search
main
0

Мамонт Федор. Так называют педагога и путешественника Федора Ивановича Новикова его коллеги и бывшие ученики

Федору Ивановичу Новикову на роду было написано стать учителем и путешественником. Когда в далекой Крюковке на краю Омской области родился мальчик, событие не праздновали – со дня на день должна была начаться война, и тревога уже витала в воздухе. Но над именем родные думали серьезно, будучи убежденными, что оно определяет жизнь. Назвали в честь деревенского учителя.Учился Федор в школе, бывшей когда-то домом его деда, сосланного на Васюган, – жил тот небедно, хотя работал сам и батраков не держал. Первого класса пришлось ждать лишних два года – обуть было нечего. Читать он, правда, к 9 годам уже умел. И в библиотеку бегал, заняв ненадолго обувку у старших. Зачитывался книгами о путешествиях, мореплаваниях и приключениях. Садился ночами возле печки или просто под луной. Днем-то некогда – отца отправили в трудармию, мать тянула шестерых, выживали за счет коровенки, огородика да лесных даров.

Путь по книжкамКогда местную семилетку закрыли, только двое из недоучек решились отправиться в соседнее село. Звонок с последнего субботнего урока был для семиклассников сигналом на дистанцию в 24 километра. Большую часть пути приходилось преодолевать ночью. Однажды попали в буран. Черное небо, темный лес, снег стеной…. Спасли книжки про путешественников: Федор твердо знал, что река приведет к людям. Мама умерла рано. Старшим в семье стал брат, который уже в 13 лет превратился в Александра Ивановича – работал в колхозе механиком. Он и  поддержал Федора, когда тот решил учиться в педагогическом  институте. – Если мне в жизни что-то удалось сделать хорошее, то прежде всего благодаря брату,  – уверен Федор Иванович. Впрочем, он человек вообще  благодарный, всех, кто ему помог и научил, помнит поименно. А плохих людей, говорит, и не было. Было смутное время. – Мы верили в партию и до весны 1953 года – в Сталина. Помню односельчан, собравшихся у черной тарелки. Проникновенный голос Левитана… Плач женщин. Кто-то вполголоса: «Подох, собака!» Недоумение: «Почему так о Сталине?» Только когда начали появляться и исчезать изможденные, искалеченные мужики, стало чуть понятнее. Стал понимать, что и меня задела машина репрессий – родных дедушек и бабушек  так и не увидел. Паспорт для Федора выпрашивали у председателя сельсовета всей семьей. С чемоданом, наполненным книгами, экипированный общими усилиями в кирзовые сапоги и ватную телогрейку, выпускник отправился в новую жизнь.-  Мне все на геофаке нравилось, – рассказывает Новиков. – Лекции, практические занятия, полевые практика, спорт, научные кружки, туризм и альпинизм, студенческий театр. Институт научил меня не только основам географии и биологии, методике преподавания, педагогике, но и  любви к природе, верности друзьям. Утром, экономя три копейки на трамвай, студенты разбегались по корпусам, раскиданным по городу. По вечерам работали на стройках, чтобы одеться в «цивильное».  Лето 1964 года для Федора было особенно бурным. Туристский поход по Алатау, альпинистский лагерь и… предложение поучаствовать осенью в гляциологической экспедиции Казахской академии наук. Пропуск двух месяцев занятий грозил отчислением, но удержаться от соблазна было невозможно. От отчаяния рискнул – отправил на имя декана телеграмму. В Омске путешественника потеряли и друзья, и родители – им-то телеграмму дать не догадался. А строгий декан географического факультета Галина Александровна Третьяк только улыбнулась, взглянув на справочку из Академии наук:- Не забудь получить стипендию за два месяца. Институт дал и настоящих друзей. Здесь Федор встретил Петра Полоухина и Василия Гнеушева, с которыми потом вместе будет разворачивать детское  туристическое  движение в Омской области. Институт НовиковаВ родной Больше-Уковский район молодого педагога не распределили – мест не было. Ринулся в Таврический с друзьями – уже обогащенный мотоциклом, спальным мешком и коллекцией минералов. Село Харламово стало школой первых и довольно удачных шагов в педагогике. Правда, один год ушел на освоение комсомола – назначили неосвобожденным секретарем Таврического РК ВЛКСМ. Но за это время вместе с Петром Полоухиным и  Василием Гнеушевым удалось создать самодеятельный туристский лагерь на казахском озере Боровое для школьников района. Разработали детские маршруты с восхождениями на горы Синюха, Спящий Рыцарь, удивительные скалы Окжетпес…  Создали районный туристский клуб, сформировали актив организаторов, начали проведение слетов. Школьный туризм до сих пор одно из самых популярных увлечений детей района. Школа и дети перевесили попытку стать комсомольским вожаком. В Харламовской школе директор предпринял смелый по тем временам эксперимент – назначил Новикова заместителем по производственному обучению, но функции ему определил как организатору внешкольной работы, хотя  такую должность ввели позже. Удавалось все: школьные и классные «огоньки», спектакли, вечера, встречи со сверстниками из других школ, с которыми были в лагере «Молодость».  В 1967 году команда харламовцев заняла первое место на районном туристском слете и стала участницей областного. Однако одержимость пространством, как называет это Новиков, не давала сидеть на месте. Молодого педагога, нагрузив географией, историей, биологией и физкультурой, позвали в омскую школу №105. Достался «сводный» 9-й «Б». Дети с удовольствием подхватывали  инициативы классного  – ходили в походы, участвовали в туристских слетах, посещали театр, выставки художников, увлекались и политическими событиями. Потратили пять лет, чтобы пройти 33-летний путь Николая Бударина, Героя Советского Союза, имя которого носила школа, от Тамбовской области, где он родился, через Омск до места гибели под Киевом.  Уже к концу первого учебного года класс стал самостоятельным коллективом. И не было того, чего не могли бы сделать эти ребята. Большая их часть вошла в самоуправление школы. В школе сформировался принцип параллельного действия: классные руководители и школьная администрация хорошо знали, что предстоит делать, а дети были хорошо научены и умели делать то, что хотели. Учитель выступал в роли консультанта, а дети были организаторами.  Например, появлялась идея проведения туристского слета. Мгновенно возникали штаб, тренеры-инструкторы, план подготовки… Особенно получались краеведческие операции. – Сегодня скептически относятся к советской педагогике, – сетует Федор Иванович. – Но, как ни странно, мы знали все о детях и успевали приходить им на помощь. Немалую роль в этом играло детское самоуправление. Наряды милиции на школьных вечерах не присутствовали. С порядком справлялись сами дети, сами же контролировали ситуацию по правонарушениям, многих ребят уберегли от криминального мира. Понимание, что туристский поход можно и нужно пополнить геологией, пришло именно в 105-й. Вести факультатив помогли собственная коллекция минералов и пород, специальная литература. Вскоре понял, что кабинетного обучения недостаточно. Договорился с Миасским геолого-разведочным техникумом, отправились с детьми туда на полевую практику. Для Гали Хадыковой и Веры Розвезевой занятия на факультативе продолжились обучением на геолого-географическом факультете Томского университета. Они стали первыми ласточками «института Новикова». Теперь ребят, отправившихся по его стопам – в геологию, географию, историю, педагогику, – уже больше сорока. Менять, не изменяяВ 1977 году пустили в строй новое здание городского Дворца пионеров.  Новикова там хорошо знали и сразу пригласили на работу. Он сформировал отдел, в который вошли четыре крупных направления: туризм, краеведение, натурализм, научное общество учащихся. Совещания, семинары, учебы педагогического и детского активов, музейное дело, подготовка турорганизаторов, руководителей объединений научного общества учащихся, природоохранные работы – все это замыкалось на дворце. В кружках отдела насчитывалось около четырех тысяч детей. К работе со школьниками привлекли все вузы города. Около сотни преподавателей, кандидатов и докторов наук руководили детскими исследовательскими кружками. – Это была счастливая пора творчества и успехов, когда тебя понимали коллектив, директор, руководство. Потому и удавалось многое. Во дворце были созданы свой музей, учебные кабинеты, экологическая тропа – одна из лучших в России, свой памятник природы, мощное НОУ, летний лагерь «Ломоносовец». Сложился здесь и мой личный отряд юных геологов, географов, краеведов. Здесь Новиков разработал и освоил авторские программы. Все 15 лет вел кружки. На практике выявил положительные стороны разновозрастного коллектива. Отработал методику организации поисково-исследовательской работы, подготовки и написания научных докладов, организации экологических движений, проведения экспедиций. Реализовал систему самоуправления в кружке. Провел около 50 походов и экспедиций по родному краю, России, Казахстану, в которых дети изучали экологическое состояние малых рек, знакомились с десятками природных объектов, встречались с множеством интересных людей.  Но заслугу свою Федор Иванович видит не в медалях ВДНХ и грамотах Министерства просвещения, а в искренности общения. …Меняя работу, Новиков никогда не изменял двум главным делам своей жизни – педагогике и географии. И, занимаясь геополитикой в областном  экономическом комитете, сеял светлое, доброе, вечное: под его руководством увидела свет книга «Земля, на которой мы живем», ставшая учебником для юных омичей, любящих свою малую родину. Заняв пост начальника отдела Омского территориального геологического фонда, вместе со своими учениками – их здесь семеро! – взялся возрождать  детское геологическое движение в регионе. Он автор более 50 научных и 200 просветительских статей по экологии, географии, краеведению. Награжден медалью «За трудовое отличие», знаком «Отличник народного просвещения», почетными грамотами  Министерства образования России.       Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте