Нужен ли классный руководитель? И кому в большей степени: ученикам, родителям, школе? Если создавать портрет классного руководителя, то каковы его черты? Эти вопросы обсуждались на учредительном съезде Ассоциации классных руководителей в рамках VI Петербургского образовательного форума.
Мероприятие подобного рода проходило впервые, и радовало, что формат его проведения подразумевал дискуссию, а не заслушивание утомительных докладов. Причем, как постарались организаторы, в дискуссии участвовали все участники образовательного процесса – от учителя до родителя.Поле для дискуссии задала и. о. заместителя председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Спасская. В частности, она заметила, что единого образа классного руководителя нет, да и не может быть, так как все зависит от каждой конкретной личности. Однако то, что этого человека вспоминают не реже, чем своего первого учителя, говорит о его важной роли в жизни ученика. Сколько людей, столько и классных руководителей, но одно совершенно бесспорно: классный руководитель – это не только педагог, но и человек сопровождающий. С этим, кстати сказать, согласился представитель ученического сообщества, десятиклассник гимназии №171 Александр Берсенев. На его взгляд, классный руководитель – это помощник и лоцман в море образовательного процесса. Он, безусловно, нужен в школе, поскольку помогает раскрыться ребенку.Что касается взрослых участников дискуссии, то и родитель, и учителя сошлись во мнении, что классный руководитель прежде всего друг и «школьная мама». За вторую ипостась особенно ратовал папа шестиклассницы из школы №258 Сергей Челпанов. Он объяснил, что в школе ребенок проводит большую часть своего дневного времени, поэтому ее смело можно назвать вторым домом. Разве могут быть сомнения в том, что в доме должно быть уютно, спокойно и интересно? Эти условия создаются не только хорошей материальной базой, но и отношениями между обитателями дома. Классный руководитель в роли заботливого опекуна очень нужен ребенку и родителю, однако часто бывает так, что учитель вынужден совмещать два классных руководства. Также случается, что классный руководитель исполняет обязанности заместителя директора школы, и тогда для разговора с родителем ему еще нужно найти время. Это, конечно, не способствует качественной работе в этом амплуа. Нужно признать, что ведущий дискуссию директор лицея №369 Константин Тхостов не избегал трудных вопросов. Например, в ходе дискуссии новоявленные классные руководители сообщили, что выбор, брать или не брать классное руководство, перед ними не стоял. Часто эта функция просто навязывается педагогу. Правда, в кулуарных беседах многие из них сказали, что, проработав с классом год, уже не хотят расставаться с ребятами. Если говорить о сложностях, то для некоторых классных руководителей главная проблема заключается в общении с родителями. Часто возникает ощущение, что они не знают своих детей. Когда им рассказывают о том, как ребенок взаимодействует в школе со сверстниками, с взрослыми, то они не верят и пытаются доказать обратное. К сожалению, в результате такого неверия школьник потом оказывается перед комиссией по делам несовершеннолетних. Учителя объясняют это тем, что дома с детьми зачастую не общаются, обмениваются поверхностными фразами, и получается, что в одной квартире родные люди живут в разных мирах.Также многие учителя отметили: педагогу, берущему классное руководство, нужна правовая защита. Нередки случаи, когда родители непримиримы и намеренно идут на конфликт. Классному руководителю приходится все время находиться в состоянии оправдывающегося и писать объяснительные записки, хотя ничего противоправного в его поступках и действиях нет.Любопытно, что в приватной беседе мнения педагогов относительно оценивания их работы в одну тысячу рублей в месяц разделились. Большинство классных руководителей считают, что этой суммы недостаточно, руководство классом должно оцениваться гораздо выше. Особенно за тот объем бумажной работы, который сегодня приходится выполнять. К тому же если в классе обучается менее 25 человек, то от 1000 рублей остается, к примеру, 750 рублей (за 24 ученика), но если в классе 29 человек, то сумма не повышается, а остается прежней – 1000 рублей. Впрочем, нашлись и те, кто заметил, что сегодня у петербургских педагогов неплохая зарплата, и 1000 рублей за классное руководство погоды не делает. Зато есть право сказать: на сколько вы оцениваете мой труд, на столько я и работаю. Звучит кощунственно, но это чистая правда. За высокую оплату труда и спрос высокий. В целом, конечно, те, кто работает классным руководителем, признают: на самом деле не важно, сколько тебе платят за эту функцию. Важно то, что ты любишь и хочешь работать с детьми. Если при этом удается сплотить, сдружить таких непохожих и в то же время таких одинаково доверчивых и наивных подопечных, то это высшая награда за твой труд. Большинство из этих ребят потом звонят, пишут, приходят к тебе в гости всю жизнь. Санкт-ПетербургЦифры На учредительный съезд Ассоциации классных руководителей собралось порядка 400 делегатов. 36 человек были награждены грамотами Комитета по образованию Санкт-Петербурга. По данным Комитета по образованию, более 19 тысяч учителей планируют войти в Ассоциацию классных руководителей.
Комментарии