search
main
0

Мало – плохо, много – не лучше. А сколько надо – не знает никто

Кадровая политика в системе образования весьма сложна, ибо прежде всего нам надо ответить на вопрос: сколько учителей нужно готовить вузам и ссузам?

Раньше, в советские времена, ответ получался просто – государство устанавливало, что учебные заведения каждый год должны готовить по каждой специальности 10% педагогов от числа уже работающих. Считалось: среднестатистический учитель работает в школе 10 лет. Сколько их нужно сегодня, похоже, не знает никто, потому что заказчиком высшего и среднего профессионально-педагогического образования выступает не только государство, но и сам потребитель – будущий учитель. Однако пока внедрение образовательных кредитов и иных механизмов цивилизованного регулирования рынка педагогического образования впереди, а административно-государственные рычаги планирования работают разве что на уровне отдельных педвузов и педучилищ, в лучшем случае – регионов. Поэтому до последнего времени практически ничего нельзя было сказать о том, насколько удовлетворяются реальные потребности регионов в учителях. Выводы делаются с учетом показателей трудоустройства выпускников и закрепления молодых специалистов. Однако такой подход нерационален, поскольку мы «штампуем лишние кадры», не приходящие в школу, и, по сути дела, бросаем деньги (по 577 долларов на каждого «лишнего» в год) на ветер.

Министерство образования и науки РФ, обеспокоенное ситуацией с педагогическими кадрами, поручило Научно-методическому центру кадрового обеспечения общего образования провести изучение количественных и качественных показателей обеспеченности в связи с демографической ситуацией. Исследование показало, что эта ситуация сказывается на потребности в педагогических кадрах – в 2003 году только по специальности «учитель начальных классов» избыток подготовки педагогических кадров составил 19828 человек, то есть выброшены на ветер 10 млн. долларов. Кроме того, выявлена различная степень несоответствия между потребностью в педагогических кадрах и подготовкой их для различных регионов России. Например, подготовка учителей математики в системе среднего и высшего педобразования Приволжского федерального округа в 2004 году превышает реальные потребности региона на 825 человек, тогда как в Южном федеральном округе недостаток в подготовке учителей математики составляет 338 человек.

Для определения точных количественных параметров потребностей регионов в педагогах Центр кадрового обеспечения разработал «Методику прогнозирования потребности в педагогических кадрах». При этом было учтено обязательное требование министерства: данные, которые позволяет получать эта методика, должны быть достаточно точными и приемлемой формы, чтобы использовать их для принятия и обоснования управленческих решений, связанных с изменением планов приема в высшие и средние профессионально-педагогические учебные заведения, а также для выработки общей стратегии повышения эффективности педагогического образования.

На основании полученных количественных показателей министерство сформулировало некоторые стратегические задачи. В частности, речь идет о создании единого информационного пространства, отражающего текущее состояние кадрового обеспечения общего образования, активными субъектами которого выступают Министерство образования и науки, региональные органы управления образованием, высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку по педагогическим специальностям. Возникает вопрос: как координировать их действия? Для этого министерство поручило нашему Центру роль координатора, а Центр создал информационный портал в интернете «Кадры общего образования». Предполагается, что портал позволит пользователям получать всю исчерпывающую информацию по всем аспектам проблемы кадров, объединять усилия всех заинтересованных сторон, сообщать вузам о всех конкурсах, которые объявляют министерство и другие организации, учреждения, фонды для решения задач модернизации педагогического образования.

Владимир БЛИНОВ, руководитель Научно-методического центра кадрового обеспечения общего образования Института общего образования Министерства образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте