search
main
0

Марафонская дистанция

Август – не только месяц отпусков, обилия овощей и фруктов, сочных арбузов и сладких дынь на рыночных прилавках, но и жаркая пора для родителей, чьи дети идут в школу. Это серьезнейшее испытание на прочность семейного бюджета. А сколько душевных волнений! Первое сентября для родителей первоклассников и вовсе как выстрел стартового пистолета. Впереди – марафонская дистанция длиною в 11, а для кого-то и в 12 лет.

С думой о каникулах
Я шел на рынок за самым сладким арбузом, и у рядов с канцтоварами встретил Оксану Зимину, свою бывшую одноклассницу. Разговорились, вспомнили молодость. Перешли на день сегодняшний.
– Вот хожу, закупаю тетрадки для сына. Он в первый класс идет, – без энтузиазма говорит Оксана. – Несколько месяцев откладывали деньги. На школьном собрании дали список канцтоваров из 30 наименований. Голова кругом идет. Я подсчитала: на разные ручки, карандаши и стиральные резинки нужно не менее тысячи рублей. Например, пять небольших листков бархатной бумаги стоят 25 рублей, а цветные карандаши и гуашь – около 50. Конечно же, эти затраты несоизмеримы с 70-рублевым детским пособием.
Оксана Зимина работает в научно-исследовательском институте. Зарплата – чуть больше двух тысяч рублей. Муж, железнодорожник, получает около пяти тысяч.
– А с моральной точки зрения ваша семья готова к школе? – спрашиваю.
– Чувства противоречивые. Сейчас почти во всех школах требуют, чтобы дети шли учиться подготовленными – умели читать, писать и считать. И если ребенок этого не умеет, то в школу его могут и не взять. Напрашивается вопрос: чему же тогда педагог будет учить ребенка в 1-м классе? А будет он учить его тому же самому. Существуют курсы подготовки детей к школе, есть даже усиленные. Не спорю, они приносят пользу. Но зачастую эти курсы лишь дублируют программу первого класса. И родителям приходится выкладывать деньги, которых и без этого не хватает. Ребенок приходит в школу, и ему не интересно.
– Мне, как и всем родителям, хочется, чтобы первая учительница была настоящим профессионалом, отзывчивым и порядочным человеком, – продолжает Оксана. – Ведь от педагога во многом зависит то, как ребенок будет относиться к учебе. Хотелось бы, чтобы труд учителя оплачивался достойно, не так, как сейчас.
– Оксана, готов ли твой ребенок к школе, хочет ли он учиться?
– Мой сын неплохо подготовился к первому классу: мы научили его читать по слогам, писать под диктовку, считать и умножать. Он очень хочет идти в школу. И знаешь из-за чего? Из-за того, что его ждут каникулы! Дима хочет хорошо научиться читать, чтобы знать как можно больше. Я очень рада, что в век информатики ребенка тянет к книгам. Считаю, что нельзя с малых лет детей приучать к компьютеру. Он отрывает ребенка от реальной жизни. Еще мне хотелось бы, чтобы в школе большее внимание уделяли физическому развитию детей.
– Как мама первоклассника, ты знаешь, что ждет тебя в ближайшие годы?
– Когда я собирала ребенка в первый класс, – говорит Оксана, – то, естественно, расспрашивала родителей, дети которых уже учатся. Я ужасаюсь тому, сколько еще нужно будет вложить денег в образование ребенка. Ремонт школы, класса, дополнительные занятия, дни рождения учителей и многое другое – на все нужны деньги. Иногда попадаются учителя, которые в открытую заявляют, что у них маленькая зарплата и что необходимо купить родителям к той или иной дате. Одна моя знакомая столкнулась с таким случаем: пошла записывать своего ребенка в школу, а ее прямо в глаза спросили, сколько она может дать денег. Что же получается? Если родители у черты бедности, то их ребенку и не учиться?!
Сборы в школу – это, конечно, радостное событие, но от волнений и переживаний никуда не деться. Чему будут учить ребенка, помимо математики, письма, чтения, рисования? Раньше нам вбивали в головы утопию – марксизм-ленинизм, который был выкинут на свалку истории. Нас принимали в октябрята, пионеры и в комсомол. Сейчас все по-другому, как будто прошло сто лет. На фоне дикого капитализма, безудержной страсти к деньгам прививается культ церкви. У молодежи совершенно другие ценности. В чем-то мы выиграли, а что-то навсегда потеряли за последние десять лет.
– Я думаю, детям не стоит навязывать то, в чем порой не могут разобраться даже взрослые, – говорит Зимина. – Мне хочется, чтобы ребенку в школе прививали такие качества, как национальная гордость, патриотизм, хозяйское отношение к своей земле. Чтобы больше внимания уделялось истории, родному языку и народным традициям. Чтобы школу мой сын любил.
… Невольно переношусь в свое детство. Помню, как за ручку с мамой с букетом цветов я первый раз шел в школу к своей первой учительнице – Вере Александровне Тиховой. В моей памяти она на всю жизнь останется самым лучшим учителем. Вера Александровна с теплотой относилась к каждому ребенку. Иногда после уроков она забирала к себе домой отстающих учеников и, накормив их обедом, решала с ними математические задачи и писала диктанты. Во втором классе из-за болезни я полгода не ходил в школу, и Вера Александровна навещала меня, помогала делать домашние задания. И все это было от чистого сердца.

Надоело сидеть без дела!
… А в старших классах, когда до начала летних каникул оставалось всего несколько дней, мы с друзьями не выдерживали и прогуливали уроки. Какие там физика и алгебра, если на улице солнечная погода, а до речки от школы – рукой подать! Мы брали напрокат ялики и устраивали на Оке захватывающую гребную регату. Честно сказать, школа у меня ассоциируется с одноклассниками, с уроками физкультуры и со всевозможными шалостями. Каждый год в конце августа мне хотелось скорее в школу, чтобы встретиться с друзьями, поделиться летними впечатлениями.
Моя двоюродная племянница, как выяснилось, тоже спешит в школу именно поэтому.
– Я уже устала от каникул, дома и во дворе просто не нахожу себе места. Надоело сидеть без дела, – говорит Даша. – Хочется учиться, поскорее прийти в свой класс. Он у нас очень дружный. Мы каждую неделю выпускаем стенгазету. Берем интервью у одноклассников, пишем истории о школьной жизни.
– Даша, а какие предметы тебе больше всего нравятся? – интересуюсь у без пяти минут шестикласницы.
– Литература, математика. У нас классный руководитель – учитель русского языка и литературы. Марину Викторовну все ребята любят и уважают. Она всегда общается с нами на переменах, помогает делать стенгазету, придумывает праздники. Еще мне нравятся уроки физкультуры и когда между классами проводятся соревнования.
– Скажи, сейчас трудно учиться?
– Нет, мне не трудно. В классе большинство ребят успевают. Двойки – большая редкость. С сентября у нас будет новый предмет – география. Я думаю, что это интересно – узнавать новые страны, находить их на глобусе, рисовать по контурным картам.
С прошлого года Даше больше всего запомнился поход на правый берег Оки. Еще пятиклассников возили в Тулу. Экскурсия по старинному городу оружейников Даше очень понравилась. Дети познакомились с кремлем, полакомились тульскими пряниками. Яркий рассказ экскурсовода ребятам запомнится надолго. Скоро первое сентября и новые походы. Даша радуется и спешит показать обновки – юбку, кофту, красивый брючный костюм.
– Первого сентября я обязательно пойду в школу с букетом цветов. Это традиция. В этот день весь город будет яркий, нарядный…
Как бы хотелось, чтобы все дети шли в школу первого сентября с таким же настроением, как Даша Овсянкина. С желанием увидеть учителей и одноклассников и с жаждой учиться. Чтобы каждый первоклассник пришел к такому учителю, которого он всю жизнь будет вспоминать добрым словом.

Михаил БОНДАРЕВ
Калуга

Статфакт

Всего обучающихся детей в системе Министерства образования РФ было:
в 2001 – 2002 учебном году 19 млн. 190 тысяч 279,
в 1995 -1996 – 21 млн. 119 тысяч,
в 1991 -1992 – 19 млн. 929 тысяч 576.

В 2001 – 2002 учебном году в первый класс пришли 1 млн. 491 тысяча 317 детей,
в 1995 – 1996 – 2 млн. 370 тысяч 200 детей,
в 1991 – 1992 – 2 млн. 366 тысяч 702 ребенка.

В России к началу прошлого учебного года насчитывалось 65 тысяч 665 школ, работающих в системе Минобразования, из них свыше 44 тысяч сельских. В 1995 – 1996 учебном году работали всего 67 тысяч 446 общеобразовательных учреждений, из них сельских свыше 47 тысяч, а в 1991 – 1992 учебном году эти показатели были 66 тысяч и 48 тысяч.
Точные данные по стране на 2002 – 2003 учебный год будут готовы в ноябре.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте