Школу в крошечном Дробышеве видно издалека – единственное двухэтажное здание в селе, отделанное светлым сайдингом, с веселой черепичной крышей, возвышается над старыми домами, как дворец.
Труд – основа сельской жизниЗимой заасфальтированная школьная территория блестит чистотой – ни соринки, ни даже снежинки, что странно для Сибири. А уж с ранней весны до поздней осени утопает в зелени и цветах, что тоже удивляет – все-таки степь кругом, да и погода на приграничной с Казахстаном земле не балует: то северные морозы, то южные засухи. Над двором трудились всей деревней: небольшой, всего-то три сотни жителей, но дружной. Бабушки и дедушки предложили возродить сад, который несколько десятилетий назад здесь цвел. Каждый класс посадил маленькие яблони, а выпускники прошлого года в память о себе – груши. Детям помогали родители. Они все когда-то учились здесь. То есть не здесь, конечно, а через дорогу – в одноэтажном стареньком здании с маленькими окошками, уличным туалетом и спортзалом… прямо в коридоре.Школе уже два года, но еще лет двадцать ее будут называть новой, уж слишком долго ее ждали. Заложили еще в советские времена, да перестройка помешала. От богатого села остались воспоминания и техника на подворье единственного фермера. Остальные сельские мужчины ищут себе работу в районном и областном центрах. Целина, когда-то поднятая комсомольцами, зарастает бурьяном, ее распродали по клочкам, но выращивать зерно в одиночку оказалось делом невыгодным. Простоявшая несколько лет, она потеряла способность плодоносить, а возделывать ее теперь некому. Старожилы, те самые комсомольцы в прошлом, восприняли создание новой школы как второе поднятие целины: значит, есть надежда и село, заложенное ими, будет жить. Как подтверждение этих мыслей после новоселья в Дробышево приехали два молодых педагога. К тому же 57 учеников как раз и занимаются тем, что поднимают целину пускай пока на 600 квадратных метрах земли, принадлежащих школе.- Тяжелый труд – вырастить сад, но мы будем стремиться к осуществлению нашей мечты, – рассказывает директор Дробышевской основной школы Оксана Александровна Шевченко. – Наш район аграрный, поэтому одно из главных направлений профориентации для нас – сельхозпроизводство. Работа строится по блокам – образовательному, учебно-исследовательскому и практическому. Образовательный направлен на получение теоретических знаний. Учебно-исследовательский предполагает приобретение навыка исследования на основе новых знаний как универсального способа освоения действительности, развития мышления. Практические методы – это выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов, благоустройство и озеленение школьного двора. С малых лет у детей формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле.Пришкольный участок дает не только знания, но и урожай. Морковки, свеклы, картошки, тыквы, капусты для горячих обедов хватает на весь год. Крыжовник, малина и смородина идут на варенье и компоты. Морозоустойчивые яблони, груши, вишня пока не плодоносят, но ведь все только начинается! Глава Нововаршавского муниципального района Сергей Анатольевич Харченко, увидев любовь детей к земле, подарил школе мини-трактор с навесным оборудованием, а управление капитального строительства области построило большую теплицу из поликарбоната. Благодаря технике и теплу удается получить ранний урожай томатов, баклажанов, перца. Уже сейчас подрастают свежие огурчики.- Мы, дети и учителя, прекрасно осознаем, какая огромная работа – вспашка, боронование, внесение удобрение в землю, уборка урожая, – говорит Оксана Александровна. – Но трудностей не боимся, ведь труд всегда был основой жизни сельчан. Родители нас поддерживают – все только за то, чтобы дети учились работать на земле. Тем более что трудовое объединение школьников – это особый коллектив. Здесь закладываются будущие социальные отношения, формируются знания и конкретные виды деятельности, позволяющие понять самого себя, свои возможности и перспективу развития личности.В Нововаршавском районе пошли дальше и изобрели школьно-семейные трудовые бригады. Летом безработный родитель по направлению службы занятости вместе со своим ребенком трудится на пришкольном участке. В этом году в Дробышеве работали 10 семейных подрядов, и педагоги говорят, что вместе получается намного веселее и качественнее. Маленькая Дробышевская школа, и раньше трудившаяся от души, теперь стала звездой района, заработав первое место на традиционной осенней выставке-ярмарке детского урожая, организованной местным комитетом по образованию.Место встречи изменить нельзяКак всякая звезда, Дробышевская школа обладает силой притяжения – вокруг нее вращается сельская жизнь. Во дворе строители соорудили хоккейную коробку, которая стала главным местом семейного отдыха. Стараниями родителей каток всегда ровный, без выбоин и трещин. Радуясь новому увлечению детей, мамы и папы сначала только закупали коньки и клюшки, а потом не выдержали и тоже махнули на каток. И хотя большинство из них до этого ни разу не стояли на коньках, число катающихся все больше и больше. Близость к земле обязывает быть здоровым. За те два года, что живет новая школа, уровень заболеваемости детей резко пошел вниз, тут, по мнению директора, сыграли роль и теплые туалеты, и светлые просторные классы, и полноценное горячее питание, и, главное, радостный настрой на новую жизнь. Осенью и весной взрослые приходят в школьный спортзал – и вместе с детьми, и сами. Собираются на концертах, которые ставят ребята в праздники. Впрочем, сначала так же дружно готовятся, инициативная группа мам и пап к каждому выступлению шьет концертные костюмы, благо в кабинете труда есть все необходимое – современные швейные машинки и оверлок, гладильная доска и многофункциональный утюг. На специальной вешалке, сделанной одним из пап, висят новенькие наряды для ребят. А два раза в год школа сама отправляется в гости на «семейные уроки». Родители дают гостям – одноклассникам сына или дочери – уроки обучения прикладному творчеству, приготовлению вкусностей, традициям проведения праздников.- Мы стараемся включить родителей в систему своей воспитательной деятельности. Семья как основной элемент общества была и остается хранительницей человеческих ценностей и традиций. Из таких уроков ребята извлекают много полезного и важного, окунаются в атмосферу тепла и добра, – считает учитель начальных классов Галина Васильевна Строганова.Откуда берут звезды силу для притяжения? Астрономы ответа на этот вопрос пока не получили, а в Дробышевской школе знают – из энергии своих частиц. Одиннадцать педагогов, включая сотрудников группы кратковременного пребывания детей, имеют высшее образование. То есть все! Это даже не 100 процентов, а 150, потому что у многих образование не одно. Директор, к примеру, не только учитель географии, но и менеджер образования. А уж количество грамот, званий и знаков отличия у педколлектива не счесть. Ученики им под стать. Шестиклассник Никита Дерендяев прославился в прошлом году случайно, когда в гости нагрянул губернатор области Леонид Полежаев, теперь уже бывший, стараниями которого и была воздвигнута малокомплектная школа. Подсел за парту к Никите, стал расспрашивать. Впрочем, слава Никиту не испортила. Напротив, решил соответствовать. Теперь он активный участник телекоммуникационных проектов, которые любят в Дробышевской школе. Говорит, они помогают получать новые знания и совершенствовать навыки в овладении современными компьютерными технологиями. Тем более что совершенствовать есть на чем – компьютерный класс на 8 машин, 3 интерактивные доски, спутниковая антенна для бесперебойной работы Интернета, ноутбуки для малышей. Семиклассника Аслана Муханова знают не только в Дробышеве, но и в окрестных селах, он поет в школьной агитбригаде, которая ездит по полям, поддерживая своим искусством хлеборобов. А уж слава Вадима Шевченко далеко перешагнула границы района, он победил в областном конкурсе социальных проектов по духовно-нравственному воспитанию в номинации «Корнями дерево сильно». Его работа стала основой для строительства памятника воинам Великой Отечественной войны сел Дробышево и Краснозерка. Разработал эскиз, бросил клич товарищам, те поговорили с мамами-папами, бабушками-дедушками. Кто по 100 рублей, кто по тысяче, но скинулись все! Конечно, памятник простой – кирпичный постамент, на котором покоится мраморная плита с высеченными золотом словами: «Слава вам, павшие, смерть сокрушившие!» Но главное ведь не цена, а память, переданная по наследству юному поколению. Материальной помощью сельчане не ограничились – вместе со школьниками устанавливали плиту, строили и красили забор вокруг нее. 9 мая 2012 года состоялось торжественное открытие памятника. На праздник слетелись гости, чьи корни начинаются в Дробышеве, – разного уровня, разного ранга… Когда выпускник школы герой-«афганец» Сергей Савинов пел, взрослые и дети плакали. А когда мама школьника Любовь Форкуш усадила всех за импровизированный стол, для которого специально приготовила торт, все уже смеялись. Это жизнь: горе и счастье рядом. Памятник стал не только данью павшим, но и, как отметили гости, символом веры в возрождение села всех дробышевцев. Понятно, что установили его в центре села – рядом со школой, благодаря которой он и появился. И место встречи остается неизменным, нынче в День Победы здесь опять соберутся ученики и педагоги, молодежь и старожилы, гости из соседнего села и из дальних уголков области.«Люблю свое село, землю и людей, живущих на ней. Люблю за все – за богатое историческое прошлое, за нестыдное настоящее, за светлое и многообещающее будущее». Эти слова директора Дробышевской школы с полным правом может повторить каждый ее выпускник.Омская область
Комментарии