Галина КАПУСТИНА, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, директор педагогического колледжа №7 «Маросейка», председатель Совета директоров педагогических колледжей Москвы: – Традиционным направлением внебюджетной деятельности колледжей всегда была работа подготовительных курсов. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на разговоры о непрестижности педагогических специальностей и сложностях с формированием контингента абитуриентов образовательных учреждений среднего педагогического образования, такая образовательная услуга пользуется устойчивым спросом. Например, в нашем педагогическом колледже №7 «Маросейка» количество обучающихся на подготовительных курсов для поступления на специальности «музыкальное образование», «дошкольное образование» и «педагогика дополнительного образования» в последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту.
Это, с одной стороны, объясняется спецификой самих специальностей (их творческим характером, требованиями вступительных испытаний), стремлением абитуриентов овладеть более высоким уровнем профессиональных компетенций, необходимых для обучения по данным образовательным программам. С другой стороны, работа с потенциальными студентами на подготовительных курсах дает возможность реально подтянуть каждого обучающегося как по специальным, так и по общеобразовательным дисциплинам, а следовательно, получить абитуриента более высокого уровня подготовки. Не секрет, что обучение на платных подготовительных курсах становится и определенным гарантом серьезности намерений потенциального абитуриента, свидетельством сформированности профессиональной направленности и мотивации к получению специальности, поэтому работа подготовительных курсов для колледжа не только дополнительный источник дохода, но и своего рода средство повышения качества образования.Развитие внебюджетной деятельности педагогических колледжей напрямую соотносится с задачами программы модернизации московского образования «Столичное образование-5», среди которых «разработка и внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития городской системы образования» и «развитие содержания дополнительного профессионального образования и используемых образовательных технологий на основе мониторинга формирующихся образовательных потребностей педагогов, а также планируемых направлений модернизации образования».В связи с этим в качестве перспективы развития инновационной среды и внебюджетной деятельности педагогических колледжей мы видим реализацию программ профессиональной переподготовки кадров в областях подготовки по педагогическим специальностям и повышения квалификации работников системы образования. Этот вид деятельности на протяжении последних лет успешно осуществляет педагогический колледжем №7. В настоящее время лицензированы и аккредитованы образовательные программы профессиональной переподготовки по специальностям «дошкольное образование», «музыкальное образование» и «педагогика дополнительного образования», которые реализуются на внебюджетной основе. Продолжительность обучения по программам составляет 670 часов (10 месяцев). Содержание программ постоянно корректируется как на основе требований ФГОС СПО третьего поколения, так и на основе запросов работодателей.Такие программы в качестве одной из стратегических задач подразумевают выравнивание ситуации с уровнем педагогического образования и профессиональной подготовки ныне работающих педагогов государственных образовательных учреждений. Известно, например, что кадровый состав нынешних дошкольных образовательных учреждений весьма неоднороден. Многие работники детских садов не имеют специального образования, а ведь это работники, которые искренне любят свое дело, заинтересованы в профессиональном и карьерном росте, но отсутствие подготовки становится для них и формальной, и содержательной проблемой. Среди обучающихся и выпускников, получивших диплом о профессиональной переподготовки государственного образца в нашем педагогическом колледже, – воспитатели детских садов, домов ребенка, ресурсных центров, работающих в рамках пилотного проекта ЮНЕСКО и Департамента образования «Московское образование: от младенчества до школы». Особая категория обучающихся – воспитатели семейных детских домов. Профессиональная переподготовка этой категории специалистов в последнее время приобретает особое значение: развивающаяся форма дошкольного образования уже зарекомендовала себя как эффективная и весьма востребованная в условиях мегаполиса, а уровень подготовки кадров для семейных детских садов весьма неоднороден – по сути, мы развиваем систему педагогического образования профессиональных родителей.Весь этот пласт педагогических кадров, приходящих на обучение по программам профессиональной переподготовки, – серьезные самодостаточные люди, принявшие идею непрерывного образования как личностную ценность. В реализации программ профессиональной переподготовки преподавателями колледжа с самого начала был взят курс на дифференцированный подход к обучению этого контингента специалистов, учет запросов обучающихся, построение индивидуальных образовательных программ каждого слушателя. Необходимо подчеркнуть, что дело здесь не только в платности получаемого ими образования (хотя это, безусловно, также накладывает на преподавателей колледжа дополнительную ответственность), но и в сложившейся атмосфере профессионального сотрудничества и сотворчества с нашими учащимися.Развитие внебюджетной деятельности образовательного учреждения всегда связано с некоторыми сложностями. Она осуществляется по законам рынка и подчиняется действующим в условиях рыночных отношений нормам в области вопросам учета и отчетности, налоговых и договорных обязательств, оценки эффективности внебюджетной деятельности; организации соответствующих структурных подразделений; осуществления оперативного управления и действенного контроля в сфере внебюджетной деятельности. Осваивать эти аспекты работы на первых порах каждому колледжу непросто: мы сталкивались с новыми для нас областями – появлением внебюджетной собственности и доходами от ее использования, определением порядка распределения доходов от внебюджетной деятельности.Немаловажное значение для нас на первых порах имел и психологический фактор – обычный преподаватель педагогического колледжа не привык к работе в условиях предпринимательской деятельности. Нужно было добиться понимания необходимости развития этого вида деятельности в новых организационно-экономических условиях, принятия новой системы отношений. Ведь внебюджетные поступления не только источник дополнительного заработка для преподавательских кадров, но и источник формирования средств, направленных на развитие и совершенствование материальной базы колледжа.Доходы, полученные от внебюджетной деятельности, реинвестируются в учебную деятельность нашего колледжа. За счет внебюджетного фонда мы приобретаем учебное оборудование, дидактические пособия, видео- и аудиотехнику, музыкальные инструменты и театральные костюмы. Дополнительное поступление средств из внебюджетных источников позволяет усиливать информатизацию образования, укреплять учебно-лабораторную базу, расширять инфраструктуру и, конечно же, повышать оплату труда работников образовательного учреждения.Информация к сведениюВ условиях модернизации столичного образования педагогические колледжи активно работают в различных направлениях инновационной и экспериментальной деятельности. На сегодняшний день колледжи реализуют широкий спектр инновационных проектов в области профессионально-педагогического образования, часть которых связана с развитием внебюджетной деятельности и оказанием платных образовательных услуг разным категориям населения города, причем каждый педагогический колледж столицы развивает свои подходы к организации внебюджетной деятельности с взрослым населением.Среднее педагогическое образование имеет устойчивую систему сетевого тесного взаимодействия с работодателями – учреждениями дошкольного, школьного образования, учреждениями дополнительного образования. Это позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся запросы рынка труда в области образовательных услуг и создавать востребованные программы, реализация которых целесообразна и возможна в том числе на внебюджетной основе.Педагогический колледж №13 имени С.Я.Маршака предлагает платное обучение по специальности «дошкольное образование» в форме экстерната. Образовательные услуги на внебюджетной основе по повышению квалификации работников системы образования осуществляют педагогические колледжи №5, №6, №7.Перспективами развития внебюджетной деятельности для педагогических колледжей становятся и разные формы работы с населением разных возрастных и социальных групп, в том числе с детьми разного возраста. Например, педагогический колледж №7 «Маросейка» реализует образовательные услуги Художественно-эстетического центра, работающего с детским населением, педагогический колледж №6 осуществляет консультативные и образовательные услуги, включающие комплексы игровых программ по развитию моторики и сенсорики дошкольников, и использование кабинетов БОС-технологий; педагогический колледж №14 приступает к реализации программы по подготовке детей к школьному обучению. Развитие платных образовательных услуг для детей и родителей непростая перспектива, она связана с необходимостью серьезных инвестиций в ремонтные работы (для приведения зданий колледжей в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями к детским учреждениям), в обновление материально-технической базы, закупку игрового и дидактического оборудования. Но колледжи рассматривают эту перспективу, осознавая свои возможности в повышении качества организации образовательно-воспитательной и культурно-досуговой работы с детьми дошкольного и школьного возраста и их семьями.Сегодня каждый педагогический колледж может стать учебно-отраслевым центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки в приоритетной для него области деятельности. Эта работа будет и средством повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров, образовательной работы с детским и взрослым населением, и возможностью развития внебюджетной деятельности колледжей в процессе их развития в новых условиях.
Комментарии