Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Марина ЗАХАРОВА, министр образования Московской области: Все улучшения – для ученика

Учительская газета, №35 от 30 августа 2016. Читать номер
Автор:

​- Марина Борисовна, какие перемены произошли в системе образования Подмосковья за последние два года?

– Мне кажется, это перемены вне региональной принадлежности… Давайте посмотрим на всю систему образования. Кто здесь главные действующие лица? Управленцы, директора, учителя или, может быть, сами школы? Нет, главный герой – ученик.Все, что в последние годы происходит в школах, причем не только в Подмосковье, направлено на улучшения ради ученика. Безусловно, есть школы, в которых ничего не надо менять. Сегодня хорошая школа та, в которой ученик получает не только знания, но и воспитание, причем ему об этом не говорят, не навязывают это, то есть он не чувствует, что его воспитывают. И для того чтобы сделать этот процесс органичным, незаметным, интегрированным во все образовательные действия, которые осуществляются в школе, и происходят все изменения – в кадровом составе, педагогов отправляют на повышение квалификации, в школе внедряются новые технологии, все для того, чтобы мы успевали за изменениями в мире.Если говорить конкретно о наших подмосковных проектах, то большую роль здесь играет «Школьный портал». Казалось бы, проект, который изначально был рассчитан на снижение учительской нагрузки по заполнению всевозможных отчетов… Но уже за один год он стал настоящей платформой для взаимодействия всех участников образовательного процесса. И это, кстати, тоже говорит о том, что мы в тренде: системы образования по всему миру становятся максимально открытыми для родительской и педагогической общественности благодаря современным информационным ресурсам. Открытыми и доступными.А на доступность в нашем регионе работает все то, что мы делаем для ликвидации очереди в детские сады и второй смены. Но что интересно – для думающего и анализирующего управленца любое решение рождает новые вопросы. Мы построили новые детские сады, запустили их… и увидели, насколько отличаются созданные в них условия от того, что даже при наличии различного оборудования и высокой технологической оснащенности есть в детских садах, что называется, прошлого века. В итоге мы работаем над программой капитального ремонта старых детских садов. C одной стороны, это итог за два года, а с другой стороны, задача на перспективу.Готовясь к большому областному педсовету, мы запустили на «Школьном портале» интерактивный опрос для участников образовательного процесса. Очень интересный результат: 76% людей, заполнивших анкеты, – это родители наших обучающихся. Опрос показал: родители наших школьников и воспитанников – неравнодушные люди, они готовы к сотрудничеству, и это для нас очень важно, и это одна из главных перемен. 70% респондентов удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг, 88% участников опроса удовлетворены компетентностью педагогических работников,  65% участников (это родители!) удовлетворены возможностями собственного влияния на улучшение работы образовательной организации.Родители наших детей – наши союзники в образовании и воспитании, их волнуют самые разнообразные темы: заполнение электронных дневников и организация праздников для детей, школьные пристройки и толерантное отношение к детям разных национальностей, информативность школьных сайтов и повышение квалификации учителей. Мы тщательно проработаем этот материал, ведь мнение родителей – важнейший ресурс развития нашей школы!- В школе вы прошли путь от учителя до директора. Это помогает в управлении системой образования?- Обучение и управление на самом деле очень различаются, хотя в обоих случаях нужно уметь владеть вниманием, увлекать, направлять… Но и без того, и без другого управленцу не состояться. Так что, конечно, помогает: принимая решения наверху, всегда задумываюсь о том, как отреагировала бы на него, будучи внизу. Более того, всегда необходимо предположить, как результат запланированных перемен скажется и на студентах, и на школьниках, к чему они отнесутся с пониманием, а что воспримут в штыки, срабатывает знание возрастной психологии.- А что для вас является профессиональным ориентиром? На кого можно равняться министру?- Никогда нельзя сказать, что какая-то идея возникла сама по себе, идеи рождаются из общения с интересными людьми. И таких в моей профессиональной жизни было немало. И в школе, и в областной Думе, и в правительстве Московской области я встречала и встречаю много ярких, интересных индивидуальностей, которые, по меткому выражению доктора психологических наук Александра Григорьевича Асмолова, не устают «доказывать себя» всю жизнь.Для меня очень важно, что и в деятельности нашего министерства активное участие принимают интересные и неравнодушные люди – это руководители крупных предприятий, авторитетные деятели образования, науки и культуры. Они участвуют в работе Общественного совета при Министерстве образования Московской области. Каждое заседание совета – настоящий мозговой штурм. Управляют генерацией новых идей Герой России, председатель Комитета по вопросам образования и культуры Московской областной Думы Лариса Евгеньевна Лазутина и главный редактор «Учительской газеты» Петр Григорьевич Положевец, они возглавляют наш совет.- Марина Борисовна, а для педагога кто-то может сегодня являться ориентиром? Это скорее классики или современники?- Педагог учится всегда. Разумеется, нельзя овладеть педагогической профессией, не впитав опыт наших великих предшественников – Константина Ушинского, Николая Пирогова, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского. Это все, конечно, очень далекие звезды, но в любом коллективе, особенно если мы говорим с позиции молодого, начинающего педагога, всегда есть те, кто твердо укоренился в профессии, и, более того, те, кто готов поделиться своим опытом. Это наставники. Сегодня в Подмосковье в каждой школе мы поддерживаем наставническое движение.В этом году мы даже запустили сайт с интерактивной картой школ области, где отражены достижения инновационных коллективов и педагогов-новаторов, победителей конкурсов профессионального мастерства, обладателей областных и федеральных грантов. Это не просто ориентир для молодого педагога, это хороший путеводитель для того, кто хочет активно войти в профессию.- А кого в Подмосковье больше – опытных педагогов или молодежи? Конфликты поколений на этом фоне часто случаются?- В прошлом году мы приняли на работу в школы более 1200 молодых специалистов. И это больше, чем годом ранее. Что бы ни говорили в последнее время, выпускники педагогических колледжей и вузов идут в школу и хотят там закрепиться. Для них это не последний шанс, это личный выбор, потому что и в колледж, и в вуз они идут с очень хорошими аттестатами.В этом году в наши областные вузы подано более 21 тысячи заявлений на почти 3800 мест, большой запрос абитуриентов на профессию «учитель». Например,  в МГОУ по специальности «русский язык и литература» конкурс составил 26 человек на место. Это дает нам уверенность, что учителями станут лучшие из лучших, как это и должно быть.Сегодня шестая часть подмосковного педагогического корпуса – специалисты до 30 лет. Это 5,5 тысячи человек.Конфликты в педагогических коллективах, разумеется, случаются, но мне кажется, что их причины не сводятся к чисто профессиональным вопросам. Любой конфликт – это сложный сплав причин и мотивов. Руководитель в детском саду, в школе, в колледже или техникуме, вузе должен быть внимателен к каждому своему сотруднику, коллеге, будь это молодой специалист или опытный педагог. Главное здесь – желание разобраться в том, как это получилось, и прийти к взаимопониманию. А современный молодой учитель готов к конструктивному диалогу, он не отказывается слушать своего коллегу, понимать его точку зрения и, если чувствует, что в чем-то не прав, принимать ее. Это очень ценно, именно такой учитель может воспитать ученика точно так же – с готовностью понять и принять другого. Я на этом делаю большой акцент, когда разговариваю с педагогами, если в попытке разобраться они выходят на меня: я же часто бываю на встречах с учителями, а мои аккаунты в социальных сетях известны каждому. Все внимательно читаю и реагирую.На всех этапах  работы с кадрами ведущая роль отводится предметным ассоциациям педагогов Московской области, созданным на базе региональных вузов. Их у нас 25. Общую координацию их деятельности осуществляет Ассоциация педагогов Московской области «Учителя Подмосковья». Это лидерская позиция области, такого нет ни в одном регионе РФ.  Сегодня в регионах России формируется система учительского роста, отвечающая запросам учителей.  Ведется активное обсуждение профессионального стандарта педагога.  В Подмосковье новым форматом профессионального роста и признания достижений педагогов-лидеров стали конкурсы на присуждение премий губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов», а также «Лучший по профессии» в сфере образования, которые проводятся по инициативе губернатора Московской области А.Ю.Воробьева с 2014 года. За это время   лауреатами премии  стали 94 участника. В этом году впервые в качестве условия участия в конкурсе педагоги представляли 15-минутные фрагменты уроков с объяснением нового материала. Это первые шаги в направлении создания «Электронной школы Подмосковья» с видеоуроками лучших учителей.Проблем и конфликтов нет там, где есть открытое, живое общение, и мы используем все возможные ресурсы для этого, в том числе и наши региональные сайты профессионального сообщества.- То есть молодые специалисты тянутся в Подмосковье? Реализация программы «Социальная ипотека» дает свои результаты?- И не только. Популярность профессии педагога в Подмосковье – это результат работы очень многих структур и персонально людей: от правительства Московской области до губернатора. А как, вы думаете, нужно реагировать вчерашнему выпускнику, если при трудоустройстве говорят о том, что молодым положено значительное единовременное пособие? С этого года оно увеличится до 150 тысяч рублей. Добавим к этому дополнительные индивидуальные решения в муниципалитетах – выплаты единовременных пособий при поступлении на работу, доплаты в составе зарплаты из муниципальных бюджетов, предоставление служебного жилья, компенсация платы за наем жилья – и получим в итоге моральную готовность начинающего специалиста попробовать свои силы, подкрепленную материальными решениями власти. Очень позитивная арифметика получается.Что же касается социальной ипотеки, то, действительно, в Подмосковье по инициативе губернатора реализуется этот интересный проект. Что мы этим проектом хотели сказать? Нам нужны те, у кого есть весомые профессиональные достижения. Эти люди могут стать  наставниками и делиться своими достижениями с коллегами. Мы объявили 56 вакансий в 44 муниципальных образованиях. Нужны учителя разных специальностей, больше всего, конечно, хотелось бы привлечь педагогов начальной школы и филологов, но и педагоги иностранного не помешают. – Подмосковье вообще привлекательный регион для миграции. Переезжают целыми семьями, и не только внутри страны. Школы пополняют дети, выросшие в иной культуре. Удается ли избежать недопонимания и конфликтов, сделать образовательный процесс по-настоящему мультикультурным?- Острую проблему вы, конечно, затронули. Смотрите: школы, в которых значительна доля детей-мигрантов, а количество таких школ в Подмосковье быстро растет, особенно в местах интенсивного жилищного строительства, очень скоро становятся теми самыми «школами в сложном контексте». Дети с низким уровнем владения русским языком хуже осваивают и другие дисциплины. Поэтому такие школы, на каких бы местах и в каких бы рейтингах они ни оказывались, мы поддерживаем.У нас есть специальная программа: такие школы могут предложить свои проекты развития и оказаться в числе региональных инновационных площадок, после чего им обеспечена финансовая поддержка в объеме 1 млн рублей. То есть мы поддерживаем их инициативу сделать этот сложный контекст рабочим. Всего с 2013 года у нас оказалось 29 таких школ.Причем школы, работающие в сложном контексте, входят в Топ-200 лучших сельских школ России, например одна из школ в сельском поселении Одинцовского района – Дубковская средняя школа «Дружба» пос. ВНИИССОК. Там как раз дети из семей с неродным русским и из семей с низким социальным статусом… Но педагоги прекрасно понимают: чем допустить создание параллельного социума, лучше запустить социальный лифт, и для таких детей его роль играет образование.Важно искать новые форматы работы, шире привлекать общественные организации. Главное – объединить усилия разных структур – институтов повышения квалификации, методических служб, предметных ассоциаций и других. Например, силами директоров  школ из ассоциации «Лидеры образования Подмосковья» организовывается партнерство со школами, находящимися в сложных социальных условиях, для обмена опытом и оказания методической помощи.- Марина Борисовна, а в подмосковном образовании сегодня много проблем?- Есть задачи, которые надо решать. Да, Подмосковье часто сталкивается с такими вызовами, о которых в других регионах даже не задумываются. У нас, например, колоссальное демографическое давление: детское население увеличивается в год более чем на 30 тысяч, та же миграция, о которой мы уже говорили.Разнообразие педагогического пространства тоже дает о себе знать: у нас есть школы в компактных наукоградах,  есть образовательные организации в городах с населением 200-300 тысяч человек и в сельских районах, где школьные автобусы каждое утро везут ребят из отдаленных деревень. У нас миллион обучающихся, более ста тысяч работников. И на первый взгляд трудно представить, как все это разнообразие укладывается в рамки системы…Наш регион – это еще и мощный комплекс федеральных дорог, зачастую не позволяющий соединить воедино несколько населенных пунктов, где живет разное количество школьников и дошкольников. При этом Подмосковье – регион, активно развивающийся в экономическом плане, привлекательный для инвесторов, а это новые запросы от потенциальных работодателей для наших выпускников профобразования, вузов. Мы постоянно должны обновляться, чтобы идти в ногу со временем и запросами общества.Еще в начале прошлого века русский философ  ректор Московского университета Сергей Николаевич Трубецкой сказал слова, в которых  практически заложена программа на все времена: «В школе – всё будущее России». Три года назад в действие вступил новый Закон  «Об образовании в РФ», в соответствии с ним нам доверено строить новую школу, растить в ней выпускника будущего. Закон прежде всего призван был стать самым базовым документом, который позволит системе образования вступить на новый качественный уровень, стать самостоятельными. Но, увы, действительность показывает, что осталась проблема – руководители образовательных организаций и учителя пока все еще ждут указаний сверху… Далеко не каждый руководитель, учитель готов сегодня быть мобильным, решительным в принятии решений и их претворении. Мы понимаем необходимость работы в данном направлении и совместно с нашей областной Академией социального управления работаем над изменениями и в части обучения директоров школ, колледжей, и в части повышения квалификации наших педагогов, и в части поддержки инновационных проектов в системе образования региона. – А как обстоят дела с зарплатой? Подмосковным педагогам не на что жаловаться в отличие от коллег из других регионов?- По уровню зарплаты Московская область всегда входила в число регионов-лидеров. И социальные указы президента мы выполняем по всем категориям педагогов.Да, не скрою, на нашу систему образования всегда давило тесное соседство с Москвой: там иной уровень бюджетной обеспеченности,  соответственно выше заработная плата бюджетников, но сегодня разрыв не так значителен, и я знаю много примеров, когда педагоги из Москвы работают в наших образовательных организациях.1 сентября зарплаты в сфере образования вырастут вновь. Для школьных педагогов Подмосковья это плюс дополнительные 5% в виде надбавки к окладу независимо от того, преподаватель это высшей категории или молодой специалист, для педагогов в детских садах надбавка составит 10%, а для педагогов допобразования – 20%.Повышение коснется 47 тысяч педагогических работников общеобразовательных организаций, 31 тысячи – дошкольных организаций, 11 тысяч – организаций дополнительного образования.- Сезон детского летнего отдыха подошел к концу. Выводы в целом неутешительные: летние лагеря, куда дети едут за новыми впечатлениями и знаниями, оставляют желать много лучшего. Подмосковные лагеря как-то отличаются от этой картины?- Чтобы таких трагедий, которым мы были свидетелями этим летом, не случалось, нужно прежде всего позаботиться о подготовке педагогов. В этом году Центр профессиональной подготовки и переподготовки специалистов сферы организации детского оздоровительного отдыха на базе МГОУ провел обучение руководителей и заместителей руководителей подмосковных лагерей. Читались курс «Менеджмент в сфере организации детского оздоровительного отдыха» и программы повышения квалификации «Управление лагерем с дневным пребыванием детей». С помощью деловых игр, решения кейсовых заданий, методов психологической диагностики и проектных работ специалисты центра и специалисты-практики помогли нашим управленцам разобраться в тонкостях организации современного детского отдыха.В этом году мы расширили сеть оздоровительных лагерей с дневным пребыванием и открыли их в более чем 1 тысяче образовательных организаций. Это на 12% больше, чем в прошлом году. Отдохнуть в них смогли более 70 тысяч детей. Лагеря действовали в общеобразовательных школах, организациях дополнительного образования, физкультурно-оздоровительных комплексах и подростково-молодежных клубах.В этом году мы рекомендовали руководителям органов местного самоуправления обеспечить максимальный охват летним отдыхом детей из «группы риска», то есть детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организовать работу по привлечению подростков в летние трудовые объединения, производственные и ремонтно-строительные бригады, отряды по благоустройству городов.- Марина Борисовна, а вам удалось найти время для отдыха? Или для министра каникулы – самая горячая пора?- Лето – для наших школьников, они проводят время на природе, занимаются спортом, набираются сил и новых знаний, в том числе в образовательных лагерях. Для нас, педагогов и руководящего звена, лето – самая ответственная пора, это период интенсивной подготовки к новому учебному году. 1 сентября прозвенит звонок, миллион четыреста школьников и студентов войдут в классы, аудитории, учебные мастерские, спортивные и актовые залы. Это праздник, но, чтобы он состоялся, инфраструктура образования должна пройти хорошую подготовку.Пока мы не получим информацию, что 1 сентября каждая образовательная организация штатно начала работу, что каждый воспитанник, школьник и студент в Московской области получил возможность приступить к занятиям в комфортных и безопасных условиях, расслабиться мы не сможем, ведь в наших руках дети, которых нам доверили жители Подмосковья.Уже через несколько дней всех дошкольников, школьников, студентов ждет особый мир, где каждый день не похож на предыдущий, где жизнь бьет ключом, и нам с вами постоянно надо спешить – спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам. Мы с радостью встречаем каждого и обязаны обеспечить высокий уровень качества образования и предоставить возможность обучения в современных, комфортных, безопасных условиях независимо от социального статуса или места проживания ребенка.   От нас с вами и от нашей работы зависит, каким станет новый учебный год. Пусть он будет ярким, наполненным новыми открытиями и светлым от благодарных взглядов наших учеников и их родителей. С праздником, с Днем знаний!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt