Одним из самых сложных проблемных узлов, который сегодня развязывает краевая система образования в рамках регионального комплексного проекта модернизации инфраструктуры школьной сети, является проблема малокомплектных, малочисленных школ.
Проблема эта возникла вместе с экономическим кризисом, который пережила страна, и росла как снежный ком в процессе экономической и социальной деградации деревни и в целом сибирской глубинки. Спад производства, безработица, резкое сокращение рождаемости привели к тому, что здания и оборудование периферийных школ ветшали и устаревали, а в классы приходило с каждым годом все меньше ребятишек… В результате стало очевидно – существующая сегодня инфраструктура школьного образования муниципальных районов не обеспечивает качество обучения и воспитания, востребованное временем и обществом. Между тем Президент России Дмитрий Медведев высказался на этот счет совершенно определенно: «… мы должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой точке нашей огромной страны. Это главная целевая задача!»
Как в ключе поставленной задачи преодолеть ограниченные возможности малочисленной школы? До последнего времени на этот вопрос каждый отдельный муниципалитет пытался найти ответ на свой страх и риск, спонтанно принимая решения по реорганизации школьной сети. А когда нет единой системы, легко в таком тонком социально значимом вопросе наломать дров. И поэтому впервые в нынешнем году была осуществлена огромная работа в масштабах всего Красноярского края по всестороннему осмыслению назревшей проблемы малокомплектной школы. Были четко сформулированы идеи и пути их решения. Появился на свет проект концепции модернизации инфраструктуры общего образования муниципальных районов. Документ с момента своего рождения сразу же начал жить в режиме широкого общественного обсуждения.
– Реализация концепции может дать хорошие результаты только в том случае, если будет понята и принята теми, в интересах кого она и создавалась, – подчеркивает Вячеслав Башев, руководитель Агентства образования края. – Поэтому мы сопроводили документ рекомендациями по «общественно приемлемому порядку принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений». Если объяснить вкратце, то под общественно приемлемым порядком понимается не только выработка соответствующих муниципальных правовых актов, но и сложная длительная работа органов местного самоуправления с населением по продвижению своих решений. Уже была попытка некоторых муниципалитетов внедрять не совсем продуманные решения без прогноза социально-экономических последствий, без общественной экспертизы тех или иных идей проекта. Это неприемлемо! Решать проблему малочисленных школ необходимо, но осознать эту необходимость должны не только представители власти, специалисты нашего ведомства, но прежде всего сами люди.
Жизнь на троечку?
Таланты рождаются где угодно – природа не делает предпочтений для жителей больших городов перед обитателями таежной глубинки. Но если в малокомплектной школе образование не соответствует современным требованиям, даже самый одаренный от природы ребенок рискует отстать от своих сверстников и оказаться в дальнейшем на задворках рынка труда, на задворках жизни.
Около 65 процентов школ Красноярского края на сегодняшний день являются малокомплектными. В 789 школах наполняемость классов составляет менее 14 человек – показателя, рекомендованного по России для сельской местности. Есть начальные школы, где в среднем на одного учителя приходится не более 4 учеников. Есть школы, которые посещают от одного до пяти учащихся. Таких – 109! В некоторых поселках дело доходит до абсурда. Например, в Большереченской средней школе Ермаковского района 11-й класс в нынешнем году оканчивал один юноша, которого обучали 7 учителей, а в Алексеевской средней школе Курагинского района в выпускном классе училась всего одна девочка, и занимались с ней тоже 7 педагогов. Причем, несмотря на почти индивидуальные занятия с этими ребятами, успехи у них были весьма средние.
– Современное образование не может строиться за одной партой, школьник должен уметь работать с компьютером, выходить в интернет, заниматься в специальных лабораториях, спортивных залах, должен получать профильное обучение у квалифицированных педагогов, – говорит Андрей Лученков, руководитель группы разработчиков концепции модернизации инфраструктуры образования муниципальных районов, заместитель руководителя Агентства образования края. – Современные школы должны быть светлыми, теплыми, современным образом оснащенные, с хорошо организованным питанием. При этом у нас нет специальной задачи просто закрывать все подряд малочисленные школы. По преимуществу реорганизацию сети мы видим в превращении малокомплектных школ в филиалы так называемых узловых, комфортных, современных учебных заведений, которые станут центрами школьных округов. Школьные округа будут объединены единым бюджетом, единым кадровым составом, единым учебным планом. Эта модель во многих районах края легко накладывается на уже реально существующую картину, когда детей из разных сел подвозят на автобусах в одну большую, хорошо оборудованную школу. Исключение будут составлять труднодоступные малочисленные школы, из которых нет возможности возить детей, например школы Эвенкии и других северных территорий. Технология развития таких школ будет отрабатываться отдельно. Их будут оснащать компьютерами, цифровыми образовательными ресурсами, включать в интенсивно развивающуюся систему дистанционного общего образования. Соотвтетсвующим образом будет формироваться и педагогический коллектив высокой квалификации.
Выбор школы – выбор судьбы
Модель реорганизации малочисленных школ сегодня дорабатывается и детализируется в атмосфере открытости и гласности. Неудивительно, что в ходе дискуссии появляются как справедливые замечания, так и необоснованные возражения. Одно из самых типичных заблуждений: пока в селе есть даже маленькая школа, оно живо. Действительно, некоторые сельские школы давно уже стали скорее социальными, нежели образовательными учреждениями. Но сегодня даже в этом качестве они не спасают деревню, если в ней нет никакой работы, никакого сельскохозяйственного производства. Например, начальник Управления образования Новоселовского района Галина Качаева на коллегии Агентства образования края заметила, что большинство сельских учителей уже не держат, как прежде, подсобных хозяйств, так как в селе нет крупного производства, которое бы помогало кормами и техникой. А начальник Управления Балахтинского района Любовь Шнайдер добавила: «Школа уже не спасает село, если в нем нет производства. Люди разъезжаются работать вахтовым методом и чаще всего сами начинают возить своих детей в другие, более сильные и большие школы».
Трудно возразить против того, что именно большая, удобная, современно оснащенная школа обеспечивает развивающую среду ребенку, создает условия и для профессионального роста учителей. Постепенно все большее число населения глубинки, чувствующее ответственность за судьбу детей, приходит к пониманию: выбор в пользу большой современной школы – это выбор успешной судьбы для каждого ребенка.
Люди и технологии
Впрочем, если говорить не только об образовательной, но и о социальной роли школы, то концепция модернизации инфраструктуры образования районов Красноярского края предполагает как раз решение многих социальных проблем глубинки. Ее реализация потребует повышения компетентности органов самоуправления, сгладит возрастной и квалификационный дисбаланс педагогических кадров, потянет за собой реконструкцию и ремонт межпоселенческих дорог, модернизацию школьных зданий, улучшение школьного питания. Кстати, срок реализации концепции до 2013 года предоставляет достаточно времени на отшлифовку всех неясных, недоработанных вопросов, на выработку новой правовой базы, на принятие новых краевых целевых программ и проектов. Например, таких, как «Комфортный и безопасный школьный автобус» на 2009-2011 годы, «Школьное питание для сельских школьников» до 2012 года и других.
Коллегия краевого Агентства образования приняла решение о продолжении широкого обсуждения и доработки концепции до конца августа текущего года. Потому что даже самые многообещающие проекты должны применяться на практике с учетом конкретных нюансов и особенностей жизни каждой конкретной территории, каждого населенного пункта. Очень многое будет зависеть от терпеливой и заинтересованной работы муниципальных органов власти, от их бережного отношения к мнению людей и умения найти наиболее оптимальный вариант при выборе базовой школы, маршрутов подвоза детей. Они должны проявить заботу о создании удобных условий жизни и работы сельских учителей. Новые образовательные технологии должны служить людям, а не осложнять им жизнь.
Комментарии