search
main
0

Массовый героизм без героев

Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» – одна из важнейших тем курса истории России двадцатого века. Она свежа еще в памяти народов мира и прежде всего народов России. Живы еще ее участники – ветераны войны. Однако не все из них по состоянию здоровья могут прийти на встречу со школьниками, рассказать о героизме советских воинов. Поэтому основным источником знаний учащихся о войне остается учебник. Но…

Великая Отечественная война продолжалась 1418 героических дней и ночей. Программа же отпускает учителю на ее изучение всего шесть уроков. Каким же виртуозом нужно быть педагогу, чтобы за 240 минут пробудить в сознании детей чувство уважения к ветеранам этой беспримерной войны, чувство патриотизма и любви к Родине!

Не в обиду будет сказано в адрес авторов учебника «История России. ХХ век», А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, события войны изложены сухо. Много хронологии и цифр, авторских эмоций, но мало запоминающихся эпизодов.

В каждой битве были свои живые герои. Но их имена, упомянутые в учебнике, можно пересчитать по пальцам. Из 11 358 героев Великой Отечественной войны названы лишь подвиги лейтенанта А. Лопатина, майора П. Гаврилова, старшего лейтенанта И. Иванова, капитанов Р. Храпая и Н. Гастелло, совершивших подвиги в первые дни войны. Из Московской битвы названо лишь имя В. Клочкова. В битве за Берлин – имена М. Егорова и М. Кантарии. В итогах войны – трижды Героев Г. Жукова, летчиков Р. Кожедуба и А. Покрышкина.

Остальные битвы Великой Отечественной войны оказались безымянными, герои битв забытыми, даже известные всей стране Тимур Фрунзе и Рубен Ибаррури.

В пункте «Сталинградская битва» упоминается, что городской вокзал 13 раз переходил из рук в руки. Но ведь упорные бои шли за каждый клочок земли! В этой связи нельзя не упомянуть о стойкости бойцов, под руководством сержанта Я. Павлова защищавших четырехэтажный дом, впоследствии названный Домом Павлова.

В Курской битве бессмертный подвиг совершил летчик-истребитель старший лейтенант А. Горовец. Он атаковал 20 вражеских бомбардировщиков и сбил 9 из них. Это был единственный в мире летчик, добившийся такой победы в одном бою. Но кто теперь об этом знает?..

Массовый героизм в борьбе с немецко-фашистскими войсками проявляли целые города, двенадцать из которых получили звание городов-героев. Но в учебнике не упомянуто ни об одном из них.

Впрочем, как и о детях – героях Великой Отечественной войны. А ведь раньше их имена помнил каждый школьник: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова…

Перефразируя слова ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, авторы учебника тем самым подчеркивают: «Все забыты и все забыто».

Примеры героизма были в каждой битве, и их обязательно надо приводить в учебнике. На них будут равняться сегодняшние юноши – выпускники школ и завтрашние защитники России.

Ни в какие рамки не лезет начало параграфа «Все для фронта, все для победы!»: «Поразительные успехи немецких войск, – начинается этими словами параграф, – и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей…»

Да нет же! Не «поразительные успехи немецких войск» сблизили нас, а патриотизм, любовь к Родине подняли советский народ на священную войну с немецкими захватчиками, вызвали самоотверженный труд тружеников тыла. Ушедших на фронт мужчин (многие ушли добровольцами) заменили женщины, юноши, девушки, пенсионеры. Не щадя своих сил, забывая об отдыхе, они сутками не отходили от станков, стремясь дать фронту больше танков, самолетов, боеприпасов и т.д. Зачем же отнимать у советских людей любовь к Родине и заменять ее «поразительными успехами» врага?

Петр ПАРШАЧЕНКО, учитель истории средней школы №33, Муром

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте