитый, добрый, смекалистый

Что сделал Левша?

Подковал, смастерил, обхитрил

Короткой фразой выразите свое отношение к персонажу

Терпение и труд все перетрут.

Назовите слово-ассоциацию, связанное с Левшой.

Мастер, талант

А вот как с заданием справились дети:

Левша Талантливый, тульский  Мастерил, творил, подковал Дело мастера боится!

Николай Семёнович Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера.

Ребятам на одном из уроков было предложено задание: назвать положительные черты русского национального характера и оформить свою работу в виде кластера.

Прием кластер.

Вот как они справились со своим заданием.

А теперь наступила пора подвести итоги работы наших групп.

Этот приём называется стратегия «Галерея» и используется для рефлексии.

Поочередно заслушаем наши  группы.

Защита гербов группами…

Голосование будем проводить с помощью  аплодисментов.  За чей эскиз аплодисментов  будет больше, та группа и победит.

Уважаемые учителя, а на своих уроках вы можете применить приемы технологии критического мышления?

Ответы учителей.

Уважаемые коллеги, создавая герб Левши, вы попытались отразить судьбу и характер литературного героя, созданного Лесковым.

Лев Николаевич Толстой называл Н.С.Лескова писателем будущего, вкладывая в это определение мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского народа.

Чтобы осознать себя гражданином, человеку необходимо почувствовать сопричастность к судьбе своего народа. А эту сопричастность дает знание. Знание истории, культуры, литературы и традиций своего Отечества, своей малой Родины. А уж Тульскому краю есть чем гордиться!

Сергей Карпачев, учитель русского языка и литературы Плавской средней школы №2 Тульской области

В прикрепленных файлах – презентации и тексты к мастер-классу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте