search
main
0

Марафон мастеров

Утро 30 сентября конкурсанты, жюри, пресса, интересующаяся ходом конкурса, и детский пресс-центр встретили в театральном зале магнитогорского Дворца творчества детей и молодежи. Всем присутствующим были представлены члены Большого жюри. Напомнили правила – 20 минут на выступление, 5 минут на вопросы. И марафон пятнадцати классных мастеров начался.

Представление о том, каким должен быть мастер-класс, меняется на конкурсе из года в год. Когда-то на втором туре конкурсанты давали уроки-импровизации. Участвовавшие в таких представлениях учителя зачастую устраивали шоу – изображали непослушных учеников начальных классов, делали пародии на телевизионные передачи. Постепенно главное испытание для «пятнашки» стало более строгим, выверенным. Сегодня это мастер-класс, во время которого педагог должен продемонстрировать свое мастерство, свой педагогический стиль, технологии и методики, которые он использует в преподавании, наконец, просто показать на взрослых свою способность быть учителем.

Большинство нынешних участников конкурса выбирают такую форму: на сцену приглашаются желающие, выполняющие роль учеников, и рассаживаются за парты. Но ведущий мастер-класса не забывает и о зале, периодически обращается к нему с вопросом или заданием.

Елена Кузьмина, учитель начальных классов средней школы №26 города Стерлитамака Республики Башкортостан, назвала свой мастер-класс «Слово о словах». Она показывала фрагменты культурологического подхода к преподаванию русского языка, который помогает воспитать у школьников бережное отношение к слову. Речь шла о березе. Две группы учителей на сцене получили задание – выбрать и записать образы, которые рождает это слово. А зрителям в зале другой вопрос – что для вас береза? Как она используется в быту? И снова задания для групп на сцене – создать синквейн о березе.

Учитель физической культуры средней школы №12 города Урай Ханты-Мансийского автономного округа Артур Коршунов собрал на сцене своих коллег, чтобы продемонстрировать свою методику. Учителя, объединенные в команду «Олимпийский пеликан», оценили уровень развития своих физических качеств: быстрота, сила и так далее. Ученики Артура Александровича обычно проходят контрольное тестирование, это позволяет получать объективные данные. В условиях мастер-класса это невозможно, его участники провели субъективный анализ и составили профиль своей физической кондиции. Пока взрослые ученики на сцене проверяли себя, в занятие включился зал – по рядам передавали мяч и даже перебрасывали его через натянутую сетку.

Еще одна форма мастер-класса – работа исключительно с залом. Такую форму выбрал учитель русского языка и литературы средней школы №2 города Сокола Вологодской области Вячеслав Вахрамеев. Сложность состоит в том, что необходимо по-настоящему заинтересовать зал – темой, вопросами, иллюстративным материалом на слайдах, чем угодно, только бы зрители начали отвечать вам. Вячеславу Вячеславовичу удалось включить зрителей в диалог, а дальше заинтересовать коллег рассказом о герое книги Юрия Нагибина «Сильнее всех иных велений» князе Юрии Голицыне. Тембр голоса, отбор материала, чтение отрывков из произведения – тут играет роль каждая деталь. Тем более, что у этого разговора об историческом персонаже было несколько сверхзадач. Одна из них – задуматься о том, почему мы, россияне, не помним своей истории, почему не гордимся достижениями предков?

Еще одна структура мастер-класса: учитель-мастер дает задания, выслушивает ответы и затем делает выводы, показывает слушателям магистральные направления саморазвития, развития предмета и даже – той или иной науки.

Участники мастер-класса учителя математики средней школы №1060 Москвы Михаила Случа решали цикл задач – от простых к сложным. Надо было не только найти конкретные ответы на вопросы. Тема мастер-класса: «Введение в теорию сложности». Когда сложность задачи существенно выросла, Михаил Случ удивил своих «учеников»: «Если бы мы пытались решать ее руками, одну операцию за одну секунду, нам с вами потребовалось бы 580 миллиардов лет. Мы встретились, таким образом, с задачами, решение которых требует почти бесконечного времени. Подобным же образом устроены задачи, которые имеют огромную практическую значимость. Они реализуют так называемый переборный алгоритм. Это задачи, связанные с управлением, решением транспортных потоков и проецированием оптимальных сетей. Это геологические и химические задачи. Это, наконец, задачи расшифровки человеческого генома и защиты банковских транзакций. Для всех них не придумано быстрого алгоритма. Эта проблема формируется как одна из важнейших в математике. Может быть, ее решит кто-то из ваших учеников, может быть, в будущем ее решат ученики школы №5». Напомню: Михаил Случ имел в виду 5-ю школу Магнитогорска, где ребята углубленно изучают математику и на базе которой проходил первый тур конкурса.

Наиболее, пожалуй, яркий и вместе с тем привычный для педагогических конкурсов прием мастер-класса – организация прямо в ходе его проведения исследовательской деятельности. Андрей Гарифзянов, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы поселка Красная Нива Тульской области, предложил коллегам разрешить историческую загадку: зачем развалины Карфагена засыпали солью? Было организовано настоящее исследование со всеми этапами: проблема – гипотеза – проверка гипотезы – вывод – рефлексия. Для работы были созданы творческие группы: теоретики, экспериментаторы, дизайнеры и методисты.  В конце работы они отчитались, а учитель прокомментировал их деятельность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте