Человек обитает в пространстве. Ему жизненно необходимо чувство дома. Родным домом стала для меня Москва. И каждое утро, как красавица, глядя в зеркальце, моя Москва в небо чистое смотрит, улыбается и приветствует меня звонкими голосами детей, спешащих в школу. Но ни на минуту не выпускает их из своих железных когтей информационный мир кричащих реклам, вчерашних телевизионных передач, сотовых телефонов с выходом в Мировую паутину. Что можем мы противопоставить этому монстру, который готов неподготовленной душе открыть все тайны разом?
Мы можем научить их мыслить, мыслить по-новому, вырабатывать свое отношение к тому, что они видят и слышат. Чтобы понимать этот мир не только в его противоречиях, но в единстве и гармонии.«Мы не можем подарить им наши думы, потому что у них есть собственные думы, – писал Халиль Джебран. – И если учитель действительно мудр, он не пригласит ученика в дом своей мудрости, а лишь подведет того к порогу его собственного ума». Научить растущего человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать свою нравственную позицию, уметь отстаивать ее, чтобы затем реализовывать в жизни – вот основная задача метапредмета «Проблема», который я веду на литературном материале. Ведь классическая литература – кладезь тем, размышляя над которыми, ученик находит ответы на свои вопросы. Литература сегодня – это не только искусство слова, но и способ освоения культурных образцов жизни, средство духовно-нравственного самоопределения учащихся. Что помогает мне в этом? Родной дом. То удивительное пространство, которое зовется Москвой. Как замечательно сказал об этом М.Ю.Лермонтов! «Кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! У нее есть своя душа, своя жизнь». Кремль, набережные, монастыри, музеи, театры, выставки, библиотеки, научные центры. Надо в полной мере использовать этот огромный образовательный и воспитательный потенциал. Показать ученикам красоту родного города, наполнить сердца этой гармонией, провести пушкинской, лермонтовской и другими культурно-историческими тропами, чтобы их душе, столкнувшейся с уродливым, безобразным, было из чего выбирать. Но и ученики могут многому нас научить. Ведь их души живут в доме Завтра, который нам не посетить, даже в наших мечтах. Надо дать им возможность почувствовать себя мастерами. Я уверена, учитель не тот, кто любит себя в ученике, но тот, кто в себе пытается найти ученика. И став на время таким учеником, вновь ощутить в себе эту радость первооткрывателя. Радость Кирилла, нашедшего для каждого звука живой славянской речи свою букву. Радость Ивана Федорова, выпустившего в Москве первую печатную книгу «Апостол». Радость Ломоносова, открывшего при Московском университете первую учительскую семинарию в России. Продолжая традиции прошлого, мы создаем сегодня современное образовательное пространство, объединяющее новое содержание образования, инновационные технологии обучения, воспитания и развития личности учащегося. Пространство, где мы вместе строим «Школу будущего».
Комментарии