Я работаю так мало для того, чтобы у меня сформировалось четкое и определенное мнение о достоинствах и недостатках современной психологической службы в сфере образования, но вполне достаточно для того, чтобы получить первые впечатления и представления.
В самом начале сентября, возвращаясь домой с работы, я услышала разговор мамы и ее сына-школьника, идущих следом за мной.- Угадай, куда я сегодня в школе ходил? Мы там занимались, – говорит мальчик.- Даже не знаю. В кружок какой-то записался? – предполагает мама.- Нет, – отвечает мальчик.- К логопеду ходил?- Нет.- К психологу?-Ты что, мама! К какому еще психологу?! Я же не псих какой-то! – восклицает возмущенный ребенок.Я привожу этот пример для того, чтобы проиллюстрировать отношение к занятиям с психологом современного ребенка. Есть о чем задуматься. Конечно, это всего лишь мнение одного случайно взятого ребенка, но нельзя отрицать, что мыслить подобным образом могут многие дети. Какой же вывод можно сделать?На поверхности ответ, что необходимо вести просветительскую работу с детьми, объясняя им функции и задачи психологической службы. Это совершенно верно. С другой стороны, становится понятно, что если у ребенка не сформировано представление о работе психолога, то он находится вне зоны работы школьной психологической службы. Практически во всех московских школах и детских садах уже работают педагоги-психологи, но они не могут объять необъятное и уделить внимание каждому ученику или воспитаннику. Получается, что если у этого самого мальчика, возмутившегося предположением о том, что он мог заниматься с психологом, возникнет проблема и потребуется психологическая помощь, то к психологу он не пойдет. Легко можно представить себе протестную реакцию этого ребенка, если педагог или родители направят его к психологу, ведь для него это считается чуть ли не постыдным.Существует еще одна сторона проблемы: как одноклассники с подобными взглядами будут относиться к ребенку, регулярно посещающему психолога? Да-да, будут считать его «каким-то психом». Это автоматически снижает социальный статус ребенка, а ведь именно застенчивые, плохо адаптирующиеся к социуму дети часто являются контингентом психолога.«О, это ваш контингент», – определяют педагоги, указывая психологу на проблемного ребенка. «Наш контингент» – это все, кто чем-то выделяется из группы сверстников: этот тревожный и боится отвечать на занятиях, этот постоянно дерется и грубит, этот плохо ест, этот заикается.Психолог в образовательном учреждении, будь то школа или детский сад, решает проблемы по четырем основным направлениям. Во-первых, диагностика уровня развития детей, причем как интеллектуального, так и эмоционального. Во-вторых, психолог занимается развивающей и коррекционной работой. В-третьих, консультированием родителей, педагогов и собственно детей по интересующим их вопросам. Наконец, психолог ведет психопрофилактическую работу, то есть занимается деятельностью, направленной на предупреждение психологических проблем.Формирование адекватного представления о работе психолога и, что очень важно, формирование мотивации к занятиям с психологом, на мой взгляд, должно играть главенствующую роль в профилактической деятельности. Мотивация – это движущая сила любой деятельности. Именно благодаря силе мотивации человек из пассивного объекта становится активным деятелем, ставит себе цели и начинает их добиваться. Думаю, многим знакома ситуация: цель достигнута, но это совершенно не радует. Если мы не знаем, зачем и с какой целью мы что-либо делаем, нужно ли это нам вообще, то обесценивается и сама деятельность, а достигнутые результаты не приносят удовлетворения. То же относится и к занятиям с психологом: клиент должен понимать, зачем они ему нужны и каким образом они повлияют на сложившуюся жизненную ситуацию. Некоторые ошибочно считают, что если они пришли к психологу, то проблема уже решена. Или, а это встречается еще чаще, что психолог решит их проблемы вместо них. Задача психолога – своевременно развеять эти заблуждения и помочь клиенту найти правильную мотивацию и внутренние ресурсы для решения проблемы.«У каждого из детей есть какие-то особенности, всем им нужен индивидуальный подход. В моей группе есть только одна девочка, которая находится в гармонии с собой», – говорит о своей группе воспитатель. Наверное, она права, но один-единственный психолог не может уделить достаточное внимание каждому ребенку, решить каждую возникающую проблему. Не может и не должен. Поэтому для психолога образовательного учреждения очень важно владеть информацией об организациях и специалистах, к которым можно перенаправить родителей и ребенка.Именно на этом этапе особенно остро встает вопрос о мотивации к занятиям с психологом, причем как детей, так и родителей. Во многих случаях ребенка «некому водить», «некогда», «неудобно добираться». Или даже «исчезает» проблема – «у нас вроде бы все наладилось». Не нужно быть психологом, чтобы понять, что если у родителей нет желания или сил заниматься с ребенком, то вряд ли подобной семье можно помочь.Я очень надеюсь, что с развитием психологической службы в школах и детских садах представление о том, что «психолог – это для психов» будет забыто. Положительная тенденция, по крайней мере, точно наблюдается – к психологам обращаются все чаще и чаще. Во многих районах Москвы существуют центры психолого-медико-социального сопровождения, где люди могут совершенно бесплатно получить квалифицированную психологическую помощь.Работа психолога приносит целую гамму впечатлений и эмоций, как положительных, так и отрицательных. Но для меня особенно важно, что в моей пока еще недолгой психологической практике мне уже доводилось слышать: «Спасибо большое, вы нам очень помогли. Мне стало легче». Я думаю, что это и есть самый важный, пусть и очень субъективный, критерий эффективности работы психолога.
Комментарии