Трагедия 15 октября минувшего года на шоссе под Рязанью потрясла город. Потрясла своей нелепостью и какой-то безысходностью. Оказалось, что жизнь людей зачастую находится в руках полных уродов, которым и на свет белый появляться не стоило. Но они появились и будут жить, а семерых погибших курсантов Рязанского десантного училища не вернуть. Ни их родителям, ни друзьям. Двадцать человек находятся еще в больнице, и смогут ли они служить дальше по состоянию здоровья – неизвестно. Поначалу в ряде СМИ появились комментарии произошедшего, суть которых сводится к следующему: нечего было колонне двигаться ночью по шоссе, наверняка были нарушены правила передвижения, офицеры, как пить дать, отпросились домой, не было машин сопровождения и санитарной машины и т.д. Иными словами, так называемые эксперты по военным вопросам пытались доказать всем, что в армии по-прежнему бардак и что люди там гибнут по вине своих же командиров. Но это не так.
По словам начальника училища генерал-майора Владимира Крымского, пеший марш является одним из элементов таких важнейших составляющих боевой учебы десантников, как тактическая, тактико-специальная и физическая подготовка. А суббота? Для военных это обычно рабочий день. В 14 часов у курсантов завершились недельные плановые занятия в учебном центре, после чего был предпринят 55-километровый пеший марш до города, в направлении училища. По этому маршруту ходили уже многие десятилетия все, кто был курсантом училища.
Факты свидетельствуют, что десантники двигались в соответствии с правилами – по ходу движения автотранспорта в колонну по три. Колонна дополнительно имела специально назначенную группу ограждения из состава самих же курсантов, одетых в светоотражающие жилеты. Фонарями, направленными назад, кроме группы ограждения, располагала вся левосторонняя колонна десантников. У многих курсантов центральной и правой колонны фонари также были включены. Да и как могло быть иначе, если, по замечанию одного из пострадавших, курсанта Игоря Сидорина, «попробуйте идти в темноте по гравию обочины, не освещая себе путь. Раз пять уже ходили по этому маршруту и прекрасно знаем, что без фонаря пройти по нему ночью можно разве что на ощупь. Вообще фонарь имеет каждый курсант в соответствии со списком комплектации командирской сумки».
Курсант Виктор Пилипчук шел в середине колонны. По его словам, мысли были такие, что уже скоро училище. Он говорит:
– Не знаю, как можно было не заметить колонну. Трасса и обочина очень широкие. Водители заблаговременно сбавляли скорость, увидев нас издалека. Многие приветствовали «десантуру», предлагали сигареты. Так мы уже почти до Рязани дошли…
Колонна десантников действительно светилась в ночи, как электричка, и не заметить ее мог только спящий или напившийся до беспамятства отморозок.
Теперь об офицерах. Они были: и во главе колонны, и замыкая ее. Более того, первым на себя удар пьяного водителя принял шедший в замыкании командир взвода старший лейтенант Алексей Балашов. Командир батальона подполковник Владимир Марандидов также был с курсантами. И медицинская машина с врачом поликлиники училища Натальей Безносюк тоже была. Она же потом и оказывала изувеченным первую помощь. Медицинская машина по правилам двигалась в голове колонны.
Поэтому поменьше цинизма, господа «эксперты»!
Группой следователей проведена огромная работа, и сегодня многие факты уже являются бесспорными. Прокуратура располагает свидетельствами каждого из почти двухсот участвовавших в марше курсантов о том, что в ту ночь все предусмотренные Правилами дорожного движения меры безопасности и сверх того – дополнительные меры, обычно предпринимаемые десантниками при выводе пешей колонны на автотрассу, были соблюдены. Если бы колонна двигалась не по обочине, а по проезжей части и имела бы только фонари сзади и впереди, то и это не противоречило бы Правилам дорожного движения.
В 23 часа автомобиль «жигули» при включенном дальнем свете галогеновых фар на скорости около 120 километров в час неожиданно выскочил на обочину и стремительно сблизился с тылом колонны. Потерявший способность к управлению автомобилем пьяный 21-летний Анатолий Климкин, ехавший в компании с такими же бухими подростками, буквально таранит хвост колонны: Алексея Балашова, затем курсантов из группы ограждения, одетых в светоотражающие жилеты. Машина, сбив их и пройдясь по строю одного из взводов 14-й роты, вылетает на дорогу.
Курсант Иван Ишмаметьев из состава группы ограждения шел параллельно колонне слева, в жилете, с фонарем белого света. Говорит, что даже не помнит, как все случилось. Машина налетела сзади, сбила. Очнулся в госпитале.
Не снижая скорости, неумолимый металл опять вклинивается в строй курсантов и продолжает свое смертоносное движение. И только после этого уже изрядно помятый человеческими телами «жигуленок» вылетает с трассы и упирается в придорожные кусты.
Шедшие в 15 метрах позади колонны курсанты из группы ограждения Артем Никон и Дмитрий Ясюнин, которые приняли на себя первый удар, скончались на месте. Еще двое – по дороге в лечебное учреждение, а трое – в 395-м гарнизонном военном госпитале. До сих пор в госпиталях проходят лечение четырнадцать курсантов, получивших ранения различной степени тяжести. Один из пострадавших, курсант Игорь Грязин, недоумевает:
– Сколько раз ходили, никогда не создавалась опасная ситуация, а тут – такое.
Заместитель начальника училища полковник Виталий Замахаев признался мне, что военные морально готовятся к смерти всю жизнь. Но абсурдно, когда смерть застает их не при защите Отечества, а в мирное время, в таких вот обстоятельствах беспредела, которые почти невозможно предусмотреть.
На обочине дороги, где произошла трагедия, десантники воздвигнут обелиск в память о погибших такой нелепой смертью своих боевых товарищах. Но пока свое слово должен сказать суд. Как сообщили в Генпрокуратуре РФ, «прокуратура Советского района Рязани завершила расследование уголовного дела в отношении жителя села Поляны Рязанского района Рязанской области Анатолия Климкина, обвиняемого в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 264 УК РФ)».
Следствием установлено, что 14 октября 2006 года в 23 часа 15 минут Климкин ехал на автомобиле ВАЗ-21053 по автодороге Клепики – Рязань в направлении поселка Шумашь. При этом он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Более того, прав на управление автомобилем он не имел.
По данным прокуратуры, на 67-м километре автодороги Климкин не справился с управлением и совершил наезд на двигавшуюся пешую колонну курсантов. Автомобиль проехал через строй колонны, сбив 26 человек, после чего съехал в кювет и остановился. В итоге семь курсантов погибли и двое получили тяжкие телесные повреждения.
Как заявил ранее глава Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников, «гибель курсантов Рязанского училища ВДВ – это не банальное транспортное правонарушение, а убийство». При этом он особо подчеркнул, что при расследовании данного происшествия следствию предстоит ответить на очень много вопросов, добавив, что происшедшее – «случай, не поддающийся осмыслению».
А на недавней пресс-конференции командующий ВДВ генерал-полковник Александр Колмаков заявил, что после гибели и увечий курсантов Рязанского воздушно-десантного командного училища в результате дорожно-транспортного происшествия под Рязанью в октябре прошлого года в войсках ужесточили правила безопасности при передвижении колонн военнослужащих. «Для нас этот случай гибели военнослужащих в Рязани – боль в сердце. Потеря сразу 7 курсантов – это трагедия. Но мы на основании этого случая сделали все необходимые выводы», – отметил он.
При этом командующий подчеркнул, что, несмотря на то что комиссия не выявила нарушений мер безопасности в случае с рязанскими курсантами, требования безопасности военнослужащих при передвижении в колонне были повышены. Так, по его словам, в десантных войсках уточнили маршруты, по которым колонны теперь не имеют права передвигаться, а на участках, где необходимо пересечение каких-либо трасс, перекрывается движение.
Комментарии