Село давно не привлекает горожан, даже романтиков. Безработица, пьянство, развал традиционного уклада, семьи, хозяйств, а отсюда – низкая рождаемость, высокий уровень миграции, вымирание деревень. Проблемы известные и даже набившие оскомину. Уже после интервью с сельским педагогом Любовью Манаенковой, учителем года Тамбовской области-2002, я вдруг поняла, что мы почти не говорили о них. Речь шла о том, «какая прелесть, эти дети», какая замечательная пасека рядом с домом, как хорошо изготавливать наглядные пособия по вечерам, под шум дождя…
Уже четверть века супруги Манаенковы работают в небольшой сельской школе, вырастили двоих сыновей (старший уже женился) и никуда уезжать не собираются, несмотря на то что осенью этого года в первый класс к Любови Александровне придут всего пять малышей. Село Шапкино, куда 24 года назад попала выпускница педучилища №1 г. Тамбова (лучшего в области!) Люба Манаенкова, ныне считается неперспективным. Но школы здесь все же две – на двух концах села. А уж в какую вести ребенка, решают сами родители. Многие предпочитают к Любови Александровне, если она набирает новый класс. Почему? «Опытный педагог», – скажут папы. «У нее доброе лицо, теплые руки», – добавят мамы. «Так интересно на уроках!» – воскликнут дети. Любовь Манаенкова – по самой сути своей мама, это видно с первого взгляда, причем мама молодая, с выдумкой. Наступила «золотая» осень, сегодня урок природоведения, и прямо с утра изумленные дети входят в класс, который засыпан палой листвой. Или предстоит занятие «Море и его богатства». Ребята садятся за парты и вдруг понимают, что очутились в большом аквариуме – стены завешаны голубой тканью, на них рыбки нарисованы, на столах ракушки лежат. Как всякая любящая мама, Любовь Александровна совершенно не умеет ругать детей. Хулиганами искренне восхищается: «Интереснее те ребята, кто не очень хорошо учится. У них обязательно какая-то идея есть, ради которой они существуют, увлечение, о котором сразу не догадываешься, а когда открываешь, удивляешься. Есть у меня Колька-хулиган. Но какие у него глаза красивые, как он смотрит на меня на уроке! Просто у него мамы нет, и он, чтобы привлечь к себе внимание, хулиганит. Он даже рад, когда я ему делаю замечание». Любовь Манаенкова гордится тем, что у нее нет любимчиков. Когда-то она больше всего боялась, что кто-то из малышей будет ей неприятен, а кто-то выйдет в «фавориты».
Вообще сомнений было много. Начинала-то Любовь Александровна как филолог, выпустила класс, ей нравилось работать со старшими. «У меня все получалось. Единственное – для дома времени вообще не оставалось. Когда муж стал директором школы, он сказал: «Хочу, чтобы дома пахло пирогами!» Ну я и вспомнила о том, что первая моя специальность – «учитель начальных классов». Было очень тяжело. Привыкала больше года. Никак не могла переключиться на детскую психологию. А потом любовь к малышам пришла, к их наивности, любопытству. Мне их всех так жалко. Столько раз было: выпускаю свой любимый класс, кажется, такого у меня больше никогда не будет. Приходят новые дети – не лежит к ним душа, не мои, не такие, каких я хороших отдала!».
Оказалось, зря Любовь Александровна думала, что в начальной школе будет проще работать, чем в старших классах. Трудно. Только проблемы другие. Она даже формулу вывела: в начальных классах легко подготовиться к уроку, а вот занятие дается труднее – настолько непредсказуемо поведение детей. И наоборот: в старших классах подготовка отнимает много времени и сил, но урок дать проще.
Любовь Манаенкова не разлучается со своими малышами, когда они переходят в пятый класс. Они бегают к ней на переменах и после уроков, советуются, рассказывают о житье-бытье. Из-за такой взаимной привязанности для пятых классов даже особый вид классного руководства учредили – совместное: учитель начальных классов и преподаватель средней школы. На педсоветах Любовь внимательно слушает все сообщения об успехах и неудачах ребят всех классов. Когда хвалят ее бывших учеников, на сердце становится теплее… А уж когда взрослые ребята приходят в школу на вечер встречи выпускников, который приходится традиционно на зимние каникулы, и рассказывают о том, кто где учится, работает, радости учительницы нет предела. А вчерашние выпускники, в которых Любовь Манаенкова, конечно, все еще видит первоклашек с ямочками на щечках, вздыхая, советуют тем, кто еще сидит за партой: не рвитесь из школы, тут так хорошо.
Конечно, хорошо – потому что учителя «свои» люди. По-другому в деревне не бывает. Живут-то все рядом, знают друг друга как свои пять пальцев. А вот если касаться вопросов быта, устроенности, это отдельная тема, не очень приятная. Шапкинская средняя школа старенькая, не ремонтировалась много лет, столовая в отдельном здании, актового зала вообще нет, тесно – кабинетов не хватает. Наглядные пособия не обновлялись давно, поистрепались порядочно. Любовь Александровна, впрочем, не тужит. У нее даже хобби появилось за годы преподавания – изготовление всевозможных карточек, картинок, плакатов. Конечно, по качеству издательства не переплюнуть, но зато с какой фантазией и любовью все сделано – никакой глянцевой полиграфии не угнаться. Единственное, о чем жалеет Манаенкова – что ветхая школа теряет свой особый статус: «В селе всегда был храм. Чем он привлекал людей? Не только тем, что батюшка красиво говорил, но и своим внутренним убранством. Я считаю, в селе должно быть два храма. Один православный, другой духовный – школа. И он должен привлекать внешностью своей».
Но деревенским детям не привыкать к трудностям быта, потому на то, что в школе, как и дома, нет горячей воды и холодно (в село обещают провести газ), они внимание не обращают. Успеть бы все дела переделать. И не только школьные, учебные, но хозяйственные. Ученики Любови Александровны помогают родителям с самого раннего возраста. С младшими сестренками и братишками сидят – ведь на селе детских садов нет, не по средствам ни хозяйствам его организовать, ни сельчанам – платить за него. Отсюда множество проблем: во-первых, для учителя начальных классов – дети приходят в первый класс неподготовленные, во-вторых, для родителей – как обеспечить своему ребенку развитие талантов, как вовремя заметить отклонения, зачатки болезней.
Впрочем, сельские ребята компенсируют нехватку элементарных условий для развития огромным любопытством, желанием «Все знать!» И, поступая в вуз, зачастую обгоняют городских ребят, которые и в кружки ходили, и в специальных школах учились. Любовь Манаенкова размышляет: «Наши дети деревенские приземленнее, у них жизненного опыта больше. Говорят попроще городских, зато лучше знают природу. На всероссийском финале в Москве на открытом уроке кто-то из ребята сказал, что мак – это дерево. Это нормально! Он видел мак, может быть, только на картинках и в булочках. А наши дети познают мир через природу, они не оторваны от жизни». Может быть, поэтому многие ученики Любови Александровны, и в первую очередь мальчишки, разделяют ее увлечение – разведение комнатных цветов.
Еще одно серьезное увлечение тамбовской учительницы, да к тому же немалое подспорье в хозяйстве – пасека. Поначалу, правда, Любовь пчел очень боялась. «Познакомилась» с ними, когда приехала работать в Шапкино, сразу после замужества – пчел держал свекор. Когда свекор умер, Манаенковы продавать пасеку не решились – это было похоже на предательство. «Мы ее оставили, – рассказывает Любовь Александровна. – Сначала не очень хорошо получалось. Потом меня это увлекло. Так здорово! Весной, когда первые пчелы вылетают, такая красота – цветущий сад, пахнет медом… Успокоение необыкновенное. Пчелы мне дают не только материальные блага, но и учат многому. У них все распределено – кто что делает, такая чистота, организованность».
Любовь Александровна ждет весны. Хотя признается, что это время года не любит. Предпочитает в затяжные дожди сидеть перед телевизором и вырезать до потери чувствительности пальцев наглядные пособия. А может быть, причина погодных предпочтений в том, что в мае приходится расставаться с очередным выпуском, а в сентябре приходят новые дети? Осенью можно снова почувствовать себя мамой.
Комментарии