search
main
0

Маргарита Русецкая заявила о необходимости повышать требования к уровню владения педагогов русским языком

В Министерстве просвещения РФ прошло первое заседание Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка. На нем рассмотрели два основных вопроса: изучение русского языка как государственного и продвижение его за рубежом.

– Уже проделана колоссальная работа. Действуют свыше 110 центров русского языка и 120 кабинетов русского языка в 61 стране мира, в рамках федеральной целевой программы \”Русский язык\” реализовано более 350 проектов. Только в 2018 году детские центры \”Артек\”, \”Орлёнок\”, \”Океан\” и \”Смена\” приняли более 2300 детей из иностранных государств, – сказала министр.

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая, принявшая участие в заседании, считает, что сегодня для продвижения русского языка делается очень многое, но эффективность этой работы оставляет желать лучшего. Проблема нуждается в дифференцированном подходе на межправительственном уровне, четкой и структурированной государственной политике.

— Для любого языка его статус за рубежом определяется основными показателями – сколько детей его учат в государственных школах и сколько кадров готовится для этого в вузах. Динамика по этим показателям отрицательная: известно, что кафедры русистики и славистики в зарубежных университетах закрываются, преподавание русского языка в школах так же сокращается. И это несмотря на то, что у России с другими странами существует целый ряд межправительственных соглашений, в которых прописана взаимная поддержка изучения языков.

По мнению ректора, существует асимметрия в подходах к изучению иностранных языков в России и некоторых других странах, например, Испании. При этом Маргарита Русецкая подчеркнула: за рубежом есть люди, которые хотят изучать русский язык, за поддержкой обращаются педагоги, но следует различать уровень ожиданий граждан и государственную политику в области преподавания русского языка.

Маргарита Русецкая считает, что подготовка русистов в самой России тоже требует пересмотра и обновления. В Институте Пушкина два года назад разработан профессиональный стандарт преподавателя русского языка как иностранного, который обобщает все необходимые компетенции современного педагога, но он до сих пор находится в стадии рассмотрения.

По мнению ректора Института Пушкина, необходимо выстроить систему продвижения русского языка, включающую работу по направлениям отдельных стран, индикаторы эффективности и координационные центры, ответственные за эту деятельность.

Вторая тема, которая обсуждалась на Комиссии – это преподавание русского языка в стране. Маргарита Русецкая выступила с предложением внести в резолюцию вопросы о повышении качества подготовки кадров по направлению \”Образование и педагогические науки\”. По ее словам, необходимо повышать требования к уровню владения преподавателями русским языком, и начинать надо с абитуриентов при поступлении.

— Нельзя результаты за ОГЭ или ЕГЭ возлагать только на преподавателей литературы – каждый педагог является эталоном речи для ученика, и каждый педагог в своей предметной сфере должен максимально использовать предметный материал для формирования навыков говорения, аргументированного выступления на ту или иную тему. Поэтому для каждого, кто поступает на педагогическое отделение,  ЕГЭ по русскому языку – это ключевой показатель: только с высочайшими баллами ребята могут поступать в вуз для получения педагогической профессии.

Она также отметила, что необходимо неформально отнестись к оценке модуля по коммуникациям на русском, государственном языке на следующих этапах – обучения в вузе и работе по профессии. Нужны открытые творческие конкурсы, лучшие практики, образцы педагогической риторики – как учитель должен убедительно, эффективно, современно подавать учебный материал.

По мнению  ректора Института Пушкина, итоги государственной аттестации по русскому языку и литературе в школах – не только результат деятельности педагогов русского языка и литературы, но и  традиции воспитания речевой культуры в семье, и вопросы здоровья.

В настоящее время до 60% детей поступают в первый класс с речевыми нарушениями. Часто они остаются незамеченными и в начальной школе переходят в дисграфию и дислексию, негативно  влияют на успеваемость детей, а позже и подростков.

— И Федеральный институт педагогических измерений, и другие специалисты отмечают роль русского языка абсолютно в каждом экзамене – это умение работать с текстами, умение читать, понимать главную мысль и обрабатывать информацию, – подчеркивает Маргарита Русецкая. –  Поэтому система логопедической помощи на сегодняшний день требует пристального внимания Министерства просвещения,  иначе мы на системной основе качество владения русским языком не повысим.

Сейчас реализуется инициатива Ассоциации родителей детей с дислексией, поддержанная  Министерством просвещения РФ: Институт Пушкина готовит электронный открытый курс о проблемах выявления, диагностики, предупреждения и коррекции дислексии и дисграфии. \”К работе над курсом привлечены лучшие специалисты в этой области. Уже к началу учебного года этот курс будет доступен и родителям, и педагогам  и, надеюсь, внесет вклад в формирование понимания значимости этого вопроса\”, – заключила Маргарита Русецкая.

О работе по обновлению ФГОС для повышения уровня преподавания русского языка в российских школах рассказала заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина.

– Сегодня мы работаем над тем, чтобы стандарт сделать действительно предметным, чтобы он содержал требования к результатам и имел содержательное наполнение, которое позволит, вне зависимости от местоположения учебного заведения, сохранить уровень преподавания русского языка, – пояснила она.

По информации пресс-службы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Минпросвещения России

Фото сайта edu.gov.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте