Мы познакомились с нею в главном павильоне киностудии «Беларусьфильм». Мне нужен был режиссер Игорь Добролюбов, он в это время на съемочной площадке репетировал с Галиной Польских эпизод к фильму «Белые росы». Его теребили оператор и осветители – рядом уже была готова к съемке другая сцена с Николаем Караченцевым. Игорь подвел ко мне Галину Польских, познакомил нас и попросил: «Поговорите пока, я быстро».
Разговор, увы, не склеился. Галина Александровна еще жила страстями только что разыгранного эпизода будущего фильма и на мои вопросы отвечала рассеянно, невпопад. Хотя и очень добросовестно. Позже, когда Добролюбов снял оба эпизода и мы пошли в студийный буфет на кофе, беседа пошла веселее.
Актриса с улыбкой вспоминала, как по окончании Венецианского кинофестиваля, на котором фильм с ее участием «Дикая собака Динго» завоевал главный приз, наша делегация гостила в резиденции великого Феллини.
Прием был шумный и веселый, но Галина весь вечер оставалась печальной и молчаливой. Маэстро, как говорится, положил глаз на юную победительницу и в конце приема подарил ей свою фотографию с автографом. Что-то сказал при этом. Она не поняла. А когда делегация возвращалась в отель, переводчик сказал Польских: «Он хочет вас снимать». Оказалось, Феллини через месяц будет в Москве на Неделе итальянского кино и хочет с нею встретиться, чтобы договориться о ее участии в следующем своем фильме.
Однако вскоре режиссер заболел и приехать в Москву не смог. Личная встреча не состоялась. Но Феллини не забыл актрису с печальным взглядом из далекой России, несколько раз звонил в Госкино, слал телеграммы с просьбой командировать Галину Польских в Италию. В ответ наши чиновники слали короткие депеши: актриса занята.
Замысел великого итальянца так и остался нереализованным. Не узнал Феллини и о том, почему Галина Польских была на том приеме печальна и молчалива. Незадолго до Венецианского кинофестиваля она потеряла мужа и осталась одна с крошечной дочерью на руках. Да и вообще ее судьба не баловала. Отец погиб на Великой Отечественной войне. После тяжелой болезни умерла мать. Маленькая Галя стала воспитываться в семье бабушки.
Она очень рано начала проявлять актерские способности. В беседах с бабушкой часто фантазировала и тут же разыгрывала свои фантазии в лицах. Так крепла мечта стать актрисой. Девочку-подростка Таню Сабанееву в «Дикой собаке Динго» она играла уже будучи мамой. Потом были яркие и запоминающиеся роли в фильмах «Журналист», «Тени исчезают в полдень», «Суета сует», «Отцы и деды», «По семейным обстоятельствам» и многих других.
Вот и на одной из встреч со зрителями актриса была, как всегда, обаятельна, отвечала на вопросы легко, иронично.
– Ведете ли вы учет своим ролям в кино?
– Мне это как-то не приходило в голову. Но однажды пришлось заняться подсчетом. Это когда меня президент Владимир Путин орденом «За заслуги перед Отечеством» наградил. Оказалось, что количество ролей в кино перевалило за девяносто. Я сама удивилась – когда только и успела…
– Какие фильмы для вас наиболее дороги?
– Да все они, как пальчики на руках, дороги по-своему. Конечно же, «Дикая собака Динго». Первая роль всегда незабываема. Там такая любовь! В фильме «Журналист» роль для меня написал Герасимов. Специально. Я училась на его курсе. Сниматься у любимого педагога, да еще в только для тебя написанной роли – разве такое забывается?! И конечно, фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Роль та небольшая, но удивительно светлая. Очень добрые ленты «Белые росы», «Суета сует»… Да разве хватит у вас терпения слушать, пока буду все перечислять?
– Понравилась ли вам работа в фильме «Женщин обижать не рекомендуется»?
– Роль деловой современницы была для меня не совсем обычна, но тем и хороша. Всегда приятно делать что-то неожиданное. Был интересный режиссер Валерий Ахадов. Он отличный профессионал и симпатичный человек. И с компанией повезло. Основной моей партнершей была Вера Глаголева. С нами снимались Вячеслав Шалевич и Александр Пороховщиков. В общем, все было просто замечательно – и роль, и партнеры, и съемочная группа.
– Как был принят фильм на «Кинотавре»?
– По-моему, хорошо. Только почему-то никакой премии ему не дали. Но разве это главное?
– Какие еще были в последнее время фильмы с вашим участием?
– «Госпожа удача» режиссера Мигуновой. Там я впервые попробовала себя в отрицательной роли. Тоже интересно. Я играю мэра. Была у меня, как иногда считают, маленькая роль в фильме Митты «Граница». Вспоминаю ее с удовольствием, честное слово. Тем более что маленьких ролей, конечно же, не бывает.
– А какие характеры вам больше всего по душе?
– Мне близки боль и страдания многих женщин. Но я по натуре оптимистка и очень люблю веселых людей.
…В фильме «Я шагаю по Москве» продавщица пластинок, которую играет Галина Польских, на вопрос покупателя, почему нет новых дисков с песнями Робертино Лоретти, ответила с улыбкой: «Вырос». Выросла за минувшие после «Дикой собаки Динго» годы и Галина Польских. Выросла как актриса, как личность, как женщина. Но вместе с тем сумела не только сохранить себя и зрительскую любовь, но и приумножить этот капитал.
Аркадий ПИНЧУК, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Санкт-Петербург
Комментарии