Еще пару десятков лет назад в СССР насчитывалось 500 клубов юных моряков. Сейчас в России их около 40. В 1998 году единственный среди КЮМов России – новгородский – был принят в Международную ассоциацию морских кадетов, а в октябре 2006 года на первую в России конференцию этой ассоциации в Великий Новгород приехали руководители морских кадетов из Канады, Швеции, Великобритании, Австралии, США, Гонконга, Японии, Литвы и Эстонии. Дело в том, что ежегодные конференции Международной ассоциации проводятся в том городе, где живет очередной, избираемый сроком на один год президент ассоциации. С октября 2005 по октябрь 2006 года им был гражданин России, капитан-директор Новгородского клуба юных моряков Николай ВАРУХИН. Поэтому Николай Геннадьевич и принимал дорогих гостей «на своем борту» – в прямом смысле этого слова, так как конференция проходила на трехпалубном теплоходе «Господин Великий Новгород», принадлежащем новгородскому КЮМу. По окончании конференции Николай Варухин передал свои полномочия председателя ассоциации на следующий год представителю Гонконга.
Достижения новгородского КЮМа отмечены на самом высоком уровне. Николай Геннадьевич Варухин получил более 20 правительственных наград, в том числе орден Дружбы народов, орден Почета, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Он назван Почетным гражданином Великого Новгорода. Его клуб, лауреат I Всероссийского слета учреждений дополнительного образования, объявлен базовым инновационным учреждением в Северо-Западном федеральном округе. Книга «», написанная в результате многолетнего опыта Николаем Варухиным, может служить пособием для энтузиастов-педагогов, мечтающих организовать клуб юных моряков. В чем же секрет долголетнего успеха – если снова использовать морскую терминологию – признанного флагмана российских
Названия и имена
Новгородским юным морякам есть что показать гостям: КЮМ сейчас занимает целый комплекс зданий на живописном берегу реки Волхов, в самом центре Великого Новгорода – с учебными кабинетами, ремонтными мастерскими, собственным причалом для учебных судов. Трудно поверить, что 40 лет назад первые новгородские «юнморы» занимались в крошечном помещении в городском Доме пионеров, лишь в мечтах представляя себе: как это здорово – выйти в море на настоящем корабле. Возможно, положение дел так и не изменилось бы, если бы не руководитель клуба юных моряков Николай Варухин. Николай Геннадьевич – обладатель специальностей штурмана, техника-судоводителя, командира кораблей 4 ранга – оказался не только великолепным педагогом, но и талантливым организатором, как теперь бы сказали – менеджером. Он добился поистине невероятного: получения для своего клуба от Военно-Морского флота СССР и Министерства рыбного хозяйства нескольких устаревших кораблей. Первый из них пришел в Новгород в 1967 году – этот день КЮМовцы и стали считать настоящим Днем рождения клуба!
Все корабли передавались в Новгород в весьма плачевном состоянии, но были отремонтированы и переоборудованы под учебные судна работниками КЮМа. «Юрий Иванов», «Леня Голиков», «Саша Ковалев» – таковы названия предшественников двух нынешних кораблей новгородского КЮМа, «Господина Великого Новгорода» и «Михаила Балабана». Как бы не запутаться с этой специфической морской терминологией… В рейсы не плавают, а ходят – это я уже усвоила. А у кораблей все-таки что – названия или имена?
Юра Иванов и Саша Ковалев совершили героические подвиги во время Великой Отечественной войны. Юра был юнгой Северного флота, Саша – выпускником Соловецкой школы юнг, той самой, «родом» из которой писатель Валентин Пикуль, написавший о своих товарищах известную книгу «Мальчики с бантиками». Традиционные ленточки развеваются и на бескозырках юных новгородских моряков, и встречи с ветеранами войны – выпускниками Соловецкой школы юнг – тоже стали для них традиционными, так как практически каждое лето ребята совершают походы на учебных судах на Соловецкие острова. А вообще маршруты летних походов КЮМовцев очень разнообразны – Белое, Балтийское, Баренцево, Северное моря, река Волга, Ладожское и Онежское озера. Благодаря стараниям Николая Варухина в 1984 году учебное судно «Саша Ковалев» получило документы на право плавания в международных водах, с тех пор новгородские юнморы побывали в Германии, Финляндии, Швеции. Курсанты новгородского КЮМа, пройдя жесточайшие отборочные туры, были включены в состав международных экипажей, совершивших плавания вокруг Европы на паруснике «Мир» и вокруг света на польской баркентине «Погория». Они стали участниками двух международных парусных регат, в том числе регаты, посвященной 500-летию открытия Америки.
КЮМовцы подсчитали, что всего за 40 лет существования клуба юными моряками было совершено более 50 дальних и 150 ближних рейсов, пройдено на судах более 200 тысяч километров. И хотя желают им родители и болельщики каждый раз неизменных «семь футов под килем», не всякий поход проходит гладко. Так, например, во время рейса в финский город-порт Уусикаупунки, являющийся побратимом Великого Новгорода, судно новгородского КЮМа выдержало жестокое испытание циклоном. Но все закончилось благополучно – сказалась отличная подготовка, пройденная ребятами во время занятий в клубе. О качестве подготовки новгородских юных моряков говорит и тот факт, что на республиканских, всесоюзных, позже всероссийских слетах юнморов новгородские «мальчики с бантиками» традиционно занимали и занимают призовые места. А если последовательно продолжить статистику – нужно сказать, что всего за 40 лет в новгородском КЮМе обучились более 2 тысяч подростков. Свыше 500 из них поступили затем в речные и морские училища, около 200 стали офицерами. Воспитанники клуба служат на всех флотах и работают во всех пароходствах страны. Имена некоторых из них известны всем КЮМовцам, и не только им. Валерий Иванов стал адмиралом, командует соединением атомных субмарин на Камчатке. Старший лейтенант Виталий Кузнецов погиб во время трагедии на подводном ракетоносце «Курск». Так новое время вписывает в историю клуба и историю России новые имена.
Детское море
Достижения новгородского КЮМа отмечены на самом высоком уровне. Николай Геннадьевич Варухин получил более 20 правительственных наград, в том числе орден Дружбы народов, орден Почета, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Он назван Почетным гражданином Великого Новгорода. Его клуб, лауреат I Всероссийского слета учреждений дополнительного образования, объявлен базовым инновационным учреждением в Северо-Западном федеральном округе. Книга «Детское море», написанная в результате многолетнего опыта Николаем Варухиным, может служить пособием для энтузиастов-педагогов, мечтающих организовать клуб юных моряков. В чем же секрет долголетнего успеха – если снова использовать морскую терминологию – признанного флагмана российских
КЮМов?
– Секрет отличной подготовки наших ребят, их побед на всероссийских соревнованиях в том, что мы на практике учим наших воспитанников навыкам морского дела, – считает заместитель директора новгородского КЮМа по учебно-воспитательной работе Надежда ФЕДОТОВА. – Судите сами – в 2002 году на Всероссийском слете юных моряков в Кронштадте произошел такой курьез: команды юнморов из 21 города прибыли на слет автобусами или по железной дороге, и единственные, кто пришел на своем судне, были новгородцы! Отсутствие морской практики у наших российских КЮМов понятно – у них просто нет своих кораблей, и тренироваться вести судно приходится… по таблицам! Но обширная морская практика выгодно отличает новгородский КЮМ и от зарубежных организаций морских кадетов. Недавно наши КЮМовцы посетили в очередной раз Швецию: шведские морские кадеты большую часть времени возили их на автобусе и немножко «покатали» на береговых шлюпках. Конечно, «шлюпочное» обучение не дает таких умений и навыков, как серьезная плавательская практика.
Нынешним летом около 400 курсантов новгородского КЮМа будут участвовать в семи походах на своих учебных кораблях. Первый уже начался – ребята уплыли – нет, опять морская терминология, ушли! – на «Господине Великом Новгороде» в Ладожское и Онежское озера. Распорядок дня в плавании такой: занятия по специальности судоводителя или судомеханика; четыре часа в день – вахты на мостике или в машине; камбузный наряд; судовые и авральные работы. А еще морские и береговые «Зарницы», викторины, другие соревнования. На время похода ребята объединяются в экипажи по 6-7 человек, и затем во всех видах работ и игр эти экипажи соревнуются. В итоге похода ребята получают грамоты и дипломы – и бесценные навыки плавательской практики. А в июле на базе новгородского КЮМа в третий раз откроется ежегодная международная лагерная смена для новгородцев и морских кадетов из нескольких стран мира.
А что же делают ребята в зимнее время, когда навигация закрывается? Изучают специальности судоводителя или судомеханика, вяжут морские узлы, занимаются английским языком. Учатся старательно, и тому есть причина. Третий год подряд на базе новгородского КЮМа проводит вступительные экзамены комиссия из Санкт-Петербургской государственной морской академии имени адмирала Макарова. В прошлом году 18 человек из Великого Новгорода поступили «у себя дома» в эту академию – 18 из 22, сдававших экзамены.
Великий Новгород
Комментарии