Мой личный детский опыт пребывания в саду оставил негативные воспоминания на долгие годы вперед.
Это был конец 80-х годов, занятия в группах практически не проводились, дети были предоставлены сами себе. Грубые воспитатели, некорректно и оскорбительно высказывавшиеся в наш адрес, постоянное ощущение пустоты и ненужности, скука и желание поскорее оказаться дома с мамой – вот, пожалуй, самые яркие впечатления тех детсадовских лет. Очень хорошо помню свою детскую мечту: «Вот вырасту, пойду работать в детский сад воспитательницей – отомщу за все обиды!» Правда, через пару месяцев обдумывания планов мести я все же пришла к выводу, что это не лучшая идея – никого из моих воспитателей-обидчиков уже не будет, а страдать от моей мстительности будут ни в чем не повинные другие дети. Чего я ждала тогда, стоя целыми днями у окна? Маму. На что надеялась? Что мне никогда больше не придется вернуться в этот ужасный детский сад.Сравнивая ту ситуацию с нынешней, я, конечно, вижу ощутимые изменения в лучшую сторону. Все большее внимание уделяют разностороннему развитию детей, их подготовке к школе, а также успешному взаимодействию с окружающими их сверстниками и взрослыми. Масса разнообразной методической литературы призвана помочь педагогам в достижении их образовательных целей. Двигаться вперед подталкивают нововведения на государственном уровне: новшества, затрагивающие непосредственно педагогический процесс, – федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также касающиеся самих педагогических работников, – новая система оплаты труда.Мнения по поводу введения ФГТ достаточно противоречивы, у них есть как сторонники, так и противники. Сторонники ФГТ говорят о таких недостатках традиционной программы, как унитарность, излишняя идеологизация дошкольного образования, оторванность от жизненного опыта и возрастных особенностей ребенка, занятия с узкими специалистами, во многом воспроизводящими структуру классического традиционного урока с применением объяснительно-иллюстративного метода, недооценка собственной активности ребенка, отсутствие опоры при обучении и воспитании на спонтанный опыт дошкольника, умаление роли сюжетно-ролевых и дидактических игр, а также конспективный характер программ, препятствующий творческой активности педагога. Введение новых требований призвано решить все эти проблемы.Однако тут есть вопросы. Опираясь в первую очередь на игровую деятельность и убирая четко спланированные занятия, нужно обладать очень высоким уровнем педагогического мастерства, чтобы не столкнуться с некоторыми проблемами. Если игра призвана заменить традиционное занятие, то педагог должен с помощью лишь одной игровой формы деятельности вести детей к их разностороннему развитию и накоплению необходимых знаний. В этом случае игра не должна пойти на поводу у детей и превратиться из обучающей в простое бытовое развлечение. Определенный плюс игрового метода при умелой работе педагога – развитие самостоятельности, активности, творческих способностей ребенка. К минусам можно отнести довольно резкий переход от игры к урокам при поступлении ребенка в школу. В такой ситуации ребенок оказывается неподготовленным к школьной действительности. В ФГТ четкий план занятий с детьми предполагается заменить на импровизационную деятельность педагога, что даст ему больший простор для творчества, но для того чтобы импровизация прошла успешно и не превратилась в нечто сумбурное и непонятное, она должна быть подготовлена заранее (даже если речь идет о педагогах с большим опытом работы), что опять-таки возвращает нас к четкому плану педагогических действий. Ведь при неумелой импровизации педагогический процесс будет лишен целей, что соответственно приведет к отсутствию конечного образовательного результата. Предоставляя большую свободу ребенку, педагог должен умело сохранять баланс между этой самой детской свободой и своей ролью, дабы не превратиться из ведущего педагогического процесса в слугу, потакающего детским капризам и сиюминутным прихотям. Наличие у детей определенной свободы не должно привести к вседозволенности и отсутствию самого понятия дисциплины. Недавно я столкнулась как раз с таким примером излишней свободы – мне довелось побывать в частном детском саду, где детям было позволено практически все под эгидой свободного воспитания. Итог – воспитатели, идущие на поводу у детей, и сами дети, не обладающие знаниями, которые должны быть в их возрасте, с несформированными представлениями об окружающем мире.Разумеется, существует еще масса разных тонкостей и нюансов, связанных с новшествами. В полной мере все плюсы и минусы покажет практика. Потребуется большое педагогическое мастерство, чтобы идти правильным курсом в условиях более свободного педагогического пространства. Наверное, в этом смысле ситуация для молодых педагогов в какой-то мере становится сложнее, есть опасность заблудиться в большом количестве педагогических тропинок, но при желании нет ничего невозможного – дорогу осилит идущий.Возрастающие требования к уровню профессионализма педагогических работников поддерживает и новая система оплаты труда, благодаря которой педагоги выходят на конкурентную основу. Прямая зависимость между активностью, компетентностью педагога и уровнем его зарплаты дает надежду на более качественные результаты обучения и воспитания.Я очень надеюсь, что современным детям не придется так же, как мне в свое время, считать минуты, мечтая поскорее вырваться из ненавистных стен, чтобы детский сад, наоборот, стал им вторым, родным и близким домом, о котором они будут вспоминать с теплотой в последующие годы.
Комментарии