Каждый ребенок приходит в школу со своим потенциалом к обучению. Кто-то быстро адаптируется к школьным правилам и быстро включается в работу, а кому-то требуется помощь не только в постижении наук, но и в адаптации к определенной ситуации и познании себя. На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями очень актуальна.
К моменту поступления в школу у таких детей, как правило, не происходит формирование школьно значимых функций. У них недостаточный запас знаний, узкий кругозор, бедная речь. Все это заставляет ощущать себя некомфортно в классе. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без формирования у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Таким детям необходима помощь взрослых.
В нашей школе были определены принципиальные направления такой работы, учитывающие как накопленный опыт, так и новые тенденции коррекционно-развивающего обучения. Как показал опыт, этот процесс проходит с особой успешностью, если подходить комплексно. При совместном планировании работы, правильном и четком распределении задач каждого педагога, осуществлении преемственности в работе учителя-логопеда и педагога-психолога, грамотном взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся и соблюдении единства требований, предъявляемых детям, происходит успешное преодоление различных трудностей в обучении и адаптации детей с ОВЗ.
В чем же конкретно проявляется эффективность этой работы?
Работа специалистов начинается с подробного изучения ребенка: его эмоционально-волевой среды, предметных знаний, условий проживания ребенка в семье. Цель такого взаимодействия – найти причины возникновения трудностей. Далее планируется деятельность по преодолению данных проблем.
Вокруг ребенка совместными усилиями специалистов школы создается коррекционное, предметное и развивающее пространство. Только командная работа, основанная на доброжелательном взаимодействии специалистов и обучающихся, позволяет увидеть ресурсы ребенка, акцентировать внимание на его успехах. Мы поддерживаем и вдохновляем друг друга. Обсуждаем и анализируем создавшиеся ситуации в процессе обучения, помогаем прийти к правильному решению для успешности ребенка. Мы умеем уважать незнание и непонимание ребенка и учим не бояться ошибок.
Основной целью нашей работы является создание ситуации успеха для любого ученика. Ведь каждому ребенку важно чувствовать себя умелым и успешным.
Учитель на уроке, психолог и учитель-логопед в ходе своих занятий используют различные игры и упражнения на совершенствование дыхания, артикуляционного аппарата, ориентировки в пространстве. Все это способствует развитию речи ребенка, а как известно, речь и мышление человека тесно взаимосвязаны.
Лексическая работа над словом дает широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе. Анализируя свою работу, мы убедились в том, что толкование, пояснение значения слов вызывает у детей особые затруднения. Планируем работу так, чтобы начатое на уроке имело продолжение на занятиях с логопедом и наоборот.
Развитие речи приводит к развитию мыслительных процессов ребенка. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь могут прийти синквейн, тавтограмма. Эти приемы органично вписываются в работу по развитию лексико-грамматических категорий младших школьников.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна является формой свободного творчества, развивает интеллект, актуализирует, обогащает активный словарь обучающегося. Данный вид работы может быть использован в качестве инструмента при проведении диагностики после прохождения определенной лексической темы, для проведения рефлексии.
Детям с ОВЗ трудно находить главную мысль произведения и формулировать вывод на основе прочитанного, но им доставляет большое удовольствие помогать учителю и передавать свои ощущения от прочитанного ими в форме «пирамиды». К концу 4‑го класса дети самостоятельно составляют ответы в форме синквейна. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Тавтограммы – это предложения, тексты (прозаические или стихотворные), в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.
Составление тавтограмм не только развивает речь обучающихся, но и акцентирует их внимание на сочетаемости слов. Это упражнение – замечательное средство для активизации внимания и творческих способностей.
Если у обучающегося какой-то из звуков западает, для доведения произношения до автоматизма составляются тексты, полностью состоящие из слов с этим звуком, и заучиваются.
Чаще всего дети с ОВЗ отличаются недостаточной познавательной активностью. Чтобы разбудить в них радость познания, необходимо вызвать в их воображении образы и яркие сказочные представления. Так, при написании палочек на уроках обучения грамоте мы обращаемся к символам и их значениям. Вертикальной палочкой наши предки обозначали воина. У обучающегося возникает естественное желание написать палочки ровно, аккуратно. «Кривые» воины не смогут хорошо нас защитить. Возникает интерес к значению других знаков, возрастает познавательная активность.
В ходе знакомства со сказками проводятся ассоциации между былинными богатырями и деревьями. Так, Илья Муромец напомнил ученику Ивану Г. могучий дуб, которому надо вырасти и накопить сил…
В ходе работы над произведением Л.Н.Толстого «Прыжок» был составлен план текста.
Ученики зафиксировали в этом плане свои чувства и эмоции, свое отношение к происходящим событиям. Было предложено подумать, с какой формой и каким цветом у них ассоциируются события, описанные в литературном произведении. Язык цвета и формы, их символический смысл, символический подтекст помогли понять глубинный смысл произведения.
У одной из девочек план по «Прыжку» Толстого получился таким: облако – все спокойно, серая призма – обезьяна сорвала шляпу, желтый треугольник – шляпа на краю последней перекладины, звезда-клякса – прыжок, фиолетовый прямоугольник – сердце отца.
На примере поступков литературных героев детям легче объяснить понятия добра и зла, любви и ненависти, что помогает адаптироваться в социуме.
Удачной находкой для снятия психоэмоциональной нагрузки у детей с особыми образовательными возможностями стала песочная терапия. Это дидактические игры и упражнения в песочном поддоне. Рисуя элементы, фигуры, узоры на песке, дети устанавливают закономерности и закрепляют знания о сенсорных эталонах. Игры с песком способствуют развитию памяти, внимания, расширению словарного запаса, позволяют сочинять сказки, рисовать их, снимают мышечное напряжение. Это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей. У первоклассников легче проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх.
Игра – упражнение «Маленькие волшебники создают мир» – позволяет развить и расширить знания об окружающем мире, получить новый опыт. Сказочная история на песке.
Анализ образцов письменной речи младших школьников подтвердил наличие четкой взаимосвязи, существующей между уровнем сформированности словообразовательной компетенции детей и проявлением дисграфических и орфографических ошибок на письме. Для отработки данных навыков нашей командой выработаны комплексные упражнения «Грамматические сказки», «Рифмованные упражнения».
Классный руководитель вовлекает ребенка в жизнь класса, помогает найти путь развития личности в той или иной области знаний и умений.
Немаловажным этапом работы с детьми ОВЗ является работа с родителями. Большую помощь оказывает психолог.
Только в группе, четко понимая цель коррекционной работы, соблюдая единство требований и преемственность, можно добиться хороших результатов. Таким образом, командная работа специалистов рассматривается как процесс целенаправленного взаимного влияния, способствующего более успешной реализации профессиональных возможностей. Учитель, логопед и психолог преследуют в своей деятельности разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.
За время совместной работы немало учеников научились преодолевать свои трудности и справляться с проблемами. Дети стали спокойнее реагировать на неудачи.
Задачи, стоящие перед учителем, психологом и логопедом, тесно переплетаются, и их решение способствует наиболее эффективному процессу реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.
Светлана ПЛАТОН, педагог-психолог школы №2026;
Людмила КАРИМОВА, учитель-логопед школы №2026;
Юлия КАМЕНСКАЯ, Елена СТУКАНОВА, учителя начальных классов школы №2026
Комментарии