Эта командировка запомнится мне на всю жизнь. Никогда я еще так далеко не летал и ничего подобного не видел… Конец мая, с озера совсем недавно сошел лед. Кое-где на берегу у самой воды, как белые пароходы, готовые отплыть, стоят высотой в три человеческих роста подтаявшие торосы. Крошечными льдинками кажутся плавающие вдали чайки. Это великое сибирское озеро поистине колодец планеты, крупнейшее хранилище пока еще чистой воды. Байкал…
– Спасибо тем людям, которые придумали и открыли областной учебно-производственный центр, – рассказывает директор училища Николай Тюмин. – Я с уверенностью могу сказать, что благодаря ОУПЦ сегодня решаются очень важные проблемы. Во-первых, подросток имеет возможность квалифицированно пройти учебно-производственную практику, и, выпуская грамотного специалиста с рабочей профессией, мы даем возможность ребенку безболезненно войти в сознательную жизнь. Во-вторых, начиная с 2000 года для нашего училища отпала проблема капитальных ремонтов. Также решается и проблема адаптации к рынку труда. , да и во всем Слюдянском районе, он своеобразен и быстро меняется, молодежи трудно найти работу. Производство практически остановилось.
Что мы знаем о нем? Археологические раскопки установили, что в бронзовом веке туркоязычные народы – курыкане – первыми дали озеру название Байкал, что означает «Богатое озеро». Длина береговой линии около 2000 километров, а площадь водной поверхности равна площади Нидерландов. Максимальная прозрачность воды просто невероятная – 43 метра. Протяженность с севера на юг – 636 километров, а максимальная ширина – 80 км. В озере обитают более 1300 видов животных и растет более 550 видов растений. Кстати, в Байкале живет и единственный в озере представитель водных млекопитающих – нерпа (кольчатый тюлень). Средний вес нерпы – 50 килограммов (встречаются экземпляры и до 130), длина – 1,7-1,8 метра. И продолжительность жизни почти такая же, как у человека. Самки могут прожить 56 лет, а самцы – на четыре года меньше.
«Байкал – не только бесценная чаша с живой водой, он, кроме того, часть души нашей», – писал Леонид Леонов. И это не преувеличение. Народы, живущие в окрестностях озера, с трепетом и любовью относятся к природе, а она в свою очередь дает им здоровье, силу, доброту и мудрость. И эти качества особенно свойственны людям, заботящимся о подрастающем поколении, посвятившим свою жизнь профессиональному образованию.
Все – своими руками
ГОУ НПО Иркутский областной учебно-производственный центр (ОУПЦ) знают не только в регионе, но и за его пределами – в Бурятии, Читинской области и даже в Монголии. И, по-моему, подобного ему в России пока не существует. Чем же оно знаменито? В первую очередь тем, что здесь небезразличны к судьбам подростков из профессиональных училищ, к детям, обездоленным, обиженным судьбой.
ОУПЦ был создан в январе 1999 года приказом начальника Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области при поддержке губернатора Бориса Говорина. Очень большую помощь в развитии центра оказывает бывший заместитель губернатора, ныне депутат Государственной Думы Сергей Дубровин.
Глядя на симпатичный фасад двухэтажного здания центра, осматривая его уютные залы и кабинеты, трудно поверить, что не так давно здесь была разруха. В нем не было отопления, проваливалась крыша. Но его восстановили. И знаете кто? Ребята из профессиональных училищ и лицеев Иркутска.
Знакомлюсь с директором ОУПЦ Иваном Дмитриевым. Трудовую деятельность в системе образования он начал в 1984 году. Сначала работал заместителем директора по учебно-производственной работе иркутского ПУ №1. Через три года стал директором. И вот уже шестой год возглавляет ОУПЦ. Все это время Иван Георгиевич сталкивался с трудностями, которые стояли перед системой НПО, и старался преодолеть их. Работая в должности первого заместителя начальника Главного управления образования администрации Иркутской области, Дмитриев пришел к мысли, что в регионе должно быть создано учебное заведение, где могли бы проходить практику учащиеся профессиональных училищ, и в первую очередь дети-сироты, ребята из неблагополучных и многодетных семей и дети, оставшиеся без попечения родителей. К этому подталкивала и рыночная ситуация, создание новых условий обучения, использование новых материалов и технологий.
– С момента основания и по сей день центр решает три основные задачи, – рассказывает Иван Дмитриев. – Первая – организация рабочих мест для прохождения учебно-производственной практики и профессиональной подготовки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников специальных коррекционных школ-интернатов области, детей из малообеспеченных семей. Вторая задача – снабжение школ и профессиональных училищ Иркутской области учебно-наглядными пособиями, мягкой и твердой мебелью, оборудованием и инструментом. Для этого на базе центра создана выставка учебно-наглядных пособий. Третья задача – выполнение президентской программы «Дети России» по поставке аппаратно-программных средств и губернаторской программы по компьютеризации образовательных учреждений. Сегодня Иркутская область занимает одну из ведущих позиций в этом направлении. Компьютерами оборудованы все сельские школы, городские обеспечены на 74%. Это результат того, что в течение четырех последних лет из областного бюджета на компьютеризацию ежегодно отводится более 20 миллионов рублей.
Через ОУПЦ работает губернаторская программа по обеспечению сельских школ автобусами для подвоза детей и тракторами для работы на учебных хозяйствах. Ежегодно для отдаленных сел приобретаются 12-14 автобусов. Через центр также проводится губернаторская программа обеспечения учебно-наглядными пособиями сельских школ. В прошлом году приобретены 33 комплекта наглядных пособий, кабинеты химии, физики, биологии. Для детских садов закуплено 100 комплектов спортивного оборудования. Учебным заведениям оказывается помощь в проведении и подготовке документации по конкурсным торгам. И мы благодарны губернатору Иркутской области Борису Александровичу Говорину за поддержку в работе центра.
– Сегодня в ОУПЦ проходят учебно-производственную практику ребята из училищ и лицеев по специальностям штукатур, маляр, плотник, столяр, электрик, электросварщик, каменщик, реставратор строительный, – продолжает Иван Георгиевич. – Число детей ежегодно растет. Если в 1999 году учебно-производственную практику прошли 105 человек (из них 50 детей-сирот и детей-инвалидов), то в прошлом году – 284. За пять лет существования в центре практиковались 1038 человек, в том числе 615 детей-сирот. Как проходит работа? В начале года совместно с Главным управлением образования мы определяем, где какие объекты будут ремонтироваться, заключаем договора с ПЛ и ПУ города Иркутска на проведение учебно-производственной практики на объектах ОУПЦ. Очень важно то, что центр дает стопроцентную гарантию – дети, приходя на практику, полностью обеспечиваются инструментом, материалом.
Объемы ремонтных и реставрационных работ выросли почти в четыре раза. Если в 1999 году они были выполнены на 8,8 миллиона рублей, то в прошлом – уже на 31 миллион рублей. Отремонтированы 32 объекта НПО, а также ИПКРО, областная станция юных натуралистов, детские дома, школы-интернаты, кадетский гвардейский корпус. Учащиеся работали не только в Иркутске, но и выезжали в отдаленные районы, например, в город Тулун за 400 километров от областного центра. Ребята не только овладевают профессиональным мастерством, но и могут заработать. Были случаи, когда зарплата практикантов доходила до 7,5 тысячи рублей в месяц.
В новых экономических условиях многие предприятия области перепрофилировались, открываются частные фирмы, которым требуются профессиональные кадры.
– Сегодня основная проблема НПО – подготовка высококвалифицированного рабочего, – рассказывает заместитель начальника главного управления общего и профессионального образования Иркутской области Виталий Вильчинский. – Мы делаем все возможное, чтобы идти в ногу с временем. В профессиональные училища из школы приходит много детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями. К сожалению, их число год от года растет. Детей из ПТУ на практику госпредприятия берут с неохотой, а ведь практика – это первооснова производственной деятельности. Задача ОУПЦ – помочь подросткам получить востребованную профессию и стать хорошими специалистами. Для этого в некоторых профессиональных училищах и лицеях открыты экспериментальные площадки, где применяются современные технологии. Открыв ОУПЦ, мы смогли привлечь туда лучших работников НПО, создали ремонтно-строительные бригады на объектах образования. Подростки, обделенные судьбой, не только учатся у классных специалистов, постигают тонкости профессии, но и зарабатывают деньги. Это позволяет им чувствовать себя более комфортно в условиях рынка, вселяет уверенность в завтрашнем дне.
В Байкальске
По горному серпантину едем за 140 километров в Байкальск, на объект ремонтных работ. Куда ни кинешь взгляд – всюду тайга, горы и студеное море. Останавливаемся на смотровой площадке. Ветки некоторых кустов и деревьев причудливо обвешаны кусочками материи, платочками, тряпочками. По бурятской традиции это делают для того, чтобы таежные духи не сердились на путников, чтобы людям сопутствовала удача. Мы завязываем на ветвях свои платочки и благополучно едем дальше…
На базе профессионального училища №16 работает ремонтно-строительная бригада ОУПЦ. Идем на объект реконструкции. В здании будущего гостиничного комплекса вовсю кипит работа. Ребята замечают гостей, здороваются, но продолжают увлеченно штукатурить, плотничать, белить, красить. В коридоре – переносной магнитофон. Не для танцев, конечно, а чтобы работа спорилась.
Надежда Незгоренко и Павел Дороничкин посвящают меня в тонкости отделки и реставрации, знакомят с ремонтно-строительным объектом, на котором трудятся 36 человек, в том числе 24 практиканта. Объявляется небольшой перерыв, знакомлюсь с коллективом.
Галина Латышева – ведущий специалист ОУПЦ, работающий со дня его основания, опытнейший бригадир-наставник. Питомцы относятся к ней с уважением, называют второй мамой. Бывший ее ученик, Георгий Еремеев, пишет Галине Ивановне письма из армии и после службы хочет вернуться в бригаду. Сегодня в ОУПЦ обучается его брат Максим. Сергей Потапов – ведущий наставник плотников. Сергею предлагали перейти на более престижную и высокооплачиваемую работу, но он захотел остаться в коллективе ОУПЦ, чтобы и дальше передавать ученикам свой опыт.
Что же заставляет ребят ехать на строительные объекты за десятки, а то и сотни километров от дома? Только ли возможность заработать деньги?
– Нет, здесь я не от безысходности, а потому, что мне приятно работать с людьми, которых давно и хорошо знаю, – говорит Иван Куставинов, молодой наставник-столяр, окончивший с красным дипломом ПЛ №17, отслуживший в армии и вернувшийся в центр. – Я рад, что отучился на плотника и столяра и попал именно сюда.
Вступают в разговор симпатичные девушки – Катя Решетникова – сирота-инвалид, окончившая ПУ №14, и Лена Ковальчук, выпускница ПЛ №17, молодой бригадир- наставник.
– У нас добрые, отзывчивые люди, – подтверждает Лена. – Поэтому и работать приятно. Мне нравится моя профессия. Здесь, на объекте, я много узнала о новых технологиях, стройматериалах. Но останавливаться на достигнутом не собираюсь, в этом году хочу поступить в Иркутский государственный политехнический университет.
Руководители и наставники говорят, что уже давно не было случаев, чтобы кто-то из ребят отказывался ехать на стройку или увиливал от работы. Если в первое время редкие экземпляры любителей «сачкануть» и встречались, то теперь таких нет. Они не уживаются, отсеиваются. В коллективе остаются только те, кто действительно хочет трудиться, освоить профессию и состояться в жизни как личность.
– Спасибо тем людям, которые придумали и открыли областной учебно-производственный центр, – рассказывает директор училища Николай Тюмин. – Я с уверенностью могу сказать, что благодаря ОУПЦ сегодня решаются очень важные проблемы. Во-первых, подросток имеет возможность квалифицированно пройти учебно-производственную практику, и, выпуская грамотного специалиста с рабочей профессией, мы даем возможность ребенку безболезненно войти в сознательную жизнь. Во-вторых, начиная с 2000 года для нашего училища отпала проблема капитальных ремонтов. Также решается и проблема адаптации к рынку труда. В Байкальске, да и во всем Слюдянском районе, он своеобразен и быстро меняется, молодежи трудно найти работу. Производство практически остановилось.
– Создавая гостиничный комплекс, мы не ставим перед собой цель – заработать как можно больше денег, – продолжает Николай Григорьевич. – Мы хорошо знаем возможности города, где сегодня бурно развиваются зимний отдых и спорт, особенно горнолыжный. Открыв гостиничный комплекс, мы уже на следующий год сможем готовить специалистов бытового обслуживания – горничных, дежурных, парикмахеров.
Спрашиваю Тюмина, как он относится к тому, что с 2005 года готовится перевод большинства профессиональных училищ и лицеев с государственного уровня на региональный. И выясняю: ничего хорошего от этого в Байкальске не ждут.
…Уезжаем в Иркутск. Седой Байкал задумчиво смотрит на зажигающиеся звезды. Со смотровой площадки невысокие горы в сгущающихся сумерках напоминают существ, тысячи лет обитающих в озере и вокруг него, – нерпу, омуля, орлана. Мне вдруг вспоминаются русские и бурятские мифы, услышанные накануне, и я понимаю, как все-таки мудро устроена Жизнь. Молодые иркутяне, как реки и протоки, впадающие в великое озеро, тянутся в областной учебно-производственный центр. Может быть, для них он и есть маленький Байкал помощи и добра, окунувшись в который, детям будет легче найти свой берег в этой бушующей жизни.
без срывов
В центре трудятся профессионалы своего дела, люди, преданные НПО. Заместитель директора по производству Павел Дороничкин, вышедший из профтеха, заботится о том, чтобы детям на строительных объектах было комфортно и безопасно. Начальник учебно-строительного участка Надежда Незгоренко не только отличный организатор, но и дизайнер. Она стремится не просто сделать ремонт, а облагородить объект в эстетическом плане, чтобы кабинеты и классы стали для детей вторым домом. Все инженерно-технические работники прошли сертификацию в Госстрое РФ. А сам центр имеет лицензии на все виды общестроительных работ. Например, мастера производственного обучения – почетный работник НПО Анатолий Галес и Надежда Сон, окончившая Иркутский профессиональный колледж.
Заместитель директора по учебной работе Антонина Быкова в системе НПО уже 35 лет, знает все ее достижения и болячки.
– Рыночная экономика диктует нам свои условия, – говорит Антонина Васильевна. – Такие строительные гиганты, как ОАО Иркутскпромстрой, ЗАО Иркутскжилстрой, ребят из училищ на практику берут очень мало. Мы заключили договоры с ПЛ №17, ПУ №14, где много детей-сирот, детей из неблагополучных семей и оставшихся без попечения родителей, для проведения учебно-производственной практики на объектах ОУПЦ, так как самостоятельно они устроиться на практику не могут. Дело в том, что многие училища не имеют возможности проводить качественное производственное обучение на своей базе. Ребята тянутся к нам, потому что здесь отношение к ним самое теплое. Если дети после первого курса приходят на практику, ничего не умея, то за два-три месяца приобретают хорошие навыки и получают разряд.
На строительных объектах учащиеся знакомятся с новыми технологиями, овладевают навыками работы с современными строительными материалами, такими, как структурные и стеклообои, подвесные потолки, ламинированный паркет, мелкозернистое декоративное покрытие для стен (байрамикс), крастоун (спрей), специально приготовленный многоцветный красящий состав на основе акриловой смолы и воды. Благодаря антибактериальным свойствам это покрытие можно использовать в медицинских и детских учреждениях. В нем содержатся специальные добавки, убивающие вредные для здоровья микроорганизмы.
Руководители учебных заведений НПО Иркутска, с которыми мне довелось общаться, высоко оценивают работу областного учебно-производственного центра.
– ОУПЦ и лично Иван Дмитриев оказывают нам огромную помощь в организации производственного обучения, – говорит директор ПУ №14 Павел Зыков. – В центре прошли производственную практику более 300 наших ребят по профессиям «мастер столярно-плотничных и паркетных работ» и «мастер отделочных строительных работ». Коллеги из ОУПЦ помогают училищу в оснащении учебно-производственных мастерских инструментами, оборудованием и строительными материалами, методическими и учебными пособиями по использованию новых технологий, а к двадцатилетию училища установили АТС на 16 номеров.
По словам директора ПЛ №1 Людмилы Любимовой, в ОУПЦ практиковались более 30 лицеистов. Ребята очень довольны, потому что производственная практика организована на самом высоком уровне. Лицеисты работают с новейшими технологиями, современным материалом. Режим работы центра серьезно продуман, никогда не бывает срывов.
– Необычность производственной практики заключается в том, что каждый объект берется с нулевого цикла и доводится до завершения, – говорит Людмила Александровна. – Наши практиканты-электромонтеры зарабатывали в центре по 7-8 тысяч рублей, стали профессионалами, их охотно берут на работу. Ребята видят результат своего труда, и это благотворно влияет на лицеистов. Они с уважением относятся к труду своих сверстников, охотно и активно им помогают. Поэтому в нашем лицее не пишут на стенах и партах, не ломают оборудование, у ребят высокая культура поведения и дисциплина. Я уверена, что лицеисты, прошедшие практику в ОУПЦ, в жизни не пропадут.
В ПЛ №2, где мне удалось побывать, готовят специалистов для Иркутского авиационного завода. Здесь открылся информационный центр, оборудованный новейшей компьютерной техникой. Кстати, сдачу объекта «под ключ» обеспечили специалисты и практиканты ОУПЦ. По словам директора лицея Петра Глызина, в информационном центре можно будет готовить высококвалифицированных программистов. Современная компьютерная техника позволит усовершенствовать такую важную для города специальность, как «слесарь-сборщик авиационной техники».
Практика показывает, что сегодня качество образования специалиста не может определяться, как это было ранее, только знаниями, умениями и навыками. Требования современной жизни гораздо обширнее, разнообразнее и сложнее, и освоение рабочих профессий (особенно строительных) – творческий, инновационный процесс. Поэтому ОУПЦ является региональной экспериментальной площадкой. Определена тема научного эксперимента «Консалтинговый комплекс развития креативности как средство повышения качества профессионального образования». Над ней работает коллектив центра под руководством научного руководителя кандидата педагогических наук Марины Домбровской. Срок реализации эксперимента – 2003 – 2008 годы. Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.
Актуальность эксперимента определяется и тем, что в условиях рыночной экономики развитие креативности учащихся и педагогов учреждения профессионального образования выступает необходимым фактором обеспечения качественного профессионального образования. Поэтому консалтинговый комплекс в условиях рынка должен стать важным средством управления качеством профессионального образования в ОУПЦ. В состав творческой группы для реализации эксперимента входят инженерно-педагогические работники ОУПЦ: Антонина Быкова заместитель директора по УР, Надежда Сон, мастер производственного обучения, Евгений Сафонов, Надежда Дмитриева.
ОУПЦ взаимодействует с региональными образовательными учреждениями НПО. Так, например, при сотрудничестве с ПУ №14 для решения проблемы успешной социализации учащихся на базе ОУПЦ создан консалтинговый центр. Разработана интегрированная программа по успешной социализации лиц с ограниченными особенностями здоровья, которая была использована как компонент экспериментальной программы ПУ №14. В феврале 2004 года данная программа была представлена на Всероссийский конкурс среди образовательных учреждений НПО. Результат – создание федерального учебно-методического центра по обучению лиц с ограниченными особенностями здоровья для учащихся ОУПЦ на базе ПУ №14.
Анализ заболеваемости обучающихся подростков находится под пристальным вниманием медиков, так как состояние их здоровья продолжает ухудшаться. Имеется тенденция к росту заболеваемости этого контингента практически по всем классам болезней, особенно по заболеваниям костно-мышечной системы, болезней мочеполовой системы и болезней нервной системы. В связи с интенсификацией учебного процесса у подростков регистрируются повышение артериального давления, неврозоподобные реакции, нарушения сна, гиподинамия. В результате значительное число подростков имеет множество хронических заболеваний. Поэтому на базе ОУПЦ активно работают медики под руководством главного врача городской поликлиники №1 Елены Масловой, которые внедряют здоровьесберегающие технологии.
В феврале 2004 г. была проведена межрегиональная конференция «Пути достижения социальной успешности субъектов образовательного процесса», участники которой (в том числе работники ОУПЦ и их научные руководители) награждены благодарственными письмами и благодарностями Главного управления общего и профессионального образования. В работе конференции приняли участие представители образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Иркутской, Читинской областей, Бурятии, а также представители областной администрации Иркутской области и медики.
Единственная на всю Сибирь
Мне показывают комфортно оборудованные кабинеты и залы, демонстрируют достижение центра – выставку учебно-наглядных пособий. Она, действительно, уникальна. Здесь чего только нет – от карандашей и химических реактивов до современных компьютеров. Оказывается, что выставка учебно-наглядных пособий ОУПЦ – победитель областных конкурсов по закупке физкультурно-игрового оборудования для детских садов и учебно-наглядных пособий по физике, химии, биологии для средних школ. Участвует в федеральных целевых программах «Дети России», «Дети Севера», РЕОИС 2001-2005 и региональной программе «Дети-сироты».
– Цель нашей выставки – ознакомить учителей-предметников, директоров учебных заведений, руководителей муниципальных управлений образования с ассортиментом наглядных учебных пособий, приборов, оборудования, мебели, – рассказывает заместитель директора ОУПЦ по маркетингу Марина Шинкоренко. – В наших каталогах и прайс-листах можно найти все для образовательного процесса различных направлений: школьные парты, столы, стулья, мебель для библиотек, конференц-залов, гостиниц, офисов, демонстрационное и лабораторное оборудование. Каталоги составляются в соответствии с перечнем обязательного учебного оборудования, утвержденного Министерством образования и науки РФ.
Выставка работает в режиме агентства, что позволяет оперативно комплектовать заказы любой сложности, предлагая оптимальные цены на товар. Заказ осуществляется непосредственно предприятию-производителю, тем самым напрямую контролируется исполнение сроков и качество получаемой продукции. Так же, по возможности, осуществляется доставка товара по области собственным транспортом. Разрабатывается долговременный план поэтапного оснащения детских садов, школ и профессиональных училищ под ключ, поставляется специальное оборудование, разрабатывается дизайн интерьеров.
– Мы наладили широкую сеть партнерских отношений с ведущими предприятиями и крупными торговыми компаниями России, которые специализируются на производстве и продаже товаров для школы, – продолжает Шинкоренко. – В настоящее время сотрудничаем с такими организациями, как ООО «СТРОНГ XXI», ГУП Российское научно-производственное объединение «Росучприбор», ФГУП Московский Учколлектор №2, ЗАО «Природоведение и школа», ООО «Природа у школы», «ФРАХТ-СПОРТ», ЗАО «Элти-кудиц». Фирма «СТРОНГ» заинтересована в том, чтобы мы стали их главными дилерами в байкальском регионе и охватили бы Читинскую область, Бурятию и даже Монголию.
Москва – Иркутск – Байкальск – Москва
Учащиеся ОУПЦ (ПУ №2, г. Иркутск)
Депутат Государственной Думы Сергей ДУБРОВИН (слева) и директор ОУПЦ Иван ДМИТРИЕВ
Так выглядят после ремонта коридоры учебного корпуса ПЛ №1 (г. Иркутск)
Комментарии