search
main
0

Марина Шкробова – Верналис: от педагогики к поэзии, живописи, актерскому мастерству… к вершинам духа!

С Мариной мы познакомились в начале 90‑х годов. И с тех пор остаюсь во власти ее обаяния и незаурядности, восхищаюсь невероятной одаренностью, способностями и умениями этой прекрасной женщины, которая стала для меня другом, дорогим человеком, близким по духу, мировосприятию, взглядам на жизнь, профессию, одним словом, родственной душой.

Марина Шкробова – Верналис

По первому образованию Марина Альбертовна учитель истории и обществознания, и вначале она покорила меня своим педагогическим мастерством, которое отметили и эксперты первого регионального конкурса в Ульяновской области «Учитель года»-1991. Она стала его лауреатом. А позже для меня открылись новые грани ее талантов – стихи, картины, сценические выступления, одним словом, мне посчастливилось стать свидетелем ее творческого роста, достижений, быть рядом с ней по жизни, искренне дружить и радоваться ее успехам в педагогике, поэзии, живописи – во всем, к чему она прикасалась, чем занималась, всегда с полной отдачей сил, профессионально и во всем следуя самым высоким духовным, художественным, нравственным идеалам и ценностям.

В первые годы последнего десятилетия прошлого столетия среди многих интересных проектов, которые вела и поддерживала «Учительская газета», целый пласт разных программ был связан с гражданско-правовым воспитанием детей. Мы проводили конференции, олимпиады для школьников по правам человека и избирательному праву, сотрудничали с интересными педагогами, вместе с ними создавали учебные материалы, методические пособия, сборники статей, книги по граждановедению. Их авторы – Андрей Иоффе, доктор педагогических наук, кандидаты педагогических наук Наталья Воскресенская, Ирина Ахметова и другие педагоги – в течение долгих лет (начиная с 2007 года) были участниками международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS). Оно проводилось под руководством его координатора Петра Положевца, главреда «Учительской газеты» (1991‑2018). Марина Альбертовна также активно занималась этой проблематикой, воплощая свои инновационные идеи, задумки в сфере воспитания школьников, публиковала статьи, написала учебник, защитила диссертацию по этой теме, став кандидатом педагогических наук. Ее уроки с детьми, тренинги, лекции, мастер-классы для взрослой аудитории всегда отличались глубиной и оригинальностью. Обращали на себя внимание ее образная речь, применяемые метафоры, сравнения, притчи, выразительное чтение стихов. Ей было мало только предметов «История» и «Обществознание», всегда хотелось любимых межпредметных уроков, где на событие, эпоху или историческое явление можно было бы взглянуть через призму литературы, музыки и живописи.

Не только школа, но и Школа-студия МХАТ

В педагогической биографии Марины Шкробовой есть такой интересный факт. Три года она читала мальчикам авиационного колледжа поэзию Серебряного века! Не у каждого актера есть три года практики выступлений сразу перед тремя группами мальчишек (это около 100 человек) в библиотечном зале! Ее первый доклад был о Есенине – приготовила выступление, написала тест, подобрала стихи, красиво все оформила, пришла… Вспоминая этот эпизод, Марина рассказывает: «Передо мной сотня парней, которым только что сказали: «А сейчас у вас полтора часа поэзии!» Одно я поняла сразу: свой красиво оформленный доклад я даже не смогу открыть – потеряю аудиторию, уйдут мальчишки! И тогда я начала рассказывать о Есенине все, что помнила, что чувствовала при прочтении его стихов. И, конечно же, читала стихи. Мальчишки это оценили: десять, двадцать, тридцать минут наизусть… И они стали аплодировать! Так мы с ними подружились и говорили о поэзии три года. Много это или мало? А вы попробуйте!»

В самом деле, демонстрируя высокое мастерство в преподавании своего основного предмета, она одновременно поражает слушателей особым шармом, артистизмом и выразительным чтением стихов Пушкина, Лермонтова, поэтов Серебряного века и… своих, которые начала писать, будучи студенткой историко-филологического факультета Ульяновского педагогического университета. Постепенно ее педагогика становилась все более поэтической, художественно-эстетической, творческой, сценической. Со временем Марина Альбертовна чаще стала выступать перед широкой аудиторией, ей довелось поработать во всероссийских образовательных проектах, в том числе на базе Школы-студии МХАТ.

Буду артисткой!

Многие годы наблюдала, как стремительно росло и развивалось природное артистическое дарование героини моего очерка. Не случайно в четыре года на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» ребенок твердо отвечал родителям: «Артисткой!» Уже в этом возрасте она устраивала домашние концерты с невероятными нарядами, а с пяти лет старшие соседские девочки брали Марину в свои уличные театральные постановки! Мечтала о сцене, но вот что удивительно: не хотела играть чужие роли, искала свою! Так рассказывает Марина о своей детской тяге к артистическому миру: «Главный вопрос моей души в детстве: «Где люди берут свои мысли?» Очень хотелось, чтобы у меня были свои мысли, которые откликались бы в сердцах других людей! На выбор пути повлияло и то, что моя мама, инженер-конструктор по профессии, профсоюзный лидер, занимавшаяся культурной жизнью ОКБ военного завода, мечтала о том, чтобы мы с братом могли свободно говорить со сцены, не боялись проявлять себя в творчестве и отличаться от других. Родители часто были на сцене и при каждом удобном случае нас брали с собой. Папа прекрасно декламировал стихи, на заводе его звали «наш Левитан» за глубокий и сильный голос! С шести лет я занималась танцами, потом были музыкальная школа (фортепиано) и хор. И всегда были конкурсы, где я читала стихи любимых авторов, а сама начала писать стихи только в студенчестве. Видимо, для рождения своих мыслей нужно было время».

Многими талантами одарили мою любимую подругу ее родители! Умение декламировать, красивый, глубокий тембр голоса – от папы, безупречный вкус, вокальные данные, музыкальность, рукоделие унаследованы от мамы, благодаря которой с ранних лет и до сих пор Марина имеет свой авторский стиль в одежде. Чего стоят ее шляпки, каждый раз новые и неповторимые, стильные и изысканные, подчеркивающие ее женственность и индивидуальность. Нина Петровна прекрасно шьет, конструирует любые виды одежды, все это тоже перешло от мамы дочери. Став и здесь мастером на все руки, Марина за ночь может сшить себе новое платье или костюм, придумать дизайн очередного наряда для выступления, для нового сценического образа. А что касается ее каллиграфического почерка, редкого сегодня навыка красивого письма, высоко ценившегося в прошлом (да и сейчас на Востоке, например в Японии), то этот дар, вероятно, от Бога.

Путь к искусству

В самом деле, полученное в семье воспитание, привитая родителями с детства любовь к искусству, к слову, сама по себе учительская профессия стали для Марины началом ее пути к поэзии, сцене, живописи. Одно время она пробовала найти себя и в другой сфере. Оказавшись волей судьбы помощником депутата Государственной Думы, она и здесь хотела быть безупречным в профессиональном отношении специалистом. Перфекционизм Марины Альбертовны привел ее в Дипломатическую академию Министерства иностранных дел, которую она окончила с отличием. Обучаясь в Дипакадемии, Марина поняла, что именно культурная дипломатия – ее цель и мечта. И этот опыт оказался полезным. Расширил, как говорит она, кругозор, сделал ее психологически еще более устойчивой, развил интуицию, повысил уровень организованности, ответственности за свою судьбу и близких. А все эти качества просто необходимы тем, кто идет своим путем, рассчитывая исключительно на себя, на свои силы, что, собственно, и делает Марина уже почти 40 лет, выходя на сцену, читая стихи детям и взрослым.

Говорить с самой различной, порой совершенно немотивированной публикой, помогали, несомненно, ее педагогический опыт, спектакли, которые она ставила с детьми еще в школе, поэтические концерты, салоны в классах, на лучших площадках дворцов культуры города Ульяновска, а потом во многих других городах России. Она вела тренинги личностного роста в зале на 400 человек, собирала более тысячи человек на молодежных и педагогических фестивалях, была автором сценариев и ведущей масштабных событий. Помню нашу общую с Мариной и Артуром Зарубой, абсолютным победителем конкурса в 1992 году, акцию по подготовке и организации торжественной церемонии завершения конкурса «Учитель года России»-2002 в Государственном Кремлевском дворце. Они тогда стали соавторами его сценария, а в 2009 году еще и блестящими соведущими финала конкурса, который проходил в Большом зале Российской академии наук.

«Охапка мокнущей сирени!». Холст. Масло. 60х90. Марина Верналис

Вера, Надежда, Любовь и София

В самом деле, этот путь от педагогики к искусству и возможность «играть свою роль» подсказала Марине сама жизнь, ее первая профессия. Придя молодой учительницей в школу, она искала язык, на котором сможет говорить с учениками без перевода, от сердца к сердцу. Таким языком любви стала для нее поэзия. Она начала делиться с ребятами тем, без чего сама не могла жить, и школьники это чувствовали, откликались на этот язык. «Это мои дети научили меня так читать стихи! Им нужна была актриса во мне, чтобы они слушали и верили, чтобы им самим хотелось читать, а кому-то и писать стихи. Они учили меня искусству интонации!» – говорит Марина, отвечая на часто задаваемый ей вопрос, навсегда ли она ушла из педагогики. Нет, не ушла, просто перешла на иной уровень контакта с детьми и взрослыми, теперь на сцене, соединив в себе педагога, поэта, актрису, еще и дипломата! Так родились новое ее имя – Марина Верналис (Вера, Надежда, Любовь и София (мудрость) – и те смыслы, которые она несет своей публике, вызывая у нее живой отклик, благодарную реакцию на творчество. Несколько лет назад она стала членом Союза писателей России и Международной академии русской словесности, у нее вышло 9 поэтических сборников, в каждом из которых живут ее душа, мысли и чувства, которыми она щедро делится с читателями. Поэзия стала ее жизнью! Как в строчке стихотворения: «Что, как бы ни казалось странным, // Жизнь – это шанс собою стать!» Свою миссию она видит в том, чтобы пробуждать, вдохновлять, звучать теми высокими вибрациями, которые возвышают нас до главных ценностей человечности, до вершин духа, до Творца! Примерно об этом она в другом своем стихотворении: «Успеть бы дорасти до человечности! // Возвысить дух и в горе, и в стремлении. // Так, сея на земле, мы всходим в Вечности, // Питая этим радость восхождения!» Философская тема ярко звучит и в этом ее сонете: «Минуты единения в красоте: как мимолетны, как неторопливы… // Все встречи на духовной высоте // Необъяснимы и неповторимы. // Кто нас ведет на эту высоту? // Кто проводник в горах непонимания, // Способный разъяснить всю простоту // Непостижимой сути Мироздания? // Путь к Свету в человеке. Посмотри! // Ведь указать путь этот невозможно. // Его увидит тот, в ком свет внутри. // Лишь СВЕТОМ духа СВЕТ увидеть можно! // Задача жизни – СВЕТ свой отыскать // И без остатка людям передать!»

Проснуться художником

Стихи, поэтические салоны, встречи со зрителями, поклонниками, казалось бы, наполнили сполна жизнь Марины Шкробовой-Верналис, но была у нее еще одна тайная мечта. Она давно хотела писать картины, но не разрешала себе этого, думая, что подходить к холсту нельзя без художественного образования. Однажды гости поэтического салона решили сделать ей подарок – урок живописи с Алиной Олениной! Не сразу, а спустя полгода Марина отважилась пойти на занятие к профессиональному художнику, и… все сложилось. Любовь к холсту и маслу возникла сразу, даже запах краски понравился! Захотелось писать не только кистью, но и мастихином! А с ним «роман» не у всех складывается. Она начала писать запоем, уходила из студии последней, пробовала и пейзажи, и натюрморты, и портреты, и абстракцию… «Когда я брала частные уроки живописи у художницы Алины Олениной, – поделилась со мной Марина, – она не учила меня рисовать, а открывала во мне художника! И часто останавливала свое желание показать мне что-либо фразой: «А ты поищи сама!» И я искала, как написать мастихином или кистью ветку сирени, закатное небо или волну! Я искала и формировала свой почерк. Оказывается, художник рождается тогда, когда у него появляется почерк. Мы же узнаем великих мастеров по почерку, по мазку! Так же педагогов и поэтов мы различаем по авторской манере слова и чувства».

И уже через три года состоялась ее первая персональная выставка в Москве: 37 работ в двух залах Библиотеки искусств имени Н.А.Боголюбова. За эти годы Марина Верналис написала более ста работ, многие из которых уже приобретены почитателями ее таланта в изобразительном искусстве, часть из ее картин теперь украшают интерьеры домов, квартир, офисов.

Август 2023 года. Грузия, Бушети. Шалва Александрович Амонашвили с Ириной Димовой и Мариной Верналис

Рыцарь гуманной педагогики

Да, пришло время, и Марина наконец-то стала воплощать то, что давно вызревало в душе, – ее неодолимое желание как учителя, поэта, артиста, художника донести до зрителя главные жизненные ценности и образцы слова, жизни, творчества. Она сама создавала вокруг себя такие мир и пространство, в которых ее мысли, устремления приобретали реальные очертания: рождались большие моноспектакли по творчеству поэтов Серебряного века, поэтические салоны, музыкально-поэтические концерты в составе ансамбля классической музыки, авторские поэтические вечера. Особая история – ее выступления еще на первых Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике у Шалвы Амонашвили, на которые он пригласил ее после их первой встречи на конкурсе «Учитель года» в конце 90‑х годов, где они были членами жюри. Великий педагог современности сразу же обратил внимание на незаурядность ее личности, и она органично вошла в число его любимых учеников и последователей. «Прекрасная Марина» – так часто называет ее Шалва Александрович – получила от него почетное звание «Рыцарь гуманной педагогики». Она часто выступает на семинарах выдающегося педагога-новатора, и уже дважды вместе с Мариной мы побывали по приглашению Шалвы Александровича в Грузии, в родовой усадьбе в Бушети, где стали участниками Высшей школы его учеников, получили ни с чем не сравнимый заряд духовной энергии, теплоты, доброты и радости от общения с выдающимся педагогом нашего времени. А еще эти поездки стали толчком для новых прорывов в творчестве Марины Шкробовой-Верналис, истоки которых коренятся в той самой гармонии и духовной связи, которая возникла между Учителем и Учеником, между Шалвой Александровичем и Мариной Верналис. Когда его дочь Нина Амонашвили предложила ей сделать переводы стихов Учителя с грузинского на русский, Марина, конечно же, согласилась, ей очень захотелось прикоснуться к струнам души великого человека, на чей свет она, я, мы, многие из нас идем вместе с тысячами его учеников по всему миру! «Но как перевести?! Ведь я не знаю грузинского!» – озадачилась Марина. После присланного от Нины подстрочного перевода стихов ее отца Марина «стала слушать музыку стиха на грузинском, а потом собирала, словно бусы, русские слова в поэтические строки! Конечно, все это трепетное прикосновение к душе Мастера, желание поймать мысль и огранить ее точной смысловой рифмой. Буря эмоций внутри! Плавильня слов, фраз, смыслов. И кропотливое выписывание строк на бумаге, чтобы сложилось и зазвучало. И чтобы поэтическая строка летела прямо в сердце! Мне помогло то, что я часто слушаю живое слово Шалвы Александровича, его интонации. И мое философское начало. Я искренне благодарю Нину и Шалву Александровича за это доверие – переводить строки сердца, быть поэтическим эхом… Переводить (особенно поэзию) – это суметь быть зеркальной гладью воды (души!), в которой отражаются глубина и красота, вся суть другого человека, его души! Самым большим счастьем было услышать от автора: «Да! Это мое стихо­творение! Это очень точно. Давай будем соавторами». Дорожу такой оценкой безмерно!»

А вот что о стихах Марины написал сам Шалва Александрович: «Я давно очарован поэзией Марины Шкробовой-Верналис. Стихи ее имеют и цвет, и мелодию, и звучание, и вкус, и запах – и все это небесное…»

«Стань светом сам!»

По дороге к своей юбилейной дате (4 февраля 2024 года) Марина, кажется, сумела практически без остановок и передышек воплотить многие мечты и желания. Прошедший год был особенно щедрым и принес ей заслуженные награды, приятные сюрпризы. В декабре 2023 года она стала победителем Международного конкурса «Открытая Евразия», финал которого состоялся в Австралии, в Мельбурне. На конкурс Марина Альбертовна представила свою книгу «Поэзия в живописи» в номинации Art-book, где были представлены 30 ее живописных полотен и 30 авторских стихов к ним. Там, в далекой Австралии, на берегу Южного океана, она мечтала о том, чтобы книгу перевели на английский язык, и, о чудо, это произошло! Накануне нового, 2024 года издательство Herdfortshirepress доставило ее из Лондона в Москву. Теперь, как и мечтала Марина, книга отправится в путешествие по всему миру к читателям. Она верит, что поэзия и живопись будут дарить людям свет души автора и, возможно, станут поддержкой в поиске их собственного пути, в обретении радости каждого дня. В этом проекте ей помогли друзья и Евразийская творческая гильдия, амбассадором которой Марина стала два года назад. Совсем недавно она вошла (по результатам голосования) в состав Консультативного совета гильдии!

Еще несколько вдохновляющих событий окрылили нашу юбиляршу, дали новую энергию для творчества. В декабре в Ульяновске на вечере «Поэзия и саксофон» у нее получился потрясающий дуэт с ее учеником Алексеем Куликом, саксофонистом, солистом Ульяновской областной филармонии, виртуозом, настоящим артистом! Импровизация с ним принесла ей огромную радость, истинное наслаждение. В начале января Ирина Малова, тоже ее ученица, педагог по профессии, ставшая известным дизайнером и креативным директором бренда женской одежды KUZINA, предложила своему наставнику в лице Марины Альбертовны сотворчество в подготовке новой коллекции одежды с принтами на основе ее стихотворных строк и картин! Сейчас команда молодых графических дизайнеров трудится над макетами, Ирина планирует показы коллекции и в Москве, и в Ульяновске, и в других городах, где на подиуме будут звучать стихи Марины Верналис! Яркие впечатления она также привезла из недавней гастрольной поездки в Красноярск, где проходил ее поэтический салон.

И, пожалуй, еще одно событие нельзя оставить без внимания. Оно вновь свидетельствует о неисчерпаемости творческих ресурсов, воображения и фантазии Марины Верналис, раскрывает новые грани ее таланта. Она создала собственный уникальный продукт – поэтическую трансформационную игру «Стань светом сам!», которая целиком построена на ее творчестве: метафорические ассоциативные карты (МАК) – исключительно картины Марины Верналис, а карточки с подсказками – ее поэтические строфы! Несколько сеансов, которые провела Марина, вызвали у ее участников живой интерес и любопытство. В сетях появилось немало восторженных отзывов и комментариев. Марина не скрывает своих эмоций: «Каждая игра уникальна по своему ходу и содержанию, это такое счастье – быть поддержкой, а порой и спасением для тех, кто ищет ответы на жизненные вопросы и свою новую духовную высоту. Стоит просто почитать отзывы участников! Оказалось, что сплетение моего опыта педагога, психолога, дипломата, актрисы, поэта и художника волшебным образом раскрывает новые мои грани и позволяет участникам игры раскрыться в этом трансформационном потоке через работу с образами и глубину поэтического слова. После каждой игры у меня просто прилив творчества и сил!»

Горная Шория. Драгоценные дары духа. Холст. Масло. 60х80. Марина Верналис

Послесловие

Сейчас Марина Шкробова-Верналис готовится дать юбилейный праздничный концерт в Москве, который будет проходить в день ее рождения, 4 февраля, в 19.00 в Большом концертном зале Библиотеки иностранной литературы. Поэзия и музыка соединятся в программе «Меня за руку держит Бог!». За роялем будет импровизировать прекрасный композитор, виртуозный пианист Арнольд Манукян, с которым Марина уже более десяти лет выступает вместе. Предстоящую встречу, как и все другие, каждый раз уникальные и неповторимые, она рассматривает как сотворчество со зрителями: важно привести их к своему открытию значения стихотворных строк, вызвать у них желание после поэтических салонов заново перечитать любимых поэтов. Марине, надо отметить, это удается в полной мере: до самого финала она удерживает остроту интереса и внимания зрителей, сохраняет высокий градус эмоциональности, доброго, душевного настроя. Особую роль в этом играют ее сценический образ, голос, актерское дарование, их слаженный дуэт с блестящим музыкантом, любовь к зрителю. В такой атмосфере поэтическое слово обретает объемное звучание и глубину. Соединение музыки и поэзии дает неповторимый вкус слову, наделяет его особыми образами. И вся эта гармония – музыка поэзии и поэзия музыки – открывает нам новые смыслы, поднимает к вершинам духа, очищает, как горный воздух, дает силы и укрепляет веру, надежду на лучшее. С нетерпением жду этого момента, чтобы вновь испытать состояние окрыленности и одухотворенности от встречи с прекрасным. Приглашаю и вас, дорогие читатели, разделить со мной эти позитивные и вдохновляющие эмоции – побывать на празднике торжества, силы и величия настоящего искусства, почувствовать магию невероятного таланта моей героини – прекрасной Марины Шкробовой-Верналис! Не пожалеете, обещаю!

Ирина Димова, президент Общероссийской общественной организации «Учитель года», член оргкомитета и Большого жюри конкурса «Учитель года России» (1991‑2023), кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте