search
main
0

Мальчики – рыцари, девочки – принцессы. Поможет ли гендерное воспитание сохранить традиции?

…Вот идут две девочки: в джинсах, куртках, кроссовках, коротко остриженные, с татуировкой, часто с сигаретой или банкой пива. А общаются они между собой, как уличные подростки. Не сразу и определишь, кто это – мальчики или девочки. Уж очень много в них мальчишеского, в том числе и в стиле поведения, и в манере держаться. Почему у них нет понятия о женственности?

Социальные изменения, происходящие в современном, быстро меняющемся и динамичном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение традиционных стереотипов, феминизм женщин, отвергающих мужской диктат. Как на эти изменения должна реагировать школа?В последние годы много говорят о гендерном воспитании детей и подростков. Может ли оно изменить положение, определить нормы в поведении, помочь сохранить традиции? Об этом мы беседуем с кандидатом психологических наук Борисом ТОМСКИМ.- Борис Борисович, в чем суть гендерного воспитания, в чем его отличие от традиционных подходов к воспитанию школьников?- Одно из традиционных представлений заключается в том, что жизненным идеалом является семья. К семейной жизни надо готовить с детства. Девочка – будущая женщина, будущая мать, и надо готовить себя к этой роли, понять, что материнство превыше всякой карьеры, а мальчик – будущий мужчина, отец, глава семьи, ее защитник и опора. Но в наше время эта система представлений трещит по швам, и даже многие считают ее устаревшей. Стереотипы ломаются и заменяются новыми, в которых мужчина и женщина ставятся в равные условия, отметающие биологическую разницу. Противостоять подобной тенденции призвано гендерное воспитание.Для педагогов важно понять, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, надо учитывать и влияние социального окружения. Поэтому появился термин «гендерное воспитание» (англ. gender – род), которое подразумевает воспитание детей в неразрывной связи с социальной средой и современной культурой.- Почему гендерное образование стало актуальным именно сегодня, какими причинами это обусловлено?- Это связано с изменениями, происходящими в современном обществе. Во-первых, традиционное гендерное разделение ломается, исчезает полярность женской и мужской ролей. Во-вторых, изменились культурные стереотипы мужественности и женственности. Много перемен и в брачно-семейных отношениях, в отрицании главенства мужчины, в поведении тех и других.Гендерное образование, по мнению психологов, не должно строиться на противопоставлении «мальчик – девочка», необходимо искать новые возможности для развития личности ребенка. Такой подход предполагает равенство детей независимо от пола, он дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и показывает ученикам личностные пути развития, не ограниченные традиционными стереотипами.- А может быть, еще в детском саду нужно помочь детям осознать свою идентичность: я девочка, я мальчик?- Уже в дошкольном возрасте мальчики начинают понимать, что они вырастут мужчинами, а девочки – женщинами. Этому должны помогать воспитатели и родители. На практике об этом заботятся не всегда. Детей, мальчиков и девочек, или безмерно балуют, лишая самостоятельности, или оставляют без должного внимания. Во многих семьях нередко господствуют патриархальные отношения, когда женщине отводится роль прислуги. Дети это очень четко наматывают на ус. Шестилетний мальчик в детском саду побил девочку, а когда воспитательница его пристыдила, он согласился: «Девочек нужно беречь – они, когда вырастут, будут готовить нам обед». Поэтому сегодня настало время учить основам гендерного воспитания и дошкольных педагогов, и родителей.В школе задача усложняется. Только воспитание, построенное на равноправии, помогает сформировать верное сознание граждан. Главная задача гендерного образования – воспитать подобающее отношение между людьми противоположного пола, отношения взаимного уважения. И зачастую это приводит к изменению всего мировоззрения в сознании школьника, к готовности совершать правильные поступки.- Какова роль учителя в гендерном воспитании?Здесь важным фактором становится подготовка самих учителей, повышение их профессионализма. В школе оно в первую очередь должно быть направлено на преодоление старых гендерных стереотипов, согласно которым мужчина и женщина – две противоположности. Уравнивая их в правах, мы снимаем ограничения, способствуем развитию каждого мальчика и девочки.Педагоги должны создавать у мальчиков и девочек представления о мужественности и женственности, о культуре взаимоотношения полов, способствовать развитию их индивидуальности.Сегодня в школе распространена установка на послушность ребенка, малозаметность, молчаливость, дисциплинированность учащихся. А мальчики, как правило, совсем другие. Они обычно гораздо более шумные, подвижные, активные. Мальчик в школе находится в обстановке постоянного педагогического давления и критики, и это не способствует осознанию его будущей роли взрослого мужчины.Педагоги в наших школах по большей части женщины, и потому им проще ориентироваться на девочек. Известно, что информацию мальчики и девочки воспринимают по-разному. Мальчики прежде всего ищут смысл и, поняв его, действуют. А девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют. Девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере на начальной ступени.Нехватка в школах мужчин, по мнению многих специалистов, отрицательно сказывается на воспитании мальчиков, которые оказываются погруженными в сугубо женскую среду. Девочки становятся для них примером поведения, главное в котором – послушание, усидчивость и т. д. Гендерное образование может устранить такие препятствия к самоидентификации обучающихся.- Некоторые педагоги считают, что, отказавшись от раздельного обучения мальчиков и девочек, мы понизили возможности образования тех и других.- Над этим вопросом задумывались всегда, всю историю образования. Мыслители древности не имели на это счет единого мнения. Так, Платон высказывался за общее обучение мальчиков и девочек, допуская, что женский ум равен мужскому и женщины могут становиться воинами и философами. Аристотель же придерживался идеи раздельного обучения мальчиков и девочек. На позициях общего обучения стояли Песталоцци, Гельвеций, Константин Ушинский. За раздельное обучение ратовали Жан-Жак Руссо, Ян Амос Коменский и другие мыслители.И сегодня между учеными нет единого мнения на этот счет. Психологам известно, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах. Тем более что преподаватели у них в основном мужчины.Будем воспринимать смешанное обучение как данность, но признаем, что сегодня в нашей школе мальчикам и девочкам не подходят существующие методики и программы. Обучение не может ограничиться только регламентированными рамками, оно должно постоянно дополняться и модифицироваться, в том числе в зависимости от гендерных особенностей учеников.- Борис Борисович, что необходимо, по вашему мнению, для формирования гендерной культуры обучающихся? Нужно ли устраивать беседы на эти темы отдельно с мальчиками, отдельно с девочками?-Ученые рекомендуют включать гендерный компонент в содержание учебных курсов как гуманитарного, так и естественно-математического циклов. Полезно проведение факультативов и специальных курсов, например «Психологические особенности мужчин и женщин», «Брак и семья в современном мире», «Права человека: гендерный аспект»). Непременное условие – индивидуальная работа с детьми и их родителями (психологическое и педагогическое консультирование, сотрудничество с медиками и т. д.), равноправное сотрудничество мальчиков и девочек в совместной деятельности. Развитие партнерских отношений между полами, воспитание их в духе взаимной толерантности невозможно без привлечения к воспитанию детей родителей того и другого пола.Сегодня особенно активны феминистки – они воюют уже не за равенство с мужчинами, а за женское лидерство. Такое явление ничего общего не имеет с гендерным образованием. Мы не отбрасываем здравый смысл и законы природы. Ребенок, появившийся на свет, – это Божий промысел, и он должен вырасти свободным человеком. Задача наших педагогов – помочь каждому ребенку развить и реализовать заложенное в нем природой, помочь ему найти себя в будущем взрослом существовании, вырастить здоровое, развитое, полноценное поколение граждан для активной, свободной, счастливой жизни.Советы учителям и родителям    Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.    Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются.    Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.    Никогда не ругайте ребенка обидными словами. Особенно ранима девочка – эмоциональная вспышка помешает ей понять, за что ее ругают. Мальчику нужно кратко и точно изложить, чем вы недовольны, так как иначе он не может вас слушать.    Мальчики генетически не сильнее, чем девочки. В женском окружении они невольно начинают подражать девочкам. Побуждайте мальчиков проявлять их природные задатки – уверенность в себе, активность, потребность в лидерстве, смелость, склонность к риску.    В возрасте 13 лет мальчики начинают чаще лгать. Будьте к ним снисходительны – это самозащита от негативной реакции педагогов и родителей на поступки, в которых проявляются мужские качества.    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания. Помните, что для них важнее похвала при правильном ответе, чем девочкам.    Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.    Воспитывайте у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков – рыцарское, заботливое отношение к девочкам. Создавайте между ними обстановку не только товарищеских, но и романтических взаимоотношений.    Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как ребенок превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии детского мозга и психики. Поэтому помните о заповеди врача и педагога – «не навреди»!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте