search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Манифест появился вовремя

Появление манифеста совсем не ощущалось как что-то неожиданное, скорее как естественный ход событий – так тогда воспринимались события в стране.

Алексей СЕМЕНОВ

Вот моя личная история.

В 1956 году я поступил в московскую школу №7 и в 1967 году ее окончил. Профессиональные математики чуть раньше начали там реализацию идеи обучения, предлагая ученикам математику строить самим. В 1967 году я начал учить в этой школе девятиклассников. Лидером движения стал Николай Константинов, его образовательная философия передавалась практикой работы матшкол №7, 91, 57, 179.

1 сентября 1984 года мне пришлось уйти из МГУ в Академию наук – Совет по кибернетике, когда-то созданный адмиралом А.И.Бергом для спасения и развития зарождающегося цифрового общества.

Весна 1985 года: через 10 дней после того, как Михаил Горбачев стал главой государства, он подписал постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о цифровизации школы; я организовал создание под руководством Андрея Ершова первого учебника по информатике и цифровым технологиям. Одной из целей для нас была модернизация математического образования в России, мы до сих пор крайне медленно движемся к этой цели, но я не оставляю надежды.

Осенью 1985 года, вернувшись со встречи Горбачева и Рейгана в Женеве, Евгений Велихов, советник Горбачева по науке, предложил мне запустить работу по формированию новой модели образования для страны с использованием цифровых технологий и мирового опыта. Начинается создание ВНТК (временного научно-технического коллектива) «Школа» под руководством Велихова, в 1986 году соответствующее постановление подписали первые лица Минпроса, АН СССР и ГКНТ, но коллектив из представителей институтов РАН, ВПК, вузов работал независимо от постановления. В основу формирующейся модели ложится исследовательская деятельность ученика, продолжающая идеологию Константинова: наблюдение, эксперимент, самостоятельное открытие. Помогал Александр Уваров, пришедший из ПИ РАО в Минпрос начальником управления информатизации. Пример нашей работы – курс языка и математики (включая информатику), где идеологом языковой части была Анна Поливанова, яркий представитель новой российской лингвистики, а учителем, участвовавшим в создании курса и использовавшим его в школе №57, – ученица Поливановой Елена Булин-Соколова, ставшая потом моей женой и матерью наших шестерых детей.

1986 год – это знакомство с Проблемной группой по образованию (ПГО) в Болгарии. ПГО руководил Благовест Сендов, известный математик и высокопоставленный научный чиновник. Примеры работы ПГО – учебник «Математика и язык» для начальной школы, интегрированные учебники по естественным наукам и т. д. В Софии Сендов познакомил меня с Симором Папертом из MediaLab MIT, учеником Пиаже, соратником Марвина Минского в запуске работ по искусственному интеллекту в MIT. Паперт был евангелистом Лого – уникального языка программирования, распространявшего в десятках стран философию образования Паперта – констукционизм, объединившую конструктивизм Пиаже – самостоятельное строительство своей психики в материальной среде – с социальностью учения по Выготскому и цифровой технологией. Паперт приезжал к нам как к носителям культуры математического образования, группа Сергея Сопрунова вошла в международный коллектив Лого. Паперт привлек мое внимание к математике Яна Коменского – науке, искусству, ремеслу учения.

Важную роль в становлении ВНТК сыграл Леонид Переверзев, знаменитый музыкальный (в первую очередь джазовый) критик, оппонент Георгия Щедровицкого во ВНИИТЭ, близкий друг Пола Винтера (экоджаз). Леонид Переверзев и Александр Уваров были основными людьми интерфейса – переводчиками между представителями «просто науки» и людьми «образовательной науки» и выдающимися практиками школы. Мы вошли в сообщество манифеста и оставались в нем.

В 1988 году стало ясно, что финансирования образовательных исследований от государства не будет, и мы создали негосударственный Институт новых технологий (ИНТ), продолживший работы по дизайну новой школы, основанной на самостоятельном исследовании учащегося, практике Константинова и интерпретирующей философию Паперта. Помог инкубатор негосударственных структур – ЦЭНДИСИ АН СССР (Владимир Свирский).

Способом распространения образовательной философии стало соединение ее с образовательными продуктами (как у Паперта с Лого), ИНТ стал ведущим в России поставщиком образовательного ЛЕГО, конечно – Лого (в начале 1990‑х почти на каждом школьном компьютере имелась нелегальная копия Логорайтера ИНТа), других конструкционистских сред, например Живой геометрии, сегодня продолженной бесплатной Геогеброй, кубиков Никитина, цифровых лабораторий, проекторов с экранами и т. д. Другие компании также распространяли наши модели учебной деятельности вместе с поставками оборудования. Наряду с этим продолжалась моя работа по реализации нового подхода к математическому образованию в начальной школе совместно с Марией и Семеном Посицельскими, Татьяной Рудченко, Натальей Сопруновой.

1 сентября 1993 года Любовь Кезина назначила меня ректором Московского института повышения квалификации работников образования. Около 2002 года при поддержке Любови Кезиной я воссоздал 179‑ю школу как Школу Константинова в составе своего института, ставшего Московским институтом открытого образования. Завершением моей деятельности там стала реализация в начальной школе Москвы ФГОС 2009 года, в создании которого я принимал участие. Неожиданно эта работа оказалась реально успешной. Елена Булин-Соколова организовала переподготовку около 13 тысяч учителей города. Движущей силой переподготовки были сотни учителей, имевшие возможность реализовывать конструкционистские идеи с применением цифровых технологий, при определенной поддержке и понимании со стороны Любови Кезиной и Ларисы Курнешовой (для последней приоритетом была все же надежда на реализацию образовательной философии Юрия Громыко).

1 сентября 2013 года я стал ректором МПГУ по предложению Дмитрия Ливанова – отказаться значило не поверить самому себе, Леониду Переверзеву и всем, кто считал, что систему образования нужно менять, начиная с педобразования. Девизом вуза стало «Учим учиться, учим учить, учимся».

В 2016 году закончилась моя работа в МПГУ, и Герман Греф предложил мне построить образовательную модель, основанную на персонализации и навыках XXI века, поддерживаемую цифровой платформой. Эта работа привела нас к созданию системы результативного образования, которую Булин-Соколова начала реализовывать в Хорошколе, а сейчас продолжает в Свердловской области и других местах. Сейчас начинается работа в Новой Москве. Я читаю на мехмате МГУ онлайн обязательный курс по математической логике и теории алгоритмов, в котором нет формул, а есть немного картинок, а главное – самостоятельное построение математики аудиторией из 100 студентов.

Алексей СЕМЕНОВ, академик РАН и РАО, завкафедрой МГУ, лауреат Премии ЮНЕСКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте