search
main
0

Манифест Гуманной педагогики

25 лет тому назад группа педагогов-новаторов провозгласила манифест «Педагогика сотрудничества» (Переделкино, 1986 год). Идеи педагогики сотрудничества воодушевленно восприняли сотни тысяч учителей, творческий труд которых обновил образовательную практику и продвинул научное сознание – принцип сотрудничества стал достоянием педагогической теории.Однако с тех пор в мире произошло так много перемен, что появилась необходимость создания нового документа, который отвечал бы велению времени.

…Все живое знает истину воспитания,

но почему же так трудно познать ее нам?

Шалва Амонашвили

Над голубой водой бассейна летают ласточки так низко, что кажется, что они купаются в прозрачной воде. Ласточек здесь много. Они как будто бы понимают, что хозяева дома их любят. Поэтому они расселяются в самых неожиданных местах, не боясь людей. Они свили гнездо даже на веранде, на которой постоянно бывают люди.

Ласточки сопровождали всю наше пребывание в Бушети, они располагались поблизости, наблюдали за нашей работой. Они пели нам и тогда, когда редколлегия по внесению правок в документ, работала на веранде. Иногда нам казалось, что они понимают, что все эти люди, которые наполнили собой уютную усадьбу их гостеприимных хозяев, заняты очень важным делом и пытались по своему, по птичьи помочь нам.

А дело, действительно было важным. Более сорока человек из разных стран, людей, различных мировоззрений и вероисповеданий: учителя, преподаватели ВУЗов, родители, общественные деятели – все они съехались, объединенные одной проблемой – воспитанием детей. В Бушети – небольшом селе солнечной Грузии, на родине выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили, в его усадьбе собрались представители Международного движения гуманной педагогики для принятия необычного документа – «Манифеста гуманной педагогики».

Документ носит судьбоносный характер не только для детей всей планеты, но и их родителей, воспитателей и учителей. Манифест гуманной педагогики – это Манифест Любви к детям. Он обращен:

– к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения;

– к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования, каждому родителю;

– к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей;

– ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты.

В трудное время, когда Планета, в буквальном смысле этих слов, содрогается от человеческого эгоизма, невежества, жестокости и безнравственности, соавторы Манифеста призывают «к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребенок

– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,

– развивался духовно и нравственно,

– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,

– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,

– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества».

Работа по созданию Манифеста проходила в несколько этапов.

Академик Шалва Александрович Амонашвили, автор научного направления «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», работал над созданием нового документа несколько лет. Затем он разослал его руководителям ряда региональных отделений Международной Ассоциации Гуманной Педагогики для изучения и внесения добавок и изменений. Многочисленные предложения поступали в течение нескольких месяцев из разных уголков бывшего Советского Союза. Все они были учтены Шалвой Александровичем. Несколько дней интенсивной работы понадобилось участникам встречи для того, чтобы доработать и принять новый Манифест.

Манифест отражает тревогу авторов за судьбы детей, за судьбы мира, он предлагает пути выхода из кризиса образовательного пространства через применение новой инновационной педагогики – гуманной.

Окончательный документ вобрал не только текстовые поправки, но, что возможно, является основным – теплоту сердец его соавторов и светлую веру в то, что путь преображения жизни человеческого сообщества лежит только в духовной плоскости. В образовательном пространстве – это четвертое, духовно-нравственное измерение, которое реализует себя через Любовь к Ребенку, Веру в его возможности и Надежду на то, что при гуманно-личностном подходе к Ребенку раскроется все то лучшее, что Природа заботливо заложила в него.

В Манифесте раскрыта философская основа Гуманной Педагогики, названы отличия ее от авторитарной. Он указывает на истоки, которые питают Гуманную Педагогику и наполняют ее последователей новыми знаниями и творческим вдохновениями.

Манифест призывает защищать детей «от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр и развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций властей». Защищать от всего того, что приводит детей к падению нравов, бескультурью, цинизму и жестокости, уберечь современное детство от множества бед.

В документе сказано и о том, что истинная защита детства – задача непростая, что это есть путь великого служения. Для этого нужны особые – нравственные силы, нужно желание и стремление, и, конечно, твердая вера в то, что защита детей есть защита самой жизни на планете Земля. Манифест утверждает: «Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей. Надо твердо знать, что в этом служении нет передышки и нельзя ослаблять зоркость».

* * *

Три незабываемых дня провели участники встречи на гостеприимной земле Грузии.

Первый рабочий день прошел в великолепном ландшафтном парке в Цинандали. Этот парк был заложен выдающимся деятелем Грузии Александром Чавчавадзе. Здесь, в парке и в доме князя бывали передовые люди 19 века. Александр Грибоедов, женатый на дочери А.Чавчавадзе, приезжал сюда многократно. В парке даже сохранилась часть небольшой часовни, в которую пришли молодые сразу же после своего венчания. Рядом с часовней расположены деревья, увешанные цветными лоскутами. Традиция, которая практикуется и в Украине, и в Белоруссии и в России и в других странах, как зов к счастью, как надежда на постоянство взаимной любви.

Природа обладает удивительным свойством. Она хранит в себе память о важных событиях, о людях, чье пребывание оставило здесь свой духовный след. И когда попадаешь в такие места, то ощущается нечто, что заставляет с благоговением всматриваться и вслушиваться в окружающее очарование. В таких местах нет суеты, раздражения. Громкие или резкие звуки вызывают внутренний протест, так как разрушают прелесть окружающего таинства природы.

И вот в этом прекрасном парке, созданном гением человека и творчеством матери-природы, в конференц-зале бывшей правительственной дачи, обсуждались положения Манифеста, вносились предложения и дополнения. Духовная наполненность этих мест способствовала созданию доброжелательной атмосферы, в которой слаженно и конструктивно проходила работа. Первый рабочий день, проведенный в Цинандали, был весьма успешно завершен.

Второй день участники провели в усадьбе Бушети. Здесь присутствующие разделились на две группы. Редакционная группа в количестве восьми человек вносила правки в электронный вариант Манифеста. Остальные – вместе с Ш.А. Амонашвили и его женой и соратником – профессором Валерией Гивиевной Ниорадзе обсуждали вопросы, связанные с предстоящей дальнейшей работой. Затем группы объединились для того, чтобы прочесть окончательный вариант отредактированного текста. Так, коллективное творчество участников встречи в Бушети, дало жизнь очень важному документу – Манифесту Гуманной Педагогики. Впервые в образовательном пространстве появился документ, устремляющий к духовному совершенствованию системы образования и воспитания.

Утро третьего дня было посвящено подписанию Манифеста всеми его соавторами. Нарядно одетые пришли участники встречи. Торжественно подходили один за одним все участники действа.

Когда были поставлены последние подписи, неожиданно закапал мелкий дождик. Он прекратился почти сразу же. И тогда, прозвучали слова:

«В народе говорят, что такой дождик из нескольких капель является благословением Высших Сил!» Символично, что эту мысль практически одновременно озвучили две женщины – одна мусульманка, другая – православная христианка.

Затем зазвучали (в записи) колокола собора Святого Петра в Риге. Это – своеобразный подарок Ассоциации Гуманной Педагогики Латвии, присланный к этому знаменательному событию; а затем Марианна Озолине прочитала свои стихи, посвященные Манифесту.

Пусть осенит

Священный Крест

Гуманный мудрый

Манифест,

Провозглашая

в новом веке

Симфонию о человеке.

И о его Предназначеньи,

О Сердце

И его свеченьи–

Как искре Божьей

Изначальной

И Беспредельности

Сакральной…

Набатом Космоса

Окрест

Зови

Манифест!

Завершилось действо Гимном учителей Гуманной Педагогики. Затем каждый руководитель республиканских ассоциаций получил подлинник Манифеста Гуманной Педагогики, который он увез в свою страну для дальнейшей работы.

Наполненные духовным единством, участники встречи говорили о своей признательности Шалве Александровичу в том, что им была предоставлена возможность участвовать в этом таком важном и нужном деле. «Мы еще сами не осознаем до конца участником какого исторического события стали. – говорили выступающие. – Возможно. понадобится несколько лет, чтобы понять все до конца. Ясно одно – рождение Манифеста – духовное явление в пространстве образования, и оно будет иметь огромное значение для будущего».

Дальнейшая часть третьего дня пребывания многонациональной делегации в Грузии была так же наполнена духовными впечатлениями от экскурсии в духовную твердыню Грузии – храм в городе Мцхета, в котором в 4 веке была официально крещена Грузия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте