Настоящие леди меня поймут: брюки и юбка – совершенно разные образы. Я надеваю брюки на активные занятия, диспуты, игры, тренинги: они прибавляют мне жесткости, энергии, напора, склоняют к мужской логике и техничному управлению ситуацией.
…Как раз к Международному Женскому дню свершилось… Педагоги Брянской, Воронежской и Тамбовской областей поддержали инициативу российского союза производителей школьной формы придать единый строгий облик учителям всей страны.
Ну, может быть и не всей, а – по аналогии с формой для учащихся – разным регионам и даже отдельным учебным заведениям ввести свои стандарты для рабочей одежды учителей.
По мнению представителей вышеназванного союза, форма для учителей изменит их профессиональную жизнь к лучшему. Она «обозначит статус учителей и повысит дисциплину. Кроме того, в сфере образования есть много отличий и различий между преподавателями: у кого-то ученая степень, у кого-то награды. На блузке или свитере они будут выглядеть нелепо или нескромно, а на профессиональной одежде – достойно».
Вот так и представляю свою коллекцию нагрудных знаков и медалей на отвороте солидного пиджака! Ой, их ведь слишком много для одного отворота… Поэтому напрашивается встречное предложение: изготовить специальные «орденские планки» для особо преуспевших на ниве общего образования. Или уж сразу погоны – согласно полученным званиям, категориям и стажу.
Конечно, промышленники предлагают сделать форменную одежду бесплатной – либо приобретать ее за счет бюджета. А теперь я представляю качество этой ткани, купленной за казенный кошт. Может быть, сразу изготовить прочные халаты или комбинезоны нескольких «базовых» цветов?.. Как врачам. Или (отличная мысль) яркие жилеты со светоотражающими вставками – как дорожным рабочим. Идут учителя в школу – их издалека видно. И казна вполне способна такие расходы потянуть.
А если без сарказма, то единая форма для учителей (не дресс-код, а именно одинаковые комплекты одежды с минимальными вариациями типа «белая блузка» – «бежевая блузка») препятствует созданию разнообразной и насыщенной образовательной среды. Да-да!.. Учитель(ница) – главный актор школьного действа, героиня детских грез и пример для подражания. Поэтому ему (в первую очередь ЕЙ) просто необходимо быть разной, варьирующей оттенки и уровень строгости костюмов, демонстрирующей стильные аксессуары и позволяющей себе сменить юбку-карандаш на юбку-годе и даже на брюки.
Все это вполне возможно в пределах делового стиля. Наши «педагогини» органично выглядят в костюмах, платьях, джемперах и даже спортивной амуниции. А как еще может, к примеру, выглядеть учительница физкультуры в спортзале?..
Я слышала о школах, где женщинам по сей день не положено ходить в брюках. По этому поводу позволю себе процитировать Ефима Лазаревича Рачевского, который просто и наглядно объясняет своим сотрудницам, можно ли им носить брюки: «Если то, что у вас сзади ниже пояса, по форме напоминает яблоко, – носите на здоровье. А вот если грушу, то нельзя». Между прочим, золотое правило для каждой представительницы прекрасного пола, а не только из педагогического сословия.
Настоящие леди (а также истинные джентльмены) меня поймут: брюки и юбка – это совершенно разные образы!.. Я надеваю брюки на активные занятия, диспуты, игры, тренинги: они прибавляют мне жесткости, энергии, напора, склоняют к мужской логике и техничному управлению ситуацией. Юбка-карандаш – стиль классического лектора: новый материал, фронтальный урок, размеренный ритм… А юбка-годе – это женственность, мягкость, эмоции, в ней хорошо вести задушевную беседу, обсуждать литературные новинки, проводить творческий конкурс…
Для наших учеников очень полезно – просто необходимо! – сначала наблюдать за чередой образов одного учителя, затем сравнивать манеру одеваться многих не похожих друг на друга учителей. И вырабатывать собственные вкус и стиль – в том числе через неприятие, критику, сопоставление. А разве мы, взрослые, не так же поступаем?..
При этом я всегда – еще с 90-х годов – выступала убежденным сторонником школьной формы для учеников. Наши гимназисты носят форму уже скоро 20 лет подряд. Конечно, модели меняются; к тому же, и модельерами становятся сами дети: проведено уже несколько конкурсов на лучший комплект школьной формы для разных возрастов. «Единой и неделимой» остается корпоративная символика: вензель с буквой «К».
Как же подобный «форменный консерватизм» уживается с либеральной позицией в отношении педагогов? Очень просто. Каждый человек в детстве и отрочестве должен пройти через «сито» правил и ограничений и научиться более содержательным способам самовыражения и легального сопротивления системе.
Уже в старших классах вполне допустим переход на общий деловой дресс-код (единственное условие – четко обозначить рамки делового стиля, чтобы завтра вам не пришлось доказывать, что джинсы с дырками и блузка в кошечках к нему не относятся). Если социализация на предмет внешней адекватности состоялась, то проблем и конфликтов уже не будет.
Кстати, наших учительниц тоже не будем совсем уж отпускать «на самотек». В дни официальных мероприятий, на школьных праздниках, на внешних конкурсах и т.п. они с удовольствием надевают элементы корпоративного стиля – шейные платки, галстуки, жилеты, бейсболки. Даже (как у нас) гротескные круглые очки. Тогда единство стиля воспринимается как неповседневное, объединяющее и мотивирующее.
Галстук с эмблемой, который вы застегиваете на шее каждый день, скоро станет опостылевшей удавкой. Он же, красующийся на вас при вручении почетного диплома или на директорском приеме, – знак особого отличия и принадлежности к школьной семье.
Поэтому будем небанальными, модными и экстравагантными. Но при этом деловыми, организованными и корректными. Сочетание этих качеств создает современный педагогический стиль – не «училки», а «(высоко)классной дамы».
…Кстати, жители Брянска заявили, что одеть в униформу надо и чиновников. Как вам такая идея?
Об авторе
Мария Владимировна Калужская, зам. директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей» города Екатеринбурга, кандидат педагогических наук
Комментарии