search
main
0

Маленькие загадки. Разгадать их можно только самой

​Поначалу работать в детском саду было непросто. Для меня дети были загадкой, чтобы разгадать ее, требовалось немало усилий. За ними приходили родители, которые хотели услышать универсальную рекомендацию, действующую как пилюля при болезни: выпил – и здоров. Мне было непонятно, почему многие воспитатели так и хотят отдать поскорее мне ребенка, чтобы я «сделала с ним что-нибудь», чтобы он успокоился, стал умным, тихим, послушным. Посмотрев на все это со стороны, а также прочувствовав на личном опыте, я поняла, что хотят от нас наши дети.

Все, что случается в этой жизни, необходимо. Жизнь человека есть учеба, приобретение жизненного опыта, и учится человек через плохое. Нет хорошего без плохого. Чем хорошее больше, тем большее плохое должно его уравновешивать» (Лууле Виилма).Каждый ребенок, который появляется у педагога в группе, классе, да и вообще в жизни, хочет донести до нас что-то, чему-то научить. Чем конфликтнее отношения с ребенком, чем ярче он вызывает у нас эмоции и чувства, тем «полезнее» для нас этот ребенок. Он затрагивает наши стрессы, которые мы прятали в себе, которые мы сами себе не открывали, не признавали или не хотели к ним обращаться, не хотели заглянуть внутрь самих себя. Ребенок выступает неким катализатором нашей души, он помогает нам задуматься над нашими словами, действиями, эмоциями, чувствами. Они выступают нашими учителями, познав которых мы учимся обращаться к себе, задавать себе вопросы: «А почему именно ко мне в группу, класс пришел этот мальчик или девочка? Может, он или она хотят меня научить чему-то?» Тем самым мы еще учимся принимать детей такими, какие они есть. Ведь безусловное принятие – один из основных принципов, который описывает профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер: «Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть!» И казалось бы, такой простой принцип очень легко запомнить, но как часто вы слышали, чтобы педагог говорил своему ученику, что он любит его, несмотря на его поведение? А любит – значит принимает его таким, какой он есть.Действительно, именно дети нас этому и учат – просто их любить. А посмотрите вокруг, когда мы говорим это учителям, воспитателям, родителям – они охотно с этим соглашаются, но многие продолжают делить детей на 2 категории: плохие и хорошие. И еще при каждом удобном случае напоминать об этом самим детям. Потому что так удобно: переложить всю ответственность на родителей, а самим не искать путей решений, помощи ребенку. Не бывает детей плохих или хороших. Есть плохое или хорошее поведение.Академик Российской академии образования Александр Григорьевич Асмолов прокомментировал автора книги «Разбить стекла теплицы» Дмитрия Морозова: «По логике Морозова, не только мы учим детей, дети сами выступают воспитателями родителей. Детство – это носитель развития нетривиальных путей развития культуры, которые мы, взрослые, часто пытаемся отредактировать. Дети говорят мирами воображений, мирами поисков. Как ни парадоксально звучит, надо чувствовать инновационный потенциал детства. Они рождаются инноваторами, и особенно теперь, в ту эпоху, которую мы называем эпохой информационной социализации». Невозможно оставаться такими же, использовать одни и те же методы воспитания в нашем меняющемся времени.«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было» (Лев Толстой). Воспитание детей необходимо начинать с себя. Многие родители не обращают внимания на этот факт и хотят, чтобы их дети вели себя культурно на улице, и при этом сами мусорят; хотят, чтобы дети читали книги, но при этом сами часами сидят у компьютеров и т. д. «Воспитание – процесс по большей части неуправляемый, субъективно воспринимаемый тем, над кем его производят, как насилие. Современные родители воспитывают детей импульсно, бессистемно, субъективно, то есть исходя из собственных потребностей, упуская из виду мотивы и цели, которые движут ребенком». Сейчас новая внешняя среда – информационная, которая требует от нас, взрослых, новых путей решений, которая толкает нас на поиски решений новых задач. «В наше время дети сами предъявляют претензии к своим родителям, требуют, чтобы родители стали более отзывчивыми и объясняли мир, а не командовали» (Дмитрий Морозов). Ответственные родители должны готовить детей к выживанию и развитию в любых изменяющихся условиях. Для этого приходится учить, как думать, а не что думать, наделять энергией и развивать способность оценивать реальность, чтобы делать сознательный выбор.Младенец, появившийся на свет, видит мир глазами родителей, чувствует мир эмоциями родителей. Он доверяет родителям, ни на секунду не сомневаясь в них. Чтобы родителю понять своего ребенка, он должен научиться слушать своего ребенка. Юлия Гиппенрейтер: «Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства». Но чтобы ребенку обозначать чувства, взрослый сам должен научиться их распознавать, значит, он должен научиться заглядывать внутрь себя, анализировать себя. Ведь мы воспринимаем мир ярче с помощью эмоций и чувств. Соответственно и ребенок познает мир через наши чувства и эмоции. Если родители воспринимают окружающий мир агрессивным, то вряд ли у ребенка возникнет позитивное мироощущение.«Быть сегодня родителями труднее, чем когда-либо прежде. Раньше, если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня большой педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существует лишь проблема родителей. Если прежде влияние родителей на ребенка было почти исключительным, то сегодня телевидение, кино, комиксы или книжки-картинки нередко целиком заменяют родителей» (Аллан Фромм). Дети в современном мире просто вынуждают нас, педагогов, родителей, учиться новым навыкам воспитания, искать нетривиальные пути решения, познавать самих себя, учат быть с ними на одной волне в информационном хаосе.Екатерина СТЕПЧЕНКОВА, гимназия №1519, дошкольное отделение 5, педагог-психолог, участник конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте