Изначально всем вокруг было понятно, что Лида Каншина должна стать врачом. Иначе быть не могло. Мама – реаниматолог, бабушка – педиатр, папа, дедушка, прадедушка и прапрадедушка – хирурги. В медицинском институте тетя читает лекции, а сестры учатся. Но одиннадцатиклассница Лида быть врачом не собирается. Всю сознательную жизнь она протестует против навязанного выбора. Протестует искренне и дерзко. Одевается ярко и вызывающе. Постоянно опаздывает на учебу и часто заводит неудобными вопросами взрослых в тупик. К ней постоянно придираются учителя. Но придраться к ней сложно – она хорошо учится. Для школы Каншина – находка. Кто еще поедет на олимпиады по русскому, литературе, истории, биологии, географии? Или проведет концерт? И уж точно никто так вдохновенно не прочитает Есенина на районном конкурсе. Сама Лида мечтает стать актрисой или журналистом. Родители против. Поэтому Лида готовится поступать на экономический факультет, дополнительно учит английский и алгебру. Поступит? Родители думают – да!
От подруги Лида Каншина узнала о «Журналистском спецназе», а вернее сказать, о московском учителе химии Владимире Головнере, который вот уже четвертый год подряд берет с собой школьников и отправляется изучать быт и нравы небольшого провинциального городка. Лиде понравилось: вся работа происходит в интерактивном взаимодействии с горожанами, и она отправилась в путешествие. На этот раз «спецназ» изучал город Алатырь, что расположился на слиянии рек Сура и Алатырь, неподалеку от южной границы Чувашской Республики.
Что отличает журналиста от остального мира? Желание общаться, умение правильно формулировать вопросы и способность творчески мыслить. Все эти качества, как правило, есть у подростков, важно дать импульс, показать, как именно все это можно использовать в обычной жизни. Интенсивная стажировка стимулирует «спецназовца» к оперативному освоению разных журналистских жанров: интервью, опрос, репортаж, очерк, расследование. Результаты каждой акции – это тексты, которые ребята пишут под руководством взрослого. До Алатыря школьники изучали Кулебаки в Нижегородской области, Васюки в Республике Марий Эл и Урюпинск в Волгоградской области.
– Вы приехали с группой школьников в незнакомый город, и у вас всего сутки для знакомства с ним, – рассказывает в поезде Владимир Головнер об акции старшим участникам проекта. – Если город невелик, а вы умеете организовать общение с ним особенным образом, то времени для его изучения достаточно. Важно не знакомиться с городом пассивно, а активно участвовать в его жизни.
Например, вместо обязательного посещения краеведческого музея организовать поиски места, где нашли останки мамонта, главной гордости местных археологов. Чтобы узнать подробности, подростки сами зайдут в музей. Утомительную экскурсию по градообразующему заводу «Электроприбор» можно переформатировать в увлекательную возможность поработать на одном из станков. А от банального и зачастую пафосного рассказа экскурсовода об известных людях, которыми город знаменит, можно отказаться. Ведь куда интереснее самим найти этих людей и взять у них интервью.
Вот как описал то, что происходило в городе в первый день, Стас Головин, ученик 10-го класса лицея №48 города Краснодара: «Город Алатырь. Улица Московская. Тишина. Пешеходы медленно идут по своим делам. Привычное спокойствие внезапно нарушено группой людей. Вот они фотографируются на фоне старинного здания, а через мгновение ловят такси. Исчезают. Чтобы появиться в другом месте. Там они шумят, задают вопросы, бегают… В этом городе без лишней необходимости вообще никто не бегает. А тут… в Алатырь приехал «Журналистский спецназ».
Именно так, активно погружаясь в жизнь города, в течение трех дней участники акции изучали город. Один из вариантов толкования названия – «камень – пуп Земли, то есть центр мира». Каждая группа должна была найти материальное подтверждение этого утверждения и запечатлеть его. Именно это задание стимулировало ребят к тому, чтобы расспрашивать жителей о легендах, а в итоге привело к директору краеведческого музея, который авторитетно заявил: «Вы представляете себе пуп Земли? Это центр. Ядро. Все остальное – заблуждение».
Нашей группе досталась нелегкая задача – развенчать миф о том, что в городе есть нефть. Дело в том, что вокруг Республики Чувашия нефть есть. В Самарской области, в Татарстане, в Башкирии. Несколько десятилетий назад искали нефть и в Алатыре. Не нашли.
«Алатырская гимнастерка». Так называлось очередное задание, связанное с интерактивным изучением гимназии №6. Именно здесь работает финалист конкурса «Учитель года России» Ирина Львова, литератор, чье стихотворение легло в основу учительского вальса «Время выбрало нас».
Задача – побывать в гимназии, исследовать учебный процесс и подготовить небольшие очерки.
Фирменным стилем занялась Оля Емельянова, ученица московской школы №1259. Фотографией Ольга увлеклась недавно. Но умение точно поймать момент и остроумный взгляд помогают фиксировать интересные моменты.
Интервью с директором школы Владимиром Федоровым делала самая юная участница группы Лиза Маргарян, восьмиклассница из московской школы №1259. Стержневой идеей интервью стала цифра «6».
– Владимир Александрович, назовите шесть главных отличий вашего учебного заведения от других школ города.
– Первое – наша гимназия всегда находится в развитии. Второе – о нас всегда говорят в местном педагогическом сообществе. Третье – это наши дети, которые из года в год показывают высокий уровень поступления в вузы. Четвертое – мы уделяем большое внимание изучению культуры нашего народа. Пятое – культура у нас прочно связана с духовностью, и это еще одно направление, которому мы уделяем пристальное внимание. И шестое – мы единственная гимназия в городе, остальные – школы.
– Перечислите шесть причин, по которым могут отчислить из гимназии.
– У нас только две – это грубейшее нарушение устава или оскорбление учителя.
– Перечислите, пожалуйста, шесть предметов, которых очень не хватает вашему учебному заведению.
– Хотелось бы получить автобус, ведь мы часто выезжаем в этнографические походы. Еще нам не хватает мела, бумаги, учебников и интерактивных пособий. Было бы хорошо обновить оборудование в столовой.
Для того чтобы изучить гимназию изнутри, понадобилось внедриться в учебный процесс на правах новичков. А чтобы понять, чем живут гимназисты вне школы, после уроков те же агенты отправились со своими ровесниками на биографическую экскурсию по городу. Эти два задания выполняли Лидия Каншина, ученица 11-го класса московской школы №842, и Стас Головин.
На обратном пути в поезде мы перешептывались. Было поздно, и в плацкартном вагоне все спали. Провокация оказалась самой интересной формой работы. Хотелось пережить яркие эмоции вновь. Мэр понравился, видно было, что он немного боялся гостей, но честно признался – проблем много, решаем поэтапно.
…О «Журналистском спецназе» дома Лида рассказывала сдержанно. «Отлично съездили. Все понравилось». Она о многом умолчала. О том, как была немного шокирована тем, что провалилась буквально сразу на задании, и как не спасовала – выкрутилась. О том, как на поэтическом вечере в первый день с выражением читала стихотворение Ирины Львовой и видела: автор с удивлением и интересом слушает ее. О том, как в последнюю ночь почти не спала, поскольку надо было придумать выступление группы для отчетной конференции. И об удачной шутке, которую придумала тогда же: «У вас в городе нефть есть? Нет! Как нет? Мамонты, значит, есть, а нефти нет?» – не рассказала.
Москва – Алатырь, Республика Чувашия
Комментарии