search
Топ 10

Мамы – резерв развития дошкольного образования

Елена ВАСИЛЬЕВА, заведующая детским садом №47: – Я руководитель детского сада присмотра и оздоровления, в котором есть группы для детей до года, дошкольные группы, группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, семейные сады, который стал ресурсным центром «Все лучшее – детям» совместного пилотного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО.

Мы, дошкольники, живем в счастливое время. Программы, которые сегодня реализуются в Москве (строительство новых детских садов и пристроек к ним, оснащение детских садов современным игровым, дидактическим и спортивным оборудованием), – это только начало того большого пути по реализации основных направлений развития городской системы дошкольного образования до 2017 года, в том числе и по линии сотрудничества с ЮНЕСКО, в который включилась столица.

В столичных программах вопросы развития дошкольного образования отражены очень емко, с учетом интересов детей, родителей и сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Учитывая, что впереди большой путь позитивных изменений в системе дошкольного образования, хочу сказать о том, как себя чувствует руководитель, воспитатель детского сада, с какими проблемами сталкиваются педагогические коллективы детских садов, родители при рождении и воспитании детей, что при реализации программы «Столичное образование-5» хотелось бы получить в итоге.

Востребованность в детских садах растет быстрыми темпами, строительство детских садов в городе идет тоже быстрыми темпами, но мест для всех детей все равно не хватает. Сегодня наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста, чуть старше года. Это связано с тем, что все больше молодых матерей стремятся сохранить независимость в материальном плане и совмещают работу с воспитанием ребенка. Детские сады сегодня остро нуждаются в квалифицированных специалистах, умеющих работать с такими маленькими детьми, но необходим и новый подход к оплате их труда. Сегодня в городе можно задорого найти няню к 5-летнему ребенку, а вот к ребенку раннего возраста найти няню практически невозможно, потому что это, ко всему прочему, еще и очень тяжелый физический труд. Думаю, в рамках реализации программы «СО-5» станет перспективным открытие групп для детей раннего возраста в каждом дошкольном образовательном учреждении. (В программе «Столичное образование-5» есть такой раздел, и он занимает значительное место.)

Система дошкольного образования развивается, открываются новые формы, строятся современные детские сады, развиваются новые направления. Для решения новых задач необходимы грамотные профессиональные кадры. Чтобы избежать увеличения кадрового дефицита, я, как руководитель, одним из ресурсов решения данной проблемы вижу работу с молодыми мамами. На базе нашего детского сада открыта «Школа будущих матерей». Молодые мамы, знакомясь различными вопросами воспитания ребенка, решают связать свою трудовую деятельность с профессией педагога. После обучения на курсах повышения квалификации, обучения в колледжах и вузах многие молодые мамы с удовольствием работают в нашем детском саду.

Мощный резерв – профориентация старшеклассников специалистами педагогических колледжей. Приход в детские сады молодых специалистов вносит в работу творчество, задор, профессиональные знания, а значит, поднимает качество дошкольного образования до уровня, достойного столицы России.

Еще один важный момент – раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья. Тут нужно тесное взаимодействие систем образования, здравоохранения и социальной защиты. Как показывает опыт работы нашего детского сада, ранняя социальная адаптация дает положительные результаты для успешного становления личности.

Программа «Столичное образование-5» предполагает развитие системы инклюзивного и интегративного дошкольного образования. Однако одно дело создать условия для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и это в программе раскрыто хорошо, а совсем другое – заранее подготовить детей и родителей к принятию таких детей, а педагогов – к воспитанию и сопровождению. Уверена, что необходимо обратить внимание на обеспечение шаговой доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, построение образовательного маршрута для таких детей: детский сад – школа – центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Это позволит оказывать ребенку и родителям своевременную помощь.

Безусловно, современный детский сад не будет успешным, если в нем не организовано взаимодействие с родителями. В Москве уже созданы активные общественные организации – советы родительской общественности. Они могут поднять престиж детского сада, участвуя во всех проводимых мероприятиях; выявить и распространить интересный опыт семейного воспитания, семейных традиций, что особенно актуально для молодых семей; осуществлять контроль за организацией питания в детском саду, обеспечением безопасности ребенка в учреждении, сохранением и укреплением физического и психического здоровья детей и многое, многое другое. Их только нужно организовать!

В программе «Московская семья – компетентные родители» одно из важных направлений – осуществление оперативной информированности родителей и повышение уровня их грамотности. Не секрет, что некоторые родители не любят ходить на родительские собрания и консультации. Однако с помощью сети «Интернет» они могут получить необходимую им информацию, не выходя из дома. В помощь родителям в нашем Центральном округе создан сайт «Родительский клуб «Центральный», родители имеют возможность ознакомиться с нормативными документами, узнать об интересных событиях и мероприятиях, проводимых в округе, совершить виртуальные экскурсии по дошкольным образовательным учреждениям. Такие формы работы позволяют расширить пространство для контактов родительского сообщества с педагогами детских садов независимо от того, какой детский сад посещают дети.

В «СО-5» есть раздел, посвященный подключению детских садов к сети «Интернет», и это не роскошь, а потребность сегодняшнего времени. У нас есть необходимость использования современных информационных технологий для общения с коллегами, изучения отечественного и зарубежного педагогического опыта, создания единого образовательного пространства.

Мы очень рады, что в Год семьи большое внимание уделяется новым формам работы с семьей, что появляются такие формы организации дошкольного образования, как семейный детский сад, где многодетные родители имеют возможность работать и одновременно воспитывать своих детей. Сегодня только в нашем учреждении открыто 9 семейных детских садов, и 37 дошкольников (от 5 месяцев до 7 лет) мы воспитываем и обучаем в условиях семьи. Наш маленький, но уже положительный опыт показывает, что перспективно создание базовых дошкольных образовательных учреждений, в которых мы сможем наладить сопровождение семьи, оказание квалифицированной помощи родителям как в помещениях детского сада, так и в условиях дома. Необходимо создать систему взаимодействия с общественными организациями по поддержке многодетных семей.

Количество детских садов растет, уже сейчас наметился дефицит воспитателей, и он будет расти дальше.

Я уверена, что если каждый коллектив во главе с руководителем будет грамотно, с чувством высокой ответственности, огромной любви к своему делу, детям реализовывать цели и задачи программы «Столичное образование-5», мы вырастим достойное поколение россиян, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания и развития ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту