Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Студенту отказались поставить заслуженное «отлично» за дипломную работу из-за зеленого цвета волос
Собянин заявил, что в Москве число инфицированных COVID-19 выросло в три раза
В Совфеде заявили, что работодатели не могут заставить человека сделать прививку от COVID-19   
Столичным вузам предложили допускать к очным занятиям только вакцинированных студентов
3 вида упражнений позволят снизить сахар в крови при диабете и почувствовать себя здоровым человеком
В Минобрнауки заявили о праве вузов допускать к очным занятиям только привившихся студентов
8 регионов России вернули ограничения из-за коронавируса
Главный санитарный врач Москвы обязала провести вакцинацию не менее 60% работников сферы услуг
Ученые назвали невидимых убийц, жертвами которых стали миллионы людей
Роскосмос планирует отправлять на МКС ученых
Студенту отказались поставить заслуженное «отлично» за дипломную работу из-за зеленого цвета волос Собянин заявил, что в Москве число инфицированных COVID-19 выросло в три раза В Совфеде заявили, что работодатели не могут заставить человека сделать прививку от COVID-19    Столичным вузам предложили допускать к очным занятиям только вакцинированных студентов 3 вида упражнений позволят снизить сахар в крови при диабете и почувствовать себя здоровым человеком В Минобрнауки заявили о праве вузов допускать к очным занятиям только привившихся студентов 8 регионов России вернули ограничения из-за коронавируса Главный санитарный врач Москвы обязала провести вакцинацию не менее 60% работников сферы услуг Ученые назвали невидимых убийц, жертвами которых стали миллионы людей Роскосмос планирует отправлять на МКС ученых
Равные возможности

Маленькие волшебники создают

«Кривые» воины не смогут хорошо нас защитить
УГ - Москва, №20 от 18 мая 2021. Читать номер
Автор:

Каждый ребенок приходит в школу со своим потенциалом к обучению. Кто-то быстро адаптируется к школьным правилам и быстро включается в работу, а кому-то требуется помощь не только в постижении наук, но и в адаптации к определенной ситуации и познании себя. На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями очень актуальна.

К моменту поступления в школу у таких детей, как правило, не происходит формирование школьно значимых функций. У них недостаточный запас знаний, узкий кругозор, бедная речь. Все это заставляет ощущать себя некомфортно в классе. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без формирования у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Таким детям необходима помощь взрослых.

В нашей школе были определены принципиальные направления такой работы, учитыва­ющие как накопленный опыт, так и новые тенденции коррекционно-развивающего обучения. Как показал опыт, этот процесс проходит с особой успешностью, если подходить комплексно. При совместном планировании работы, правильном и четком распределении задач каждого педагога, осуществлении преемственности в работе учителя-логопеда и педагога-психолога, грамотном взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся и соблюдении единства требований, предъявляемых детям, происходит успешное преодоление различных трудностей в обучении и адаптации детей с ОВЗ.

В чем же конкретно проявляется эффективность этой работы?

Работа специалистов начинается с подробного изучения ребенка: его эмоционально-волевой среды, предметных знаний, условий проживания ребенка в семье. Цель такого взаимодействия – найти причины возникновения трудностей. Далее планируется деятельность по преодолению данных проблем.

Вокруг ребенка совместными усилиями специалистов школы создается коррекционное, предметное и развивающее пространство. Только командная работа, основанная на доброжелательном взаимодействии специалистов и обучающихся, позволяет увидеть ресурсы ребенка, акцентировать внимание на его успехах. Мы поддерживаем и вдохновляем друг друга. Обсуждаем и анализируем создавшиеся ситуации в процессе обучения, помогаем прийти к правильному решению для успешности ребенка. Мы умеем уважать незнание и непонимание ребенка и учим не бояться ошибок.

Основной целью нашей работы является создание ситуации успеха для любого ученика. Ведь каждому ребенку важно чувствовать себя умелым и успешным.

Учитель на уроке, психолог и учитель-логопед в ходе своих занятий используют различные игры и упражнения на совершенствование дыхания, артикуляционного аппарата, ориентировки в пространстве. Все это способствует развитию речи ребенка, а как известно, речь и мышление человека тесно взаимосвязаны.

Лексическая работа над словом дает широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе. Анализируя свою работу, мы убедились в том, что толкование, пояснение значения слов вызывает у детей особые затруднения. Планируем работу так, чтобы начатое на уроке имело продолжение на занятиях с логопедом и наоборот.

Развитие речи приводит к развитию мыслительных процессов ребенка. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь могут прийти синквейн, тавтограмма. Эти приемы органично вписываются в работу по развитию лексико-грамматических категорий младших школьников.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна является формой свободного творчества, развивает интеллект, актуализирует, обогащает активный словарь обучающегося. Данный вид работы может быть использован в качестве инструмента при проведении диагностики после прохождения определенной лексической темы, для проведения рефлексии.

Детям с ОВЗ трудно находить главную мысль произведения и формулировать вывод на основе прочитанного, но им доставляет большое удовольствие помогать учителю и передавать свои ощущения от прочитанного ими в форме «пирамиды». К концу 4‑го класса дети самостоятельно составляют ответы в форме синквейна. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Тавтограммы – это предложения, тексты (прозаические или стихотворные), в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.

Составление тавтограмм не только развивает речь обуча­ющихся, но и акцентирует их внимание на сочетаемости слов. Это упражнение – замечательное средство для активизации внимания и творческих способностей.

Если у обучающегося какой-то из звуков западает, для доведения произношения до автоматизма составляются тексты, полностью состоящие из слов с этим звуком, и заучиваются.

Чаще всего дети с ОВЗ отличаются недостаточной познавательной активностью. Чтобы разбудить в них радость познания, необходимо вызвать в их воображении образы и яркие сказочные представления. Так, при написании палочек на уроках обучения грамоте мы обращаемся к символам и их значениям. Вертикальной палочкой наши предки обозначали воина. У обуча­ющегося возникает естественное желание написать палочки ровно, аккуратно. «Кривые» воины не смогут хорошо нас защитить. Возникает интерес к значению других знаков, возрастает познавательная активность.

В ходе знакомства со сказками проводятся ассоциации между былинными богатырями и деревьями. Так, Илья Муромец напомнил ученику Ивану Г. могучий дуб, которому надо вырасти и накопить сил…

В ходе работы над произведением Л.Н.Толстого «Прыжок» был составлен план текста.

Ученики зафиксировали в этом плане свои чувства и эмоции, свое отношение к происходящим событиям. Было предложено подумать, с какой формой и каким цветом у них ассоциируются события, описанные в литературном произведении. Язык цвета и формы, их символический смысл, символический подтекст помогли понять глубинный смысл произведения.

У одной из девочек план по «Прыжку» Толстого получился таким: облако – все спокойно, серая призма – обезьяна сорвала шляпу, желтый треугольник – шляпа на краю последней перекладины, звезда-клякса – прыжок, фиолетовый прямоугольник – сердце отца.

На примере поступков литературных героев детям легче объяснить понятия добра и зла, любви и ненависти, что помогает адаптироваться в социуме.

Удачной находкой для снятия психоэмоциональной нагрузки у детей с особыми образовательными возможностями стала песочная терапия. Это дидактические игры и упражнения в песочном поддоне. Рисуя элементы, фигуры, узоры на песке, дети устанавливают закономерности и закрепляют знания о сенсорных эталонах. Игры с песком способствуют развитию памяти, внимания, расширению словарного запаса, позволяют сочинять сказки, рисовать их, снимают мышечное напряжение. Это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей. У первоклассников легче проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх.

Игра – упражнение «Маленькие волшебники создают мир» – позволяет развить и расширить знания об окружающем мире, получить новый опыт. Сказочная история на песке.

Анализ образцов письменной речи младших школьников подтвердил наличие четкой взаимосвязи, существующей между уровнем сформированности словообразовательной компетенции детей и проявлением дисграфических и орфографических ошибок на письме. Для отработки данных навыков нашей командой выработаны комплексные упражнения «Грамматические сказки», «Рифмованные упражнения».

Классный руководитель вовлекает ребенка в жизнь класса, помогает найти путь развития личности в той или иной области знаний и умений.

Немаловажным этапом работы с детьми ОВЗ является работа с родителями. Большую помощь оказывает психолог.

Только в группе, четко понимая цель коррекционной работы, соблюдая единство требований и преемственность, можно добиться хороших результатов. Таким образом, командная работа специалистов рассматривается как процесс целенаправленного взаимного влияния, способствующего более успешной реализации профессиональных возможностей. Учитель, логопед и психолог преследуют в своей деятельности разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.

За время совместной работы немало учеников научились преодолевать свои трудности и справляться с проблемами. Дети стали спокойнее реагировать на неудачи.

Задачи, стоящие перед учителем, психологом и логопедом, тесно переплетаются, и их решение способствует наиболее эффективному процессу реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.

Светлана ПЛАТОН, педагог-психолог школы №2026;
Людмила КАРИМОВА, учитель-логопед школы №2026;
Юлия КАМЕНСКАЯ, Елена СТУКАНОВА, учителя начальных классов школы №2026


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt