search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Маленькие шедевры Урок “Почтовая марка как произведение миниатюрной графики”. 6-8-е классы

Программой Б.М.Неменского в старой редакции предусмотрена тема “Искусство в борьбе за общественные идеалы” в 6-м классе и в новой редакции 2001 года в 8-м классе – тема “Дизайн в жизни человека”. В рамках этих тем предлагается изучение искусства оформительской графики: искусство оформления книги, журнала, плаката. Я предложила детям попробовать выполнить эскиз почтовой марки. Чем интересно это задание? В работе сочетаются изобразительная и шрифтовая композиции, можно использовать самые различные материалы, обширна тематика. В разных классах можно давать для оформления марки разные темы: наука и техника, космос, флора и фауна, сказки народов мира, народные промыслы и т.д. Тем самым вы можете еще раз повторить ту или иную тему, которая, по вашему мнению, нуждается в закреплении (анималистический жанр, народный костюм, натюрморт из предметов быта и т.п.).
При подготовке к уроку ученики самостоятельно определяют форму и размер будущей марки. По желанию выбирают материалы, с которыми будут работать.
Вариант. Детям предлагаются приготовленные заранее форма и размер марки и трафарет для выполнения зубцовки.
Необходимо также отметить, что весь дидактический материал для этого урока мне удалось найти с помощью учеников, т.е. ребятам заранее было предложено поисковое задание “История появления и развития почтовой марки”.
Оборудование для учителей: оформленная доска (тема урока, эскиз марки формата А-3, словарь терминов, работы учеников о космосе, портрет Ю.Гагарина, выполненный А.Шиловым), музыка Свиридова “Время, вперед”, видеозапись.
Для детей: раздаточный материал (образцы марок), форматы для работы, материалы в соответствии с выбранной техникой (тушь, краски, пастель, аппликация, коллаж).
Ход урока
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете работать с самыми разнообразными материалами. Проверьте свои рабочие места и, если у вас нет кисточки, карандаша, перьевой ручки или чего-либо еще, поднимите руку.
Тема нашего урока – “Почтовая марка как произведение миниатюрной графики”.
Вначале я хотела бы показать вам небольшую видеозапись события, происшедшего в нашей школе несколько дней назад. С просьбой выполнить эскизы почтовых марок к нам обратились три необычных почтальона. Беседу с ними и записал наш школьный корреспондент. (Включить видеозапись).
Корреспондент: Здравствуйте, дорогие зрители! Разрешите мне представить наших гостей. Это очень известные литературные персонажи: Ленинградский (Московский) почтальон “с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке” и почтальон Печкин из Простоквашино. Гости обратились к нам с просьбой выполнить эскизы почтовых марок. Но я хотела бы попросить наших гостей рассказать ребятам об истории почтовой марки и ее назначении.
Печкин: На первой почтовой марке, выпущенной в Англии в 1840 году, был изображен портрет королевы Виктории. Стоимость марки тогда составляла 1 пенни. “Отцом” этого шедевра является Роланд Хилл. И сегодня памятник Хиллу в английской столице славит человека, который первым ввел в обращение почтовую марку – “черный пенни”, как называют ее филателисты. А первые привычные нам марки с зубцами появились только через 14 лет.
Московский почтальон: Первая почтовая марка в России появилась в 1857 году. Она была достоинством 10 копеек, без зубцов. На ней в центре вертикального прямоугольника размещался овал, а внутри – двуглавый орел. Под гербом – эмблема почтового ведомства: скрещенные почтовые рожки. Вокруг шла надпись: “Почтовая марка 10 копеhкъ за лотъ”. Вес писем в то время измерялся в лотах (лот – три золотника, или 12 граммов).
Печкин: С этого времени и до 1917 года в России было выпущено 133 разновидности марок, отличающихся цветом и достоинством. Сюжет же рисунка был одинаков.
Со временем тематика почтовых марок менялась. Менялись их форма и размер. Есть рисунок почтовых марок прямоугольный, овальный, круглый, восьмиугольный, треугольный, в виде сердца и т.д.
Есть марки-“крохи” 10х17 мм, а также “гиганты” – 55х100 мм!
Московский почтальон: Первые марки печатались одноцветными на ручных прессах. Зубцовка выполнялась на примитивных приспособлениях. В некоторых случаях для этой работы приспосабливали обычные швейные машинки.
Многие марки печатаются на бумаге с водяными знаками. Первая из таких марок имела водяной знак в виде короны.
В настоящее время для печати используется мощная полиграфическая техника.
Печкин: Пожалуй, нет такого события на планете Земля, которое не было бы отражено в почтовой миниатюре (юбилейные даты деятелей государства, науки и искусства, флора и фауна, исторические даты и т.д.). Огромное количество марок в России и в других странах было посвящено достижениям в области космонавтики.
Кто же принимает участие в создании марки, помимо полиграфистов? Конечно же, художник. Хотя зачастую мы не знаем автора произведения миниатюрной графики. Над созданием марок трудились Билибин, Лансаре, Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) и многие другие.
Учитель: Гости обратились к нам с просьбой выполнить эскизы почтовых марок. Тематика их также определена – космос. Я думаю, что тема эта вам знакома и близка. В нашей школе работает замечательный музей космонавтики, в школу часто приезжают гости из Звездного городка. Нашей стране по праву принадлежит приоритет в этой области: первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе, первая женщина-космонавт, первый луноход, станция “Мир” и т.д.
Закрепление знаний и способов деятельности.
Учитель: Внимательно рассмотрите образцы марок у вас на столах.
Марка – это визитная карточка той страны, в которой она выпущена. Какую информацию она содержит?
Ученики: Изобразительную (рисунок) и текстовую (где и когда выпущена, стоимость, чему посвящена).
Учитель: Что общего в оформлении марки и обложки книги?
Ученики: Иллюстрация, место и год издания.
Учитель: Каковы отличия марки и обложки книги?
Ученики: У большинства марок имеется перфорация, не указан конкретный автор.
Учитель: Какой шрифт использован на представленных образцах?
Ученики: Гротеск и антиква.
Учитель. Вам встретились сегодня новые слова, которые выписаны в нашем словарике: миниатюра, филателия, зубцовка, гуммировка. Объясните своими словами, как вы их понимаете.
Ученики: Миниатюра – это произведение изобразительного искусства малого размера. Филателия – коллекционирование марок. Зубцовка – линия края марки, которая получается в результате перфорации. Перфорация необходима, чтобы удобно было отделять одну марку от другой без дополнительных приспособлений. Гуммировка – это нанесение клеевого состава.
Учитель: Совершенно верно!
Предложенное вам сегодня задание вы будете выполнять, используя самые различные техники и материалы: коллаж (краски, фломастеры, вырезки из журналов и газет, ткань и другие материалы), аппликация (цветная бумага), краски, тушь, пастель. Форма и размер вашей работы определяются заготовками, которые вам выданы.
Продумайте:
– какое изображение и где вы будете выполнять;
– где разместить текст и какой именно.
Есть ли вопросы по ходу работы?
Самостоятельная творческая работа.
Дети продумывают ход работы и выполняют задание. Работа в аппликации и коллаже выполняется в группе из двух человек.
Контроль и самопроверка в процессе работы.
Во время самостоятельной работы учитель контролирует и направляет работу ребят (содержание текста, размер его написания и место расположения, соответствие изображения и расположения текста заданному формату).
Подведение итогов.
Учитель: Прошу двух помощников с каждого ряда собрать выполненные работы, выбрать наиболее интересные идеи, выделить главное. (Оформляется выставка работ).
Молодцы, ребята! Если у вас появилось желание поподробнее узнать о марках и их оформлении, я могу рекомендовать вам обратиться к книге Б.М.Кисина “Страна Филателия”, Просвещение, 1969 г. или в интернет: http://nauka.relis.ru/39/9809/39809144.htm.

Нина БАКАЛОВА,
учитель изобразительного искусства школы-лаборатории N 799

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте