Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Максимум оценок – минимум отметок. УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Учительская газета, №48 от 29 ноября 2005. Читать номер
Автор:

Научный руководитель коллектива авторов-разработчиков Леонтьев Алексей Алексеевич – академик РАО. Технология «Школа 2000-2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Продолжение. Начало в №№ 39-47

Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Комплекс учебно-методического обеспечения (сопровождения) педагогического процесса содержит 200 учебников, 12 тетрадей, 27 методических руководств и методик обучения предметам.

По предметам гуманитарного цикла (обучение грамоте, чтение, литература, русский язык, риторика, история) авторами учебников являются Р.Н.Бунеев, Т.А.Ладыженская, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Л.Ю.Комиссарова, К.В.Текучева, А.А.Данилов и др.

По естественно-математическому циклу (математика, окружающий мир, биология, география, физика, химия, информатика) книги написаны Г.В.Дорофеевым, Л.Г.Петерсеном, А.А.Вахрушевым, И.В.Дупшна, В.А.Кошевой, И.И.Нурминским, Е.Е.Минченковым, А.В.Горячевым и др.

По эстетическому циклу учебники создают коллективы под руководством Б.М.Неменского и О.А.Куревиной; по иностранным языкам – под руководством Е.И.Пассова и В.П.Кузовлева.

Целевые ориентации технологии

Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.

Максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика.

Формирование у школьника «целостной картины мира».

Интегрирование предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов.

Ученика «выучивает» до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже начинающий учитель.

Обеспечение полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности.

Перевод учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения.

Возможность при желании учителя и руководителей (внутри общего учебника) определить для каждого ученика «собственную траекторию образования».

Открытие возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм.

Концептуальные положения

Принципы государственной образовательной политики

– Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

– Принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

– Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.

– Принцип вариативности и стандартизации образования.

Вариативность образования – это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учеников. Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить единство так называемого образовательного пространства.

Личностно-ориентированные принципы

Принцип адаптивности: гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только его мышления, а – в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.

Принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Культурно-ориентированные принципы

Принцип картины мира.

Принцип целостности содержания образования: единства и целостности научной картины мира.

Принцип систематичности.

Принцип смыслового отношения к миру: это мои знания.

Принцип ориентировочной функции знаний.

Принцип опоры на культуры как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно-ориентированные принципы

– Принцип обучения деятельности: учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

– Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Надо специально учить выходить из учебника и школьного класса в жизнь.

– Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

– Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие!

– Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, переменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять независимое решение.

Школа как часть образовательной среды

Школа не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности». Развитие народного образования «возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов – государства и общества».

Учит не только школа – она есть часть образовательной среды, куда входят семья, общение со сверстниками вне школы, газеты, радио и телевидение и многое другое.

Готовность к дальнейшему развитию. Обучение по «Школе 2000-2100» не просто развивающее – оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию.

Принцип минимакса. Школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Максимум оценок – минимум отметок. Щадящая система домашних заданий.

Воспитательные принципы:

– социальной активности;

– социального творчества;

– взаимодействия личности и коллектива;

– развивающего воспитания;

– мотивированности;

– индивидуализации;

– целостности воспитательного процесса;

– единства воспитательной среды;

– опоры на ведущую деятельность.

Курс «Математика для каждого»

Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компоненты общего среднего образования является формирование и развитие мышления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами.

Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»).

Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых: а) для повседневной жизни на высоком качественном уровне и профессиональной деятельности, содержание которой не требует использования математических знаний, выходящих за пределы потребностей повседневной жизни; б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов; в) для продолжения изучения математики в любой из форм непрерывного образования (в том числе при переходе к обучению в любом профиле на старшей ступени школы).

Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике.

Переход к конструированию курса «математики для всех» или, более точно, «математики для каждого».

Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике. Обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики.

Обучение грамоте и русский язык

Обучение грамоте в 1-м классе и русский язык в 1-4-м классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) и реализованный в учебниках «Моя любимая азбука», «Русский язык – первые уроки», «Русский язык» (2-4-й классы).

Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов. Содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс:

– овладение грамотой и на ее базе – основами функциональной грамотности;

– овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);

– овладение орфографией и пунктуацией;

– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;

– приобретение и систематизация знаний о языке;

– раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

– развитие у детей чувства языка.

Работа по орфографии строится на базе понятий «орфограмма», «орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.

В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой), в учебниках реализован единый подход к работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.

Продолжение следует


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту