Помните, как в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» перечисляются деревни: «Горелово, Неелово, Неурожайка тож»? По этим названиям можно было судить, как там жилось людям. Считается, что название говорит само за себя.
Но вот, скажем, село Веселое Яшалтинского района Республики Калмыкия. Здесь, как можно легко убедиться, живется весело и вольно. Оно не только веселое, но и красивое, ухоженное, зеленое. Чистые асфальтированные тротуары, дороги. Дома добротные, с водопроводом и газом, окруженные цветниками и садами. В центре храм Пресвятой Богородицы, построенный методом народной стройки. Большинство икон в нем написано местной художницей Софией Зосимовой. А еще парк отдыха, Дом культуры. Большая часть населения Веселого (а всего в нем 580 человек) трудится в сельском кооперативе «Бурукшун». Это образующее село хозяйство известно в Калмыкии как передовое зерноводческое. Здесь собирают отменные урожаи. Есть и животноводство – разводят коров, овец, лошадей. Конечно, у каждого жителя еще и свое хозяйство.
В селе своя школа, причем средняя, рассчитанная на 320 мест. Правда, пока она малокомплектная, в ней всего 40 учеников. Но есть надежда, что она будет развиваться, у нее есть будущее. Многие выпускники остаются дома, да и уехавшие часто возвращаются в родное Веселое. Восемь лет назад был открыт детский сад – возникла насущная необходимость. Сегодня в нем воспитываются 25 малышей. Всего школьников и дошкольников 65, педагогов – 14, а это значит, что каждый ребенок на виду – если можно так сказать, учат и воспитывают поштучно.
В школе установлено самое современное оборудование. Кабинет информатики. Тренажерный и спортивный зал, футбольное поле не хуже городского, площадка для воркаута. И, что еще очень важно, недавно комиссия из Элисты пришла в восхищение и вынесла вердикт – уровень образования здесь не ниже столичного.
В маленькой сельской школе сложились доверительные отношения между учителями и учениками, а это создает благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших. Нет обособленности между классами, детьми разного возраста. Малочисленность детей в классе также способствует взаимодействию и индивидуальной работе с каждым ребенком. И с родителями педагоги общаются легче и чаще, все друг у друга на виду.
Если кооператив – основа экономики села, то школа – база образования. Все педагоги высококвалифицированные, что нетипично для малокомплектных школ. По отзывам родителей и самих выпускников, «наши педагоги – отменные, знающие, добрые, заботливые». Особо тепло ребята отзываются о Елене Николаевне Санджиевой – директоре школы. «С ней можно посоветоваться, просто поговорить обо всех своих проблемах», – говорит выпускница Татьяна Р.
Елена Санджиева заслуженный учитель Республики Калмыкия. Она сама, как говорится, неместная. Родилась в Ставрополе. Там окончила педагогический вуз. Приехала в Веселое. Влюбилась в этот край и осталась навсегда. Такую же любовь к родному селу Веселое она воспитывает и у своих учеников.
Дети, все без исключения, привязываются к учителю Александре Ученовой. Александра Николаевна занимается с ребятами краеведением и экологией. Под ее руководством они проводят ежегодные акции «Не рвите тюльпаны». Дикорастущие тюльпаны занесены в Красную книгу республики. Никто из веселовских ребят, утверждает одна местная жительница, не сорвет, не затопчет ни одного цветочка, они знают, что эту красоту нужно хранить. Охраняют не только тюльпаны, но и всю степную растительность. Школьный двор ухожен, всякий приходящий сюда обязательно остановится, чтобы посмотреть на красочное разнообразие растений. Есть и свой огород. В нем ребята выращивают экологически чистые овощи для столовой, учатся работать на земле. Они заботятся и о своей любимой неторопливой реке Хачин-Сала.
Эта зима была особенно снежной. Дома заметало до самой крыши. И школьники помогали взрослым бороться со снегом. Они чистили дорожки, ведущие к домам ветеранов, в том числе и бывших учителей.
В Веселовской средней школе не забывают о трудовом воспитании. Но главное, конечно, знания. В этой сельской малокомплектной школе придают особое значение интеллектуальному развитию учеников, о чем можно судить по продуманным учебным программам, проходящим акциям, работе кружков.
Веселовские школьники полюбили недели математики, конкурсы «Математическая смекалка», «Ожившие цифры», «Галерея ребусов», «Математический марафон» и другие. Работает школьная малая академия наук юных исследователей с несколькими секциями, где ребята разгадывают загадки природы, находят следы в прошлое и узнают другие тайны.
Решающая роль в успехе обучения и воспитания принадлежит педагогам, это особенно важно в малокомплектной школе. Как говорил Лев Николаевич Толстой, учитель должен иметь внутреннюю уверенность в своем призвании, и «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель».
Заслуга местных преподавателей в том, что школа развивается, дает хорошие, прочные знания, поэтому у родителей нет основания возить детей-старшеклассников в районный центр. Это стало возможным еще и потому, что село крепкое, жизнестойкое.
Веселовская школа была удостоена звания «Лучшая сельская школа России». А Елена Николаевна Санджиева победила в конкурсе «Лучший руководитель России». Сами же ребята побеждают во многих конкурсах как в районе, так и в республике.
Маргарита КУРГАНОВА, Республика Калмыкия
Комментарии