Сентябрь. Прохладный чистый воздух. Кружатся и ложатся под ноги желтые листья. Я иду по дорожке и замечаю, что невольно ускоряю шаг. Меня ждут. Совсем скоро я войду в класс, и на меня обрушится шум радостных голосов, перебивающих друг друга. Как много сразу вопросов, на которые надо немедленно ответить, ведь это все «вопросы жизни и смерти», например: «Почему Иванов удрал вчера с физкультуры, а Петька сел на мое место?», «Почему Мария Ивановна поставила мне опять четверку, а Петьке пятерку, ведь я же у него списывал?» Вопросы все сыплются, не дожидаясь ответов, их шквал прерывается звонком. Постепенно, как волна, отбегающая от берега, шум затихает, и, как в музыке, происходит смена ритма: вместо бурного вступления звучит медленная часть нашей пьесы под названием «Школьный день». И я вдруг понимаю, что придумать мелодию, развить ее, выстроить, как хороший режиссер выстраивает драматическую пьесу, – все это в моих руках. И я волнуюсь. Но у моей музыкальной пьесы есть хорошие ноты. «Поверим алгеброй гармонию» – так сказал поэт.
Учителя математики в школе вы узнаете всегда. Это спокойный, уравновешенный человек с хорошим чувством юмора. Хотелось бы соответствовать этому образу, знать ответы на все вопросы, погрузить в удивительный мир чисел любимого ученика Федю, который способен в течение урока разрисовать комиксами тетрадь в 48 листов, надеяться, что способность найти решение любой задачи поможет моим ученикам в будущем не терять оптимизма и смело браться за решение любых задач с неопределенным количеством неизвестных. «Математика ум в порядок приводит. Математика – средство для гимнастики ума» – эти слова из детства, написанные в кабинете математики, не только прикрывали дырку в стене, они вселяли уверенность и спокойствие.Вопрос о выборе профессии передо мной не стоял. Все произошло как-то само собой, естественно и просто, ведь много поколений в нашей семье выбирали именно педагогику. Так что, можно сказать, мне повезло: многие люди мучаются выбором, с трудом поступают в вузы, а я этого момента даже не заметила, пять лет обучения в университете пролетели как один миг.И вот я в классе, у доски, с мелом в руке, и на меня, замерев, смотрят мои «пятачки», как какого-то чуда ожидая, как же я «вырулю» к решению очередной задачки про поезда, которые сто лет назад выехали из разных мест и все никак не доедут. Ощущение, что я на сцене, в каком-то образе и публика ждет кульминации, я голосом невольно интригую, повисает в зале, ой, в классе, тишина… И вот счастливый момент – решение найдено! Почти аплодисменты! Счастье в глазах и азарт – готовы взять новый барьер. Это праздник для учителя.А вот и будни… Срочно надо разнимать двух учеников в коридоре, которые в своем споре перешли к последнему аргументу и готовы оба заплакать; или во время урока, когда тебе особенно удалось заинтриговать публику, в самый неподходящий момент звонит громко мобильный телефон… и опять у Пети Иванова. А теперь о шипах. Почему-то они имеют формат А4, уложены в файловые папочки, называются аналитическими справками, отчетами, планированием, циклограммами. Шипы вылезают в самый неожиданный момент, когда ты в творческом полете репетируешь песню к концерту или сочиняешь задачку на сказочном материале, или, проверив тетради, договариваешься с любимым о свидании.А если серьезно, труднее всего бывает остановиться в своем педагогическом порыве, когда оказываешься дома или среди друзей, забыть, что ты педагог, отключиться от школьных проблем. Психологи говорят об эмоциональном выгорании как профессиональном риске педагогов, а я стала замечать, что в компании друзей все чаще играю роль молчаливого слушателя, вместо веселушки-хохотушки и вообще стала ценить тишину.Тишина. От школьного порога с шумом отхлынула смеющаяся, галдящая волна. Закрываю опустевший притихший класс, где до завтра только часы, как метроном, будут отмерять тишину. Пауза. Немаловажная часть любой мелодии. Это время для размышлений о прошедшем дне и раздумий о дне завтрашнем. Это время, чтобы прислушаться к себе.Есть такая профессия – Родину защищать. На редкость сильная фраза. Есть профессии, сродни военным. Про труд солдата не скажешь: работа – это служба. Так и педагог, и актер, и врач – служат. Поэтому и торопишься, как солдат, к звонку, и спину держишь прямо, и вид имеешь бравый, и, главное, трудишься, как раньше говорили, на совесть, чтобы соответствовать образу Педагога. И учишься каждый день сам, потому что нельзя окончательно научиться нашей профессии, и радуешься вместе со всеми, и переживаешь общее несчастье в большой школьной семье, и надеешься, что твой труд поможет сохранить гармонию в этом мире.
Комментарии