Глядя на гербы нашей страны, нашей области, нашего города, мы задумываемся, что на них изображено. Почему на гербе нашей страны изображён орёл, да ещё и двуглавый? Почему на гербе одной страны изображён лев? А на гербе другой – кто-то ещё? Что это? Зашифрованная информация?
. . . А какой ? Что сделал ? ливый, тульский Мастерил, творил, подковал Дело мастера боится! Николай Семёнович Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера.
А что такое герб? Герб – эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах.
Поскольку литературный герой – это личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типичным героем), значит и для него можно создать герб, причём каждому герою – свой.
Проведем исследование. Предметом нашего исследования будет главный герой произведения Н.С. Лескова «Левша», его судьба, а также символы, отражающие черты его характера для их передачи через геральдику.
Прием «Бортовой журнал»
Что вы знаете о Левше?
Ответ группы…
Хорошо. А что вы знаете о гербе?
Ответ группы….
А что ещё вы хотели бы узнать о Левше?
Какие дополнительные сведения вы хотели бы получить о гербе?
Я вижу, что у вас возникли вопросы по теме исследования. Чтобы на них ответить, нужна дополнительная информация.
Прием «Инсерт»
1. Прочитайте текст и по ходу чтения сделайте пометки, находя ответы на поставленные вами вопросы.
Группы работают с текстом…
2. Повторите вопрос и озвучьте на него ответ.
Выступления групп…
Подумайте:
Какой образ героя у вас возникнет при создании герба Левши?
Что можно изобразить на гербе Левши?
Какие символы вы бы использовали?
Я вижу, что у вас уже есть идеи. Предлагаю воплотить их в жизнь. Первой группе необходимо создать эскиз герба Левши, героя, созданного Н.С.Лесковым. А вторая группа пусть создаст герб современного Левши.
Группы работают с гербами…
Мы сохраним и используем уже имеющиеся в геральдике параметры:
– форма герба,
– цветовая гамма,
– использование символических фигур,
– девиз,
– соответствие герба характерам героев,
– общее впечатление.
Работа с залом
А пока наши группы создают эскиз гербов, я познакомлю вас с некоторыми приемами работы технологии развития критического мышления.
Вот некоторые из них: «мозговой штурм», «метод контрольных вопросов», «кластер предположений» и другие.
Первый прием, на который хотелось бы обратить внимание – синквейн, который требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящий из 5 строк.
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Впереди нас ожидают летние каникулы. Предлагаю вам пример синквейна на эту тему
Каникулы. Яркие, весёлые. Гуляем, расслабляемся, спим. Отдыхать – не работать! Счастье
А теперь давайте вместе составим синквейн о Левше. Ваши варианты.
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. О ком пойдет речь?
А какой Левша?
Талантливый, Тульский, мастеровитый, добрый, смекалистый
Что сделал Левша?
Подковал, смастерил, обхитрил
Короткой фразой выразите свое отношение к персонажу
Терпение и труд все перетрут.
Назовите слово-ассоциацию, связанное с Левшой.
Мастер, талант
А вот как с заданием справились дети:
Левша Талантливый, тульский Мастерил, творил, подковал Дело мастера боится!
Николай Семёнович Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера.
Ребятам на одном из уроков было предложено задание: назвать положительные черты русского национального характера и оформить свою работу в виде кластера.
Прием кластер.
Вот как они справились со своим заданием.
А теперь наступила пора подвести итоги работы наших групп.
Этот приём называется стратегия «Галерея» и используется для рефлексии.
Поочередно заслушаем наши группы.
Защита гербов группами…
Голосование будем проводить с помощью аплодисментов. За чей эскиз аплодисментов будет больше, та группа и победит.
Уважаемые учителя, а на своих уроках вы можете применить приемы технологии критического мышления?
Ответы учителей.
Уважаемые коллеги, создавая герб Левши, вы попытались отразить судьбу и характер литературного героя, созданного Лесковым.
Лев Николаевич Толстой называл Н.С.Лескова писателем будущего, вкладывая в это определение мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского народа.
Чтобы осознать себя гражданином, человеку необходимо почувствовать сопричастность к судьбе своего народа. А эту сопричастность дает знание. Знание истории, культуры, литературы и традиций своего Отечества, своей малой Родины. А уж Тульскому краю есть чем гордиться!
Сергей Карпачев, учитель русского языка и литературы Плавской средней школы №2 Тульской области
В прикрепленных файлах – презентации и тексты к мастер-классу.
Комментарии