Читать главные книги русской литературы – как пересматривать заново свою биографию. И невольно возникает вопрос, который волновал и героев Толстого, и лермонтовского Печорина: а кто же руководит жизнью человека – он сам или судьба? Не будучи фаталисткой, я могу сказать, что в профессию меня привела именно она, судьба… Устроившись работать учителем, я уговаривала себя: «Ну потерпи один год, ведь это ненадолго».
В этом году исполнилось двадцать пять лет с того дня, как я переступила порог школы в качестве учителя. Я словесник. Моя специальность – филология. Любовь к слову. К книге. Книг уже написано столько, что ученики иногда задают вопрос: «Неужто у человечества на все книги мозгов хватает? Мозгов столько нет, сколько книг! А скоро книги читать и производить будут одни компьютеры». Современная школа немыслима без информационной среды, без информационных технологий. Да, я тоже иду в ногу со временем, работаю в образовательном пространстве MOODLE, где у меня создано десять дистанционных курсов. Мне и самой интересно использовать медиасредства на уроках языка и литературы, я вижу заинтересованность в такой работе и у ребят, ведь без компьютера они уже не представляют свою жизнь. А вот без книги, без журчащего, как ручей в прохладный день, родного слова, кажется, уже вполне. Последний приют – филология. Казалось бы, любовь к слову. И вообще любовь. Вольный воздух. Ничего принудительного. Множество затей и фантазий. Но увы. Понаставили в учебниках цифры, сноски, снабдили аппаратом непонятных и скучных абстракций, сквозь который бедному ученику не прорваться… Кто-то решил, что наука должна быть непременно скучной. Вероятно, чтобы ее больше уважали. Скучная – значит авторитетная. А я стараюсь дать почувствовать на уроках вкус родной речи. Вслушайтесь! «Родная речь». Название звучит архаически. Почти по-деревенски. Детством попахивает. Сеном. Сельской школой. Родную речь весело и занятно читать, как и подобает ребенку. Уроки литературы я стараюсь сделать приглашением к чтению, к сотрудничеству. Не со мной, прежде всего с автором. Не восславить предлагаю прославленную русскую классику, а заглянуть в нее хотя бы одним глазком и тогда уже полюбить. Заботы учителя литературы экологического свойства, и направлены они на спасение книги, на оздоровление самой природы чтения. Я стараюсь, чтобы не было так: «Изучали книгу и практически перестали читать». Это педагогика для взрослых, в высшей степени начитанных и образованных лиц. Я считаю, что чтение – это сотворчество. У всякого свое. В нем масса допусков, свобода трактовок. Пусть учитель литературы в изящной словесности собаку съел и может выдать правильное повелительное решение, но хочется, чтобы дети не повиновались, а любую идею подхватывали на лету и продолжали ее, иногда, может быть, в другую сторону. Русская литература сама по себе морской простор, где каждый писатель сам себе капитан. Оглядываясь назад, в начало пути, я понимаю, какими долгими и трудными оказались дорога в профессию, путь к мастерству. И невольно сравниваю себя и своих питомцев с чеховским садом. Ты, как сад, растешь в будущее, не отрываясь от своих корней, от почвы. Ты меняешься, оставаясь неизменным. Но сад – это и совершенное сообщество, в котором каждое дерево свободно, каждое растет само по себе, но, не отказываясь от своей индивидуальности, все деревья вместе составляют единство. Учитель и его ученики.
Комментарии