В нашем отрочестве в 60-е годы нам было, безусловно, уютнее, чем нынешним подросткам. Речь не о материальном комфорте – его-то как раз было мало. Но куда важнее было чувство осмысленности жизни, ее направленности в будущее. Коммунистическая мифология тем и сильна, что освещает неприглядное настоящее мощным светом какого-то неведомого, но упоительно прекрасного грядущего. Речь не просто об «уверенности в завтрашнем дне», а именно о вере в само будущее, о доверии к нему.
– и будь, что будет. Эта крылатая фраза принадлежит, кажется, графу Толстому. С ней все ясно, кто угодно под ней подпишется. А вот следующая фраза вызывает у моей мамы возмущение: Она считает, что это слишком облегченная фраза: просто люби – и делай, что душе угодно.
Наедине с настоящим
О, сколько было написано «писем в будущее» при закладке новых зданий, как искренне звучали со школьных сцен строки Рождественского из послания потомкам «Товарищи дальнего века, родные товарищи…» Мы обживали будущее, мы с ним были по-товарищески на «ты».
И с удовлетворением воспринимали тот факт, что и все положительные герои у наших классиков только и делали, что мечтали о счастье потомков, то есть, собственно, уже о нашем конкретном счастье. В ответ мы чувствовали себя просто обязанными быть счастливыми и передавать эту счастливость дальше…
Конечно, эта зависимость от идеального будущего тоже своего рода наркотическая зависимость.
Но ведь в ее основе – потребность в идеале, в осмысленности жизни. В чувстве будущего, которое столь же необходимо, как чувство Родины.
Вот только как сделать, чтобы оно служило не химерам и миражам, а реальности?
«Что бы мы ни говорили о будущем, разговоры наши бессмыслица, – утверждает Антуан де Сент-Экзюпери в романе «Цитадель». – Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Пробуди страсть, она изменит настоящее, а следом и будущее. Питает тебя настоящее, а если ты отвернешься от него, ты умрешь. Жизнь – это осваивание настоящего, оно сплетено из множества продлевающихся нитей»…
Да, мы не властны над будущим – оно будет каким угодно, но только не таким, как мы его вымечтали. Но мы властны над настоящим, сегодняшним, в котором только и находится завязь завтрашнего дня.
Делай, что должно
Делай, что должно – и будь, что будет. Эта крылатая фраза принадлежит, кажется, графу Толстому. С ней все ясно, кто угодно под ней подпишется. А вот следующая фраза вызывает у моей мамы возмущение: Люби Господа – и делай, что хочешь. Она считает, что это слишком облегченная фраза: просто люби – и делай, что душе угодно.
Но тут разобраться нужно вот с чем: что такое – любить Господа? В том-то и дело, что это самая трудная любовь на свете: не к детям, не к мужчине и женщине, не к людям даже, не просто к природе и всему живому.
Любить Господа – это и есть долженствование. Ибо любовь – это всегда ответственность. В любви к Господу это полная ответственность за самого себя, любящего. Это исполнение всех божьих заповедей, это молитвы, покаяния, исповеди, причастия… Это любовь к Слову Божьему – к Библии (имею в виду христианство).
Это – страх. Страх обмануть, не оправдать доверие. Ибо любовь – это всегда полное доверие.
В этой любви небесной мы учимся любовям всем остальным, земным. Помните романс в исполнении Малинина:
…А Бог молчит. За страшный грех –
За то, что в Боге усомнились,
Бог наказал любовью всех,
Чтоб в муках верить научились.
Вера, Надежда, Любовь… И премудрая мать их – Софья.
Когда держишь любовь к Господу в душе – тогда уже ничего не страшно. Молись – и по вере твоей будут тебя вести…
Так что мама моя, по-моему, все же не совсем права. И мы смело можем вписать себе в памятку на каждый день не только первую фразу, но и это выражение:
Вот такая вот формула ответственной свободы.
Комментарии