search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе
0

Максимум оценок – минимум отметок. УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Научный руководитель коллектива авторов-разработчиков Леонтьев Алексей Алексеевич – академик РАО. Технология «Школа 2000-2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Продолжение. Начало в №№ 39-47

Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Комплекс учебно-методического обеспечения (сопровождения) педагогического процесса содержит 200 учебников, 12 тетрадей, 27 методических руководств и методик обучения предметам.

По предметам гуманитарного цикла (обучение грамоте, чтение, литература, русский язык, риторика, история) авторами учебников являются Р.Н.Бунеев, Т.А.Ладыженская, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Л.Ю.Комиссарова, К.В.Текучева, А.А.Данилов и др.

По естественно-математическому циклу (математика, окружающий мир, биология, география, физика, химия, информатика) книги написаны Г.В.Дорофеевым, Л.Г.Петерсеном, А.А.Вахрушевым, И.В.Дупшна, В.А.Кошевой, И.И.Нурминским, Е.Е.Минченковым, А.В.Горячевым и др.

По эстетическому циклу учебники создают коллективы под руководством Б.М.Неменского и О.А.Куревиной; по иностранным языкам – под руководством Е.И.Пассова и В.П.Кузовлева.

Целевые ориентации технологии

Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.

Максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика.

Формирование у школьника «целостной картины мира».

Интегрирование предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов.

Ученика «выучивает» до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже начинающий учитель.

Обеспечение полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности.

Перевод учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения.

Возможность при желании учителя и руководителей (внутри общего учебника) определить для каждого ученика «собственную траекторию образования».

Открытие возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм.

Концептуальные положения

Принципы государственной образовательной политики

– Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

– Принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

– Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.

– Принцип вариативности и стандартизации образования.

Вариативность образования – это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учеников. Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить единство так называемого образовательного пространства.

Личностно-ориентированные принципы

Принцип адаптивности: гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только его мышления, а – в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.

Принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Культурно-ориентированные принципы

Принцип картины мира.

Принцип целостности содержания образования: единства и целостности научной картины мира.

Принцип систематичности.

Принцип смыслового отношения к миру: это мои знания.

Принцип ориентировочной функции знаний.

Принцип опоры на культуры как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно-ориентированные принципы

– Принцип обучения деятельности: учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

– Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Надо специально учить выходить из учебника и школьного класса в жизнь.

– Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

– Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие!

– Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, переменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять независимое решение.

Школа как часть образовательной среды

Школа не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности». Развитие народного образования «возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов – государства и общества».

Учит не только школа – она есть часть образовательной среды, куда входят семья, общение со сверстниками вне школы, газеты, радио и телевидение и многое другое.

Готовность к дальнейшему развитию. Обучение по «Школе 2000-2100» не просто развивающее – оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию.

Принцип минимакса. Школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Максимум оценок – минимум отметок. Щадящая система домашних заданий.

Воспитательные принципы:

– социальной активности;

– социального творчества;

– взаимодействия личности и коллектива;

– развивающего воспитания;

– мотивированности;

– индивидуализации;

– целостности воспитательного процесса;

– единства воспитательной среды;

– опоры на ведущую деятельность.

Курс «Математика для каждого»

Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компоненты общего среднего образования является формирование и развитие мышления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами.

Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»).

Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых: а) для повседневной жизни на высоком качественном уровне и профессиональной деятельности, содержание которой не требует использования математических знаний, выходящих за пределы потребностей повседневной жизни; б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов; в) для продолжения изучения математики в любой из форм непрерывного образования (в том числе при переходе к обучению в любом профиле на старшей ступени школы).

Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике.

Переход к конструированию курса «математики для всех» или, более точно, «математики для каждого».

Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике. Обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики.

Обучение грамоте и русский язык

Обучение грамоте в 1-м классе и русский язык в 1-4-м классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) и реализованный в учебниках «Моя любимая азбука», «Русский язык – первые уроки», «Русский язык» (2-4-й классы).

Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов. Содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс:

– овладение грамотой и на ее базе – основами функциональной грамотности;

– овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);

– овладение орфографией и пунктуацией;

– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;

– приобретение и систематизация знаний о языке;

– раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

– развитие у детей чувства языка.

Работа по орфографии строится на базе понятий «орфограмма», «орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.

В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой), в учебниках реализован единый подход к работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте