Задумайтесь: учитель, прежде чем начать преподавать, несколько лет обучается в вузе, получает профессиональные навыки. Но искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя – профессионала гораздо сложнее, чем учителя-предметника. Однако и вуза, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями, тоже не существует. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание… потеря времени», «Пусть скажут, сколько денег надо; сам не пойду» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, который любит их детей такими, какие они есть, который готов сделать все, чтобы школа стала для ребят вторым домом.
В связи с этим считаю, что первый шаг к успеху в работе с родителями – открытие в образовательных учреждениях школы классных руководителей. Основные формы работы – мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться: в XXI веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.
Второй шаг. Каждый классный руководитель должен четко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждете от школы?» Ответы, как правило, повторяются:
1. Высокий уровень образования – 89%.
2. Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76%.
3. Повышение культуры – 43%.
Мои задачи как классного руководителя совпадают с желаниями родителей, поэтому надеюсь на наше сотрудничество. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Направления в работе
1. Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Организация работы Академии любящих родителей.
Третий шаг. Реализация поставленной цели и задач. Сегодня падает интерес к чтению как среди младших школьников, так и среди подростков. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Семейное чтение… от этих слов веет домашним уютом конца XIX – начала XX веков. Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но все в наших руках, никогда не поздно ее возродить.
Формы работы (см. таблицу)
Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Но телеэфир и Глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня запретить ребенку «дружить» с техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.
Академия любящих родителей – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учетом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самые удачные – мастерские и тренинги.
Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
1. Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных).
2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания родителем с помощью критического отношения к изучаемой информации.
3. Самостоятельность решения творческих задач.
4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других.
5. Умение работать в команде.
Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Темы занятий
– Карманные деньги как средство воспитания.
– Рабочее место не только успех, но и здоровье.
– День рождения ребенка. Как организовать запоминающийся праздник?
– Игра в жизни ребенка.
– Режим дня: «за» и «против».
– Искусство быть родителями: услышьте своего ребенка.
– Умеете ли вы наказывать детей?
Семейные традиции.
– Роль отца в воспитании детей.
– Стоит ли баловать детей? Теория баловства.
Тренинг – это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Технология проведения тренингов
I. Сбор и анализ предварительной информации
Определение стратегических целей и конкретных задач.
Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений. Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев. Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга. Тренинги очень популярны. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.
Тематика тренингов
– Я и группа: толерантность к себе и другим.
– Пойми ребенка и помоги ему.
– Кто виноват?
– Возрастные кризисы.
– Родительская любовь.
Анна СУПРУНОВА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10-го класса лицея № 15, Химки, Московская область
Комментарии