В гостях у школьного радио «#Говорит Москва в 13:56» учитель начальных классов школы №1356 Светлана БАТЫРЕВА, с 2017 года эксперт по проведению научной экспертизы учебных изданий. Результаты научно-методической деятельности учителя отражены в научных и научно-методических публикациях (более 60), в их числе 9 статей, опубликованных в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК, Министерства просвещения РФ. У педагога 12 статей в сборниках научных трудов и материалов научных конференций, 1 монография, 40 учебно-методических пособий и книга художественных рассказов для первого чтения.
– Светлана Георгиевна, что для вас значит профессия «учитель»?
– Известно, что одним из решающих шагов в жизни любого человека является выбор профессии. От того, насколько будет удачным этот выбор, зависит часто, как сложится вся дальнейшая жизнь. Мне повезло выбрать «нужную» профессию один раз на всю жизнь и ни разу не усомниться в правильности своего выбора.
Что для меня профессия «учитель»? Это моя жизнь.
Почему я выбрала этот путь? Наверное, потому что только у учителя есть необыкновенная возможность проживать день за днем с теми, кому предстоит жить в будущем.
Школа – машина времени. Благодаря работе в ней учитель имеет уникальную возможность каждый раз возвращаться на несколько лет назад, проживать их, опять возвращаться и одновременно видеть результаты своего труда в будущем.
В школе не скучно! Наверное, потому что учитель помогает детям сориентироваться в том большом мире, в котором им предстоит жить, и как проводник ведет ребенка по дороге жизни.
Учитель как друг подсказывает ему, что хорошо, а что плохо, и как лидер ведет детей за собой. Помочь ребенку узнать мир – что может быть лучше для учителя?!
– Одним из ваших профессиональных интересов является формирование читательской компетентности младших школьников. Насколько важно сегодня формирование читательской грамотности?
– Из-за постоянного пересмотра целей образования родители, а иногда и учителя не понимают, какие результаты являются приоритетными на современном этапе. И только один результат до недавнего времени не вызывал никаких споров – умение читать.
Всем известно, что без этого умения невозможно изучить ни один предмет школьной программы, да и в жизни без чтения будет достаточно сложно.
На практике, к сожалению, формирование читательской грамотности сводится исключительно к формированию техники чтения у школьников. По-прежнему главными показателями успешности освоения читательской грамотности, например в начальных классах, являются скорость чтения (количество слов в минуту), выразительность чтения, громкость чтения и т. д. А литературное образование старших школьников часто сводится к заучиванию и воспроизведению устно и письменно определений и высказываний литературных критиков и писателей, так или иначе отражающих мнение последних относительно различных произведений литературы. А вкус, мнение, высказывания и досуг самих учащихся среди результатов основного образования вообще не рассматриваются и предметом формирования не являются. Этим отчасти можно объяснить, почему наши ученики по окончании начальной школы по результатам международных исследований читательской грамотности (TIMS) стабильно показывают лучшие результаты среди других стран, а уже к 15 годам российские школьники теряют свои лидирующие позиции.
Конечно, к воспроизведению, к международным исследованиям можно относиться по-разному. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование TIMS и исследования PISA несовершенны. Но игнорировать итоги тестирования нельзя, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования в целом. Результаты PISA, как принято считать, отражают степень владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависят его успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом. По результатам PISA одним из слабых мест в системе российского школьного образования является читательская грамотность.
Эти показатели в очень незначительной степени отражают содержание подлинной читательской деятельности школьников. Поэтому одной из первоочередных задач по достижению планируемых результатов общего образования является переориентация педагогов на новое понимание сущности читательской грамотности, освоение технологий развернутого формирования ее компонентов и перенос полученных умений учащихся в качестве инструментальной основы на формирование других результатов обучения.
Если учителя поймут, что получить такой комплексный результат возможно только сообща независимо от того, какой учебный предмет ты преподаешь и на каком образовательном уровне, когда цели образования, а значит, и планируемые результаты будут ясны учителям, тогда они смогут правильно организовать учебный процесс и, как следствие, обеспечить необходимые условия для достижения российскими школьниками планируемых результатов на высоком уровне. Существуют конкретные методические рекомендации для учителей, которые хотят вырастить грамотного читателя. Вот некоторые из них:
– формировать читательскую грамотность школьника средствами всех изучаемых предметов;
– активно использовать не только дидактические методы формирования читательской компетентности ребенка, но и методы педагогического коучинга: заражение, убеждение, внушение, интроверцию (приобщение учащихся к личному опыту педагога);
– отказаться от авторитарного стиля педагогической деятельности.
– Что вы можете порекомендовать родителям по формированию читательской грамотности детей?
– Несомненно, без помощи семьи невозможно добиться желаемых результатов в формировании читательской грамотности. Часто родители не знают, как помочь своему ребенку полюбить книгу, стать компетентным читателем.
Начинать формирование читательской грамотности необходимо с самого раннего детства. Можно предложить родителям вернуть семейную традицию совместного чтения. Не стоит забывать, что для дошкольника, который сам еще не читает или только начинает читать, слушание должно стать приоритетным видом деятельности. Читая своим детям вслух, родители формируют у своих ребят ценностное отношение к чтению и к книге на основе личного примера, умение воспринимать и понимать звучащую речь расширяет читательский кругозор малышей.
Важно научиться предоставлять ребенку свободу выбора места, времени и продолжительности читательской деятельности, литературных источников, видов читательской деятельности, свободы высказывания оценочных суждений по прочитанному.
Но для того чтобы это стало возможным, в доме должны быть книги, а родители должны сами читать.
Нельзя превращать чтение в инструмент воздействия на ребенка – наказывать чтением. Как часто дети слышат от родителей: «Не пойдешь на улицу, пока не прочитаешь двадцать страниц»! Чтение книги должно стать маленьким событием для всех, а не наказанием.
– В чем секрет успешности учителя?
– На этот вопрос не может быть однозначного ответа. У каждого учителя свои секреты, а может, их и нет вовсе. О своей успешности учитель часто не думает, а узнает о ней от коллег, родителей, детей. Наверное, успех в нашей профессии, как и в других, зависит от отношения учителя к своей работе. Невозможно добиться успеха без позитивного отношения к тому, что делаешь.
Успешный педагог, на мой взгляд, должен обладать чувством юмора – добрая шутка помогает и на уроке, и в общении с коллегами. Еще одно важное качество для успешности – правильное отношение к постоянным переменам, можно это назвать гибкостью.
Список важных качеств можно продолжать бесконечно: системность, справедливость, ответственность… Думаю, у каждого учителя найдутся подобные рекомендации.
Яна КОСТИНА, заместитель директора по социализации, воспитанию и безопасности обучающихся школы №1356, руководитель школьного медиацентра
Комментарии