В начальной школе деревни Лесная Нижнеомского района все учатся с удовольствием. Все четыре ученика!
Когда-то в деревне было подсобное хозяйство космического производственного объединения. Большинство местных жителей работали на этом предприятии и получали неплохую, по сельским меркам, зарплату. В середине 90-х хозяйство закрылось, люди начали разъезжаться. А в 2008 году выяснилось, что в школе и учить уже некого. Ее закрыли. А через два года по просьбе жителей школа распахнула двери вновь. В отличие от прежней, располагавшейся в двухэтажном типовом здании, новая школа разместилась в бывшей частной усадьбе. Для четырех учеников вполне достаточно.
– Проявив инициативу, жители Лесной охотно работали на реконструкции бывшей частной усадьбы под школу. Штукатурили, белили, красили, – рассказывает Наталья Терехина, учительница начальных классов. – Библиотека укомплектована в основном за счет пожертвований деревенских жителей. Стоит мне лишь заикнуться об отсутствии каких-то подсобных принадлежностей, приборов, как родители, бабушки и дедушки тут же несут все в школу.
Надо надеяться, что и учителя для сельской крошечной школы найдутся. Сын Натальи Терехиной, например, поступил в Саргатский педагогический колледж.
Сейчас в Нижнеомском районе 16 начальных школ. Все они имеют статус структурных подразделений при средних общеобразовательных школах. В списке малокомплектных также шесть основных учреждений образования с небольшим – в два-три десятка – числом учащихся.
– Всего в районе 34 школы, а юридический статус имеют только 12 из них, – говорит Галина Воробьева, заместитель председателя комитета по образованию администрации Нижнеомского района. – Это дает прежде всего возможность сохранения школ в тех небольших селах и деревнях, где на сегодняшний день мало детей, но при этом просматривается перспектива их наполнения в связи с увеличившейся в последние годы рождаемостью. Открытие на базе бывших самостоятельных малокомплектных школ филиалов позволяет также экономить средства, например, при проведении аккредитаций. По действующему механизму, каждая школа при подаче заявления на аккредитацию должна внести определенную сумму. Позже – еще средства за проведение экспертного анализа аккредитационной комиссией. Недавно через процедуру очередной аккредитации проходила Ситниковская средняя общеобразовательная школа вместе со своими тремя структурными подразделениями. То есть, фактически экспертизу прошли четыре школы. И будь все они, как прежде, самостоятельными юридическими лицами, то за подачу заявлений на аккредитацию пришлось бы заплатить в четыре раза больше. Образование филиалов свело эти расходы к минимуму.
Омская область
Фото автора
Комментарии