В младшем возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительно важное значение. Опыт педагогической работы убедил меня в необходимости создания программы работы с родителями и детьми «Истоки».
Одна из составных частей программы «Истоки» – психолого-педагогическое просвещение родителей. Наиболее эффективными формами просвещения считаю родительские собрания, лектории, консультации, беседы.
Исхожу из того, что собрание – очередной урок в изучении основ родительской педагогики. Тематика зависит от потребностей родителей, которые выявляются в результате анкетирования, тестирования, от результатов психолого-педагогической диагностики учеников, а также не забываю о наиболее значимых вопросах возрастного воспитания и обучения.
Родительские собрания строю таким образом, чтобы каждый родитель серьезно задумался над вопросами воспитания, сам попытался отыскать пути решения конкретных педагогических задач.
Самые трудные – первые родительские собрания. Задолго до поступления ребенка в школу я изучаю его семью, стиль отношений в семье, смотрю, как родители влияют на ребенка, как ребенок относится к окружающему миру, замечаю особенности взаимоотношений малыша со сверстниками и взрослыми, провожу консультации для родителей по подготовке ребенка к школе, посещаю родительские собрания в детском саду, предлагаю памятки по готовности к школьному обучению. В апреле я провожу собрание-знакомство, на котором мы с родителями будущих первоклассников решаем многие организационные вопросы, выясняем, готовы ли дети к систематическому школьному обучению. Важное место отвожу знакомству. Оно начинается с представления учителя. Кроме своего имени, называю возраст, образование, стаж работы в школе. Подробное знакомство создает более теплые отношения. Затем родители знакомятся друг с другом – рассказывают о своих семьях, профессии. Кстати, в конце собрания я прошу их сообщить о себе дополнительные сведения – образование, состав семьи, род занятий, увлечения – эта информация нужна мне, чтобы привлечь родителей к внеклассной работе. Коротко рассказывают о ребенке: каков он в быту, склонности, сложные черты характера, хорошие черты, которые помогут учителю наладить контакт с ребенком. Не все пишут много, не каждый бывает откровенен, но эти весточки помогают на первых порах наладить отношения в классном коллективе. Во время этого собрания беседую с родителями на тему «Возрастные и психологические особенности детей семилетнего возраста».
В первом классе учение становится основным видом деятельности ребенка, поэтому первое сентябрьское собрание родителей первоклассников посвящаю теме «Как помочь ребенку учиться».
К родительским собраниям мы с детьми готовим выставки рисунков, поделок. Такие выставки создают благоприятный психологический настрой, всегда интересны родителям.
Перед собранием всегда кладу на парты для родителей ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать то, что их заинтересовало, ответить на вопросы анкет, тестов, в письменной форме задать вопрос учителю.
Задачи собрания обусловлены особенностями психологической адаптации детей к обучению в первом классе:
– выяснить трудности,
– обсудить, какая нужна помощь,
– познакомить с путями развития мотивационной сферы учеников.
Доброжелательное отношение учителя к родителям приводит к стопроцентной посещаемости собраний. Родители приходят в школу без волнения, знают, что не услышат от меня упреков и недовольства по поводу учебы или поведения детей. Наоборот, мы вместе выработаем пути решения возникших проблем.
Нина ВОЛКОВА, учитель начальных классов Менделеевской средней школы, Пермский край
Комментарии