search
main
0

Мария Калужская, Екатеринбург: Бывшие отличники потом всю жизнь работают на бывших троечников. С этим утверждением трудно поспорить.

«Не грузите меня вашими заданиями, мне достаточно тройки», – вместе с девальвацией школьных аттестатов (которые уже несколько лет при поступлении в расчет не берутся) такие «заявления» ранее прилежных учеников стали нормой.

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?

знать, у бойкого народа ты могла только родиться,

в той земле, что не любит шутить…»

Н.В.Гоголь

…Уже пяти- и шестиклассники, ковыряя в носах, важно рассуждают, что химия или физика (литература, география…) им не нужна, ЕГЭ по этим предметам они сдавать не будут, потому что хотят быть, допустим, юристами. Зачем париться? – «ставьте тройку, мама сказала, что не будет ругаться».

Да, со следующего года балл аттестата вроде бы возвращается в «топ выпускника», но несколько прошедших лет ярко продемонстрировали формальность и относительность школьной системы оценивания. Процент отличников сократился, а троечников (по убеждениям) – возрос: гибкая детская психика запросто подстроилась под удовлетворительные результаты обучения. Родители не давят, учителя бессильны – ведь двойку все равно не поставят, самим дороже выйдет. Ближе к делу наймем репетиторов, навалимся на профильные предметы и получим желанные 80-90 баллов. Зато школьные годы станут гораздо более чудесными и свободными.

Ударниками и отличниками наших детей делает система требований – семейных и школьных. Далеко не каждый ученик способен противостоять прессингу «эталонного соответствия» – и до сих пор ряды медалистов пополняются, в основном, за счет идеальных исполнителей чужой воли и реализаторов «просроченных» взрослых амбиций. Я часто вспоминаю крик души одного мальчика, который никак не мог убедить свою мать, что тройка для него – это нормально: «Мама, как ты не понимаешь: это у-дов-лет-во-ри-тель-но, значит я учителя удовлетворил! Успокойся…». И еще – весомый аргумент моего собственного сына, который девять классов закончил с отличием, а в 10-м получил две «четверки»: «Я наконец почувствовал себя самостоятельным человеком, меня перестали тянуть на медаль и постоянно требовать подвига. Ты не представляешь, какой это кайф!».

Да, троечники (я имею в виду не закоренелых хвостистов-тугодумов, а вполне смышленых и развитых субъектов, сделавших свой выбор в пользу свободы) – в большинстве своем, птички божьи: им разрешено быть самими собой, иметь полноценный досуг и крепкие нервы. Строго говоря, они и не троечники вовсе: здесь в арсенале целый спектр оценок, хороших и разных; иногда они блещут эрудицией и красноречием, иногда позволяют себе «выключиться», дремать на уроках и неделями не делать «домашку». Такими бойкотами они выражают личное отношение к учителю, посылая сигналы: «мне неинтересно»; «я не понимаю, зачем мне ваши формулы»; «ваш стиль общения мне не подходит» и пр. Или, наоборот, запускают процесс подкалывания, «заговаривания зубов», начинают провоцировать однокашников, ввязываться в споры, жаловаться… Набор приемов бесконечно разнообразен – тем более с применением цифровых технологий.

У меня как-то случилась затяжная позиционная борьба с одной такой творческой личностью: старшеклассник целый месяц не мог выполнить задание, которое, кстати, сам же и выбрал. «Поставьте двойку и успокойтесь», – сказал он мне вальяжно с исходу третьей недели. «Нет уж, друг мой, я слишком тебя уважаю для этого, – ответила я. – Найди нетривиальный способ, можешь использовать любые средства и материалы, я уверена, ты сможешь всех удивить». В итоге он-таки сделал роскошный фотоколлаж на тему социальных противоречий. А сейчас – спустя 5 лет после выпуска – уже стал автором двух пейзажных фотоальбомов.

На уроке такой персонаж не зарывается с головой в учебный материал: он участвует во множестве коммуникаций (включая сетевые), успевает заметить все мелочи, подсмотреть в тетрадь соседа и списать, почитать любимую книгу или свежий пост, экспромтом ответить на вопрос учителя, пошутить, обсудить последние новости, подмигнуть соседке и отпроситься «выйти», чтобы просто прогуляться по коридорам или купить пирожок в буфете. А если учесть все способы конспирации, отговорки, методы убеждения и «забалтывания», искусство быть в нескольких местах сразу… Каждый урок служит для нашего троечника матрицей социальной жизни и приносит больше пресловутых «метапредметных результатов», чем иному отличнику за год упорной учебы.

Александр Михайлович Лобок, доктор психологических наук и создатель Школы вероятностного образования, как-то в разговоре заметил, что ученик, сидящий «на камчатке», получает гораздо более разнообразный опыт, чем те, кто занимает первые ряды. Он воспринимает картину целиком – причем не с парадной, а с реальной ее стороны; ловит все интеракции и перемещения, видит всех «нарушителей конвенции» и совершенно по-другому оценивает тактику педагога и возможности его влияния на класс. Арьергард – непростая  позиция, поэтому далеко не все стремятся на задние парты; кому-то проще отсидеться перед учительским столом.

Также и «настоящий» (по убеждениям) троечник – это сложная роль, требующая разносторонних компетенций. Поэтому он выходит из школы с крепкой закалкой, предприимчивый и готовый к испытаниям. И до сих пор верно утверждение «Бывшие отличники потом всю жизнь работают на бывших троечников». Для чего еще могут служить навыки идеального исполнения? Пока никакие ФГОСы этой диспозиции не изменили, и баллы аттестата (как и баллы ЕГЭ) действительно не являются зеркалом будущего жизненного успеха.

Что может расшатать сложившуюся систему, столь крепко укоренившуюся в нашей школьной повседневности? – Только кардинальное изменение правил игры: если не будет «троек» и «пятерок» (либо они перестанут быть критериями ученической состоятельности), то не будет и ярлыков, с ними связанных. Публично оглашаемая «отметка» может со временем трансформироваться в сумму баллов, получаемых учеником приватно, как и делается в большинстве других стран.

Для российской школы такой кульбит посложнее перехода через Альпы… Наши Альпы – наши стереотипы, привычка сводить любое оценивание к 5-балльному и тут же формулировать личное к нему (и к человеку) отношение. Так давайте же вспомним гоголевскую «птицу-тройку»: многих бойких людей вознесла она со школьной скамьи на политические, культурные и финансовые высоты. Да и сам Николай Васильевич школьными знаниями не блистал, троечником был.

Об авторе

Мария Владимировна Калужская, зам. директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей», Екатеринбург

Читайте также: Какой хотят видеть школу ученики Марии Калужской?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте