search
Топ 10

Мальчишкам снятся корабли и океаны

Как всегда, в конце марта мы с ребятами собираемся на Север. И каждый раз сборы сопряжены с хлопотами, волнениями, тревогами. Еще в начале января решаем, кто именно поедет в этом году, кто заслужил эту поездку. Каждый год находятся ребята, которым интересно увидеть своими глазами Север, его природу, людей, живущих в этом суровом краю, и, конечно же, побывать на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

К​огда дело идет к окончанию четверти и хлопот  у любого ученика и учителя полон  рот, у нас добавляются хлопоты по сборам в экспедицию. Нужно подготовить всю технику, чтобы привести домой гигабайты фотографий и видеозаписей, не забыть взять с собой фильмы о военной службе, чтобы было что показывать ребятам вечером в казарме, подготовить благодарности и подарки всем тем, кто будет нас принимать на Севере. Конечно же, эти заботы вместе с руководителями экспедиции берут на себя старшеклассники.  Вот и в этом году мы допоздна сидели в нашем Центре образования, готовясь к поездке.  Ученики 11-го класса уже были в экспедиции, а многие и не один раз, но, несмотря ни на что, они рвутся на Север! Ребята хотят увидеть  свой корабль – именно так между собой они называют ТАВКР. В первые годы мы с ребятами жили на «Кузнецове». После наших экспедиций многие юноши спрашивали: «Как попасть служить на ТАВКР?» Да и сейчас, посетив военные части, пожив в казарме, увидев своими глазами, как служат моряки, многие наши ребята перестают бояться армейской жизни, вопреки всем стараниям наших средств массовой информации, на каждом шагу расписывающих ужасы военной службы.Наконец последние приготовления закончены, вещи собраны, техника готова. В путь! Мы едем на Север!Ленинградский вокзал. Поезд №382 «Москва – Мурманск». Перед отправлением ребята получают последние наставления от родителей, проверяют, на месте ли все необходимое. Поезд тронулся, прощальный взмах в окно родителям… Вот и началось путешествие! Ребятам в поезде пришлось непросто, ведь до Мурманска ехать 38 часов! Это нелегко  взрослому человеку, что уж говорить об учениках шестых и седьмых классов. За время в пути мы успеваем обсудить с ребятами всю программу экспедиции, выступление в одной из школ города Североморска, где у нас запланирована встреча с их ровесниками. Мурманская земля встретила нас шикарной погодой. То и дело выглядывало солнышко, пригревая уже по-весеннему, и стояло полное безветрие. Из Мурманска мы сразу же едем в Североморск, где размещаемся в военной части. Дальше обед в кафе и встреча с ребятами из школы №12 Североморска. Такая встреча проходит уже второй год. Северяне показали нам свою школу, музей, а потом рассказали о детских общественных объединениях, о том, как они живут, что делают. Потом приходит  наша очередь. За короткое время нужно рассказать обо всех важных делах, которые были в нашем Центре образования в прошлом году. Живое общение очень важно для ребят. А после официальной части все вместе пошли играть. Дети всегда остаются детьми, из какого бы они города ни были, как бы они ни учились, какие общественные обязательства ни выполняли. Перемешавшись в процессе игры и выполняя нехитрые задания ведущих, через полчаса ребята перезнакомились и расставались  с надеждой встретиться еще не раз. Такие, пусть и короткие, встречи помогают ребятам узнать о том, чем живут их ровесники в других городах, что их волнует. Да и о себе рассказать в подростковом возрасте  важно. Надо видеть, как наполнялись гордостью глаза наших ребят, когда они говорили  о своем Центре образования, как выпрямляли спины  те, кто участвовал в параде на Красной площади, когда в фильме шли кадры с этого парада. Дать почувствовать успех подростку – это значит вырастить в будущем успешного, незакомплексованного человека. Ведь только такой человек не боится трудностей и берется за любую работу.Вечером  в казарме мы вспоминали о встрече, обсуждали планы на следующий день и смотрели фильм о морской авиации, поскольку программа завтрашнего дня почти целиком была посвящена летчикам. На следующий день утром мы посетили музей подводной лодки «К-21». Здесь ребята могли увидеть, как жилось морякам-подводникам во время Великой Отечественной войны. Музей находится в самой подводной лодке «К-21», и некоторые отсеки этой лодки остались без изменений. Они позволяют получить представление о том, каковы служба и быт на подводной лодке. Ребята всегда с интересом слушают экскурсовода. Затем нас ждал Музей авиации в поселке Сафоново. Мальчишкам там раздолье – целый ангар с настоящими самолетами. Нечасто увидишь такое количество самолетов в одном месте. Кстати, большинство из них участвовало в сражениях Великой Отечественной войны. Интересный это музей, собранный по крупицам руками самих летчиков и бережно хранимый нынешними работниками. Тут нас всегда ждут. А рядом с музеем стоит домик, в котором жил Юрий Гагарин во время службы на Севере. В домике собраны предметы быта того времени. Многое уже в диковинку современным подросткам.  Не от одного школьника приходилось слышать вопрос: «А как же раньше обходились без, например, радио?» А ведь обходились и неплохо жили.После обеда нас ждал Североморск-3 – аэродром наземного базирования палубной авиации. Мы первый раз на военном аэродроме. Впервые за столько лет наших поездок так подробно знакомимся с жизнью палубных летчиков. Чтобы посадить самолет на палубу ТАВКРа, нужно обладать мастерством высшего класса. У нас в стране, да и в мире, такие летчики наперечет. Перегрузки, которые испытывает летчик при посадке на палубу авианесущего крейсера, гораздо больше, чем перегрузки, которые испытывает космонавт. Представьте, что самолет за 10 секунд с помощью аэрофинишера останавливается со скорости 230-250 км/ч до 0 км/ч.  Труд летчиков-палубников тяжелый и ответственный. Каждую посадку на палубу авианосца можно назвать подвигом, но для летчиков это повседневная работа. Наверное, познакомившись с такими людьми, с их отношением к работе, к  долгу, с их любовью к своей Родине, ребята стремятся хоть чуть-чуть  стать похожими на них. И конечно, именно здесь, на Севере, наши школьники особенно остро понимают, что слова «долг», «честь», «Родина»  – это не пустые звуки, произносимые взрослыми по поводу и без повода в привычной школьной жизни.В Североморске-3 наши ребята почувствовали себя пилотами, посидев за штурвалом тренажера и попробовав посадить самолет на палубу ТАВКРа. А потом были полеты. Самолеты проносились у нас над головами так низко, что казалось, стоит подпрыгнуть  и протянуть  руку, как достанешь до корпуса самолета, или взмывали в небо и крутили там на бешеной скорости причудливое небесное фуэте. Кто-то из ребят в конце полетов сказал: «Я тоже так хочу! Куда пойти учиться?» И кто знает, может быть, именно из этого мальчишки вырастет будущий Герой России. В казарму вернулись поздно, но у всех было отличное настроение. Кроме прочих удовольствий, мы сфотографировались с летчиками, вернувшимися из полетов. На третий день ребят ждал ранний подъем. Сегодня мы едем в Спутник.  Там базируется 61-й отдельный полк морской пехоты. Девиз морских пехотинцев: «Где мы – там победа!» Чем не девиз для современного молодого человека, если он, конечно, подкреплен достойными поведением и делами?! Путь в Спутник неблизкий, четыре часа автобусом по разбитой дороге, почти на самой границе с Норвегией. В начале пути встречается жилье и видны следы присутствия людей, но проходит совсем немного времени, и глазу открывается белая безмолвная пустыня. Только сопки, покрытые снегом, и тишина. И вдруг из-за поворота в ложбине открывается маленькое поселение, затерянное в сопках. Оно надежно скрыто от посторонних глаз, хотя какие могут быть посторонние глаза в этой величественной заснеженной пустыне. Жить в этом затерянном уголке – уже мужество, а в краю, где 9 месяцев в году зима, тем более. Но морских пехотинцев это не пугает. Они служат в этом суровом краю и с достоинством выполняют свой долг. Мы уже приезжали в Спутник, и, как и в прошлый раз, нас ждал радушный прием. Ребята прошли по территории части, посмотрели, как живут и служат морские пехотинцы, побывали и в музее полка. Там две экспозиции: одна посвящена Великой Отечественной войне, а другая – войне в Чечне, хоть ее и не принято называть войной. Вся экспозиция в полковом музее пропитана духом мужества и героизма. Глядишь на фотографии современников, и  становится понятно, что не перевелись еще герои в России. Есть еще простые ребята и девчонки, готовые отдать свою жизнь за Родину. И это не пустые слова. Молча ребята выходили из зала памяти воинов, погибших в Чечне. Пройдя по части, мы сфотографировались на память и  отправились в обратный путь. В этом году не удалось нам увидеть выступление морпехов, но тому есть уважительная причина. На всем Северном флоте были объявлены учения. Что ж, в следующий раз увидим!А вечером в казарме, вспоминая путешествие в Спутник, ребята смотрели фильм о морских пехотинцах «Черные береты».  «Где мы – там победа!» – это и наш девиз.Сегодня у нас день знакомства с Мурманском. На самой высокой сопке Мурманска (305 метров над уровнем моря) стоит мемориал, посвященный защитникам Заполярья. В народе его любовно называют Алешей. Стоит над Кольским заливом каменный воин, века защищающий родную землю. У его подножия горит Вечный огонь в память о тех, кто не вернулся с той страшной войны, кто до конца выполнил свой долг  и навечно остался в памяти народа. От памятника открывается вид на Мурманск. В этот день ребята увидели, как в Заполярье быстро меняется погода: когда мы стояли у памятника, мороз был ниже -150С, потому от воды шел пар как от кипящего чайника, и сквозь него были видны дома, суда, стоящие у грузовых терминалов, и у каждого, кто был здесь не первый раз, закрадывалась мысль: а что же мы увидим на прогулке по Кольскому заливу? Но Заполярье отнеслось к нам благосклонно, а может, произошло то, что часто на краю земли происходит: погода меняется не за часы, а за минуты. Когда мы приехали  к мемориальному комплексу  «В память о моряках, не вернувшихся с моря в мирное время» (переезд занял от силы минут 20), над заливом сияло солнце, и вода была почти зеркальной.  Мемориальный комплекс  «В память о моряках, не вернувшихся с моря в мирное время» включает в себя храм Спаса на водах, носовую часть ограждения рубки АПРК «Курск» и маяк, в зале которого находятся книги памяти с именами тех, кто не вернулся с моря после 1945 года, не только военных моряков, но и торгового, рыболовецкого, ледокольного, научного и вспомогательного флотов. Говорят, что  моряки не умирают, они уходят в море и не возвращаются. На ограждении рубки АПРК  «Курск» установлена мемориальная доска с тактическими номерами лодок, которые не вернулись, и теми, которые вернулись с погибшими на борту. От маяка мы поехали в Мурманский  морской порт. Пока ожидали катер, увидели первый атомный ледокол «Ленин». По традиции, приезжая в Мурманск, мы с ребятами совершаем часовую прогулку на катере по Кольскому заливу, осматривая панораму города Мурманска, торговый порт и причалы 35-го судоремонтного завода. Из Кольского залива нам открывается вид на грузовые и нефтеналивные терминалы и стоящие возле них суда. Видели мы и научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», который совершал рейсы к затонувшей атомной подводной лодке «Комсомолец» и к «Титанику». Здесь же нам впервые открывается вид на ТАВКР «Кузнецов», выделяющийся среди атомных ледоколов и нефтеналивных судов своим строгим лаконичным видом. Он занял свое место у причала, вернувшись после боевой службы и готовясь к новым заданиям.После обеда мы гуляли по городу и покупали сувениры на память о пребывании в Заполярье. А вечером, вспоминая о погибших подводниках, смотрели фильм «Враждебные  воды» о подвиге моряков подводной лодки К-219.Последний день нашего пребывания в Заполярье  самый долгожданный и самый волнующий. Сегодня мы едем на борт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза  Кузнецов». Все мы – и взрослые, и дети – ждали этого дня. Те, кто уже был на борту, ждали с нетерпением новой встречи, а кто приехал в Заполярье в первый раз, сгорали от любопытства,   слушая рассказы товарищей. Единственный в стране авианесущий крейсер, флагман Российского флота, величественно замер возле причала, поражая зрителей своими внушительными размерами. Находясь рядом с кораблем, невольно ощущаешь гордость, наполняющую всю душу,  за наше Отечество, за то, что ты сам частица  державы, которая может построить такой корабль.  Он внушает уважение одним своим видом.  Ребята отправились на экскурсию по кораблю. Целый город скрывается на борту ТАВКРа. Суммарная длина коридоров авианосца – 26 километров. Говорят, что  бывали случаи, когда ребята, призванные  из одного места, отслужили  на борту ТАВКРа  три года и ни разу не встречались за время службы. Мы были на ходовом мостике, в ангаре, где стоят самолеты во время боевых служб, на командно-диспетчерском посту, откуда идет управление полетами. Побывали  в прачечной,  пекарне,  спортзале, в каютах офицеров. И конечно же, прошли по полетной палубе. В этот раз ребятам показали каюту Президента России.  А после экскурсии всех накормили вкусным обедом. Всем очень понравилось на борту. «Кузя» – так с любовью называют моряки свой корабль, вот и мы, уезжая, говорим:  «До свидания, Кузя! До новых встреч! Мы приедем к тебе через год!»Со слезами на глазах мы прощались с авианесущим крейсером, с Мурманском, с Заполярьем.  Поезд №381 увозил нас обратно, в шумную, суетливую, но такую родную Москву.Юрий СОКОЛЕНКО, педагог-организатор Центра образования №1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова, руководитель клуба «Морские дороги», капитан 2 ранга P.S. Уже несколько наших выпускников отслужили на флоте. Есть ребята, ученики нашего Центра образования, которые мечтают о  морской службе. А значит, наши поездки на Север не проходят зря. И мы надеемся, что, продолжая многолетнее сотрудничество с командованием Краснознаменного Северного флота, с командиром тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», с командирами военных частей Северного флота, мы еще не раз приедем в Заполярье. И еще не одно поколение ребят будет мечтать о дальних походах, о синем море и чистом небе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту