search
main
0

Максимум авторитета – минимум власти

Женский подход к трудной науке

Учитель Ольга КОСТЮНИНА считает, что лучше, когда физику в школах преподают мужчины. Но, увы, сегодня это большая редкость! «Так что в какой-то степени можно сказать, что у меня мужской характер», – признается Ольга Анатольевна.

У Ольги КОСТЮНИНОЙ каждый выпускной класс – любимый

Непростой выбор

Четверть века преподает Ольга Костюнина физику в средней школе №3 поселка городского типа Советский Республики Марий Эл. Сегодня в поселке две школы – вторая и третья. Нет первой, в которой училась Ольга…

Свое призвание к точным наукам смышленая девочка осознала рано. В средней школе математика стала ее любимым предметом, а учительницу Алевтину Петровну Рыбакову прилежная ученица старалась копировать во всем. Хорошие оценки у той дорогого стоили!
Надо было сильно постараться, чтобы заслужить пятерку. Зато сколько радости приносила полученная большим трудом оценка! Потом, в старших классах, Ольга с удовольствием щелкала задачки по математике, радуя успехами другую учительницу – Римму Владимировну Садыкову. Та, правда, тоже не давала поблажек ученице, спрашивала строго, и пятерки давались непросто. Но, как признается сегодня лучшая учительница Республики Марий Эл Ольга Анатольевна Костюнина, за строгостью ее любимых педагогов всегда было ощущение доброты и уважения к ученикам.

После окончания школы Ольга особо не задумывалась о выборе профессии, решила стать первым педагогом в семье (родители ее работали в строительной отрасли, но выбор дочери одобрили). Так сложилось, что всего год выпускница физико-математического факультета Марийского пединститута имени Н.К.Крупской вела математику в Вятской средней школе. На второй год ей поступило предложение из поселка Советского, где освободилась ставка учителя физики. Решилась на переход – как в новую реку вошла.

– Физика – один из самых сложных школьных предметов для понимания. В ней много математических вычислений, – рассуждает Ольга Анатольевна о том, почему решилась на перемену в жизни. – Не зная математики, освоить физику сложно. Если говорить о детях, то этот предмет хорошо идет у тех, кто имеет способности к математике или кто учит полностью всю теорию. А что касается учителей физики, то, по моим наблюдениям, это люди точные, которые не могут и не умеют много говорить.

Обстоятельность и надежность

Возможно, мужской характер учителя физики Ольги Анатольевны ярче всего проявляется именно в этих двух чертах. А в остальном верх берут присущие ее обаятельной личности женские качества. Домашние не нахвалят умелую хозяйку за вкусные и затейливые угощения. Особой популярностью у всех пользуется солянка, согласитесь, не у каждой женщины это замысловатое первое блюдо становится дежурным. Для двух дочерей и трех внучек Ольга Анатольевна заботливая мама и бабушка, мудрая советчица. Семейное увлечение – путешествие – стало для супругов общим источником радости. На автомобиле побывали во многих примечательных местах родной округи, у родственников в других городах и весях. Вовсе не случайно вместе со своими коллегами Юлией Ивановной Волковой и Розой Александровной Богомоловой наша путешественница приняла самое живое участие в разработке аудиотура «Сергей Григорьевич Чавайн. Памятные места, жизнь и творчество марийского поэта и драматурга».

Разработали два варианта: пеший – по Йошкар-Оле и автобусный – по республике. Аудиотур дает возможность путешественникам самостоятельно посетить знаковые места и услышать истории, связанные с жизнью и творчеством марийского поэта-самородка.
Умение дружить – качество характера не обязательно мужское. Ольга Анатольевна способна выбирать себе друзей, с которыми будут связывать долгие годы.

– Мечтаем побывать в Красноярске, привлекает Сибирь, – признается она. – Тем более теперь там живет близкая по духу учительница, с которой познакомились на заключительном этапе конкурса «Учитель года» в Волгограде. Кстати, о конкурсе. Подвигла на участие в нем Ольгу близкая подруга, преподаватель информатики. Иногда нужно просто услышать ободряющее: «Все у тебя получится», чтобы окончательно утвердиться в своем решении и выборе.

«Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти», – считает Костюнина. А как этот авторитет заработать, если не развиваться, не совершенствоваться самому? Как накопить запас сил, терпения, всеобъемлющей доброты, чтобы пробудить в учениках желание учиться, осваивать не самый легкий предмет – физику?

Зачем нам это знать?

Жизнь меняется, сегодня за партами сидят дети тех, кого Ольга Анатольевна учила в самом начале своей педагогической карьеры. Тогда слова учителя «ты обязан это знать» воспринимались как должное, не подвергались сомнению. Нынешние школьники обязательно спросят: «А зачем нам это знать? Где это пригодится?» Но этот вопрос не ставит Ольгу Анатольевну в тупик. Она умеет убедить школьников, что физика окружает человека на протяжении всей жизни, потому что это знания о нашем мире. Хорошо, что сейчас первая встреча ребят с физикой происходит в начальной школе – ученики знакомятся с базовыми физическими процессами, ставят опыты в рамках проектной деятельности.

– Физику надо изучать с обязательным применением эксперимента. Это не только средство для получения знаний, но и элемент содержания, которое должны усвоить ученики в соответствии с планируемыми результатами обучения. Роль эксперимента как способа формирования умения учеников добывать новые знания приобретает важное значение. Сегодня нужно строить урок так, чтобы ученики не только получили новые знания, но и четко осознали весь познавательный путь. Потом они смогут воспроизвести его уже самостоятельно, – рассуждает учитель физики Костюнина.

В планирование уроков, убеждена Ольга Анатольевна, обязательно следует включать исследовательскую и проектную деятельность, которая может продолжаться во вне­урочное время, а затем и дома. Опытный учитель использует демонстрационный эксперимент (на него бывает достаточно пяти минут), виртуальные эксперименты, домашний физический эксперимент. Последние эксперименты школьники выполняли в рамках муниципальных сетевых проектов, в которых педагог становится организатором.
Это происходило на этапе «Науки в жизни» проекта «Юные Ломоносовы» и на этапе «Опыты на кухне» проекта «Веселые науки». В результате была создана большая коллекция занимательных опытов.

Немаловажную роль в развитии интереса к изучаемой науке играет техническое творчество.

– Проектная деятельность с получением конкретного готового продукта очень увлекает ребят, – рассказывает Ольга Анатольевна. – С 2012 года веду кружок «Робототехника». На занятиях школьники углуб­ляют свои знания, лучше понимают, как работают простые и сложные механизмы, которые их окружают в повседневной жизни. Робототехника дает возможность ребятам самостоятельно проводить исследования, планировать и реализовывать свои идеи, учит работать в команде. Убеждена, ученик только тогда сможет освоить самый трудный материал, когда научится применять экспериментальный исследовательский метод на практике в любом виде деятельности.

Сегодня простора для творчества при изучении предмета достаточно много, считает Ольга Костюнина. Сейчас с помощью интерактива на уроках физики можно показать то, что технически нельзя было сделать в классе определенное время назад. Дети сегодня, кажется, уже рождаются с пониманием цифровых технологий. При этом книги и учебники у них ушли на дальний план, на первом месте планшеты, смартфоны. Что делать учителям? Надо искать и применять постоянно что-то интересное, чтобы привлечь внимание.

Музей «Физика Победы»

Однажды на уроке физики при изучении темы «Движение тела под углом к горизонту» наша пытливая учительница включила в урок задачу о выстреле 76‑миллиметровой пушки ЗИС-3. Она была создана в 1942 году выдающимся конструктором Василием Грабиным. Ребята заинтересовались тем, какие еще технические изобретения появились в годы войны. Так было положено начало новой проектной работе – созданию виртуального музея «Физика Победы». В нем собраны открытия и изобретения ученых-физиков в военные годы. Каждый экспонат музея представлен несколькими фотографиями, сопроводительным текстом и аудиозаписью. О многих изобретениях ребята узнали впервые. Например, о приборе под названием «прогибограф». Он был предназначен для автоматической записи колебаний льда на Дороге жизни через Ладожское озеро к блокадному Ленинграду. А специально для партизанских отрядов был разработан термоэлектрогенератор ТГ-1. Он служил источником питания для радиоприемников и передатчиков. Несколько термоэлементов просто прикреплялись к дну солдатского котелка. ТГ-1 обеспечивал питание переносной радиоаппаратуры партизан.

Преимущество виртуального музея в том, что доступна его мобильная версия. Таким образом, введение в курс физики элементов истории науки не только способствует развитию познавательного интереса, но и решает воспитательные задачи. Осуществлен этот проект с помощью учителя информатики Юлии Ивановны Волковой, коллеги и подруги Ольги Анатольевны.

– Коллектив у нас творческий, дружный, – подчеркивает моя собеседница. – Можно рассчитывать на понимание, нужную помощь. Директор школы, опытный управленец Сергей Александрович Новоселов всячески поддерживает желание учителей совершенствоваться, брать новые высоты, участвовать в конкурсах.

Кстати, сам Сергей Александрович на недавнем Всероссийском конкурсе «Директор школы» занял призовое место. Рассказывая об этом, Ольга Анатольевна незаметно перешла к своим любимым темам по физике. Поскольку она одна ведет этот предмет в школе, то нагрузка внушительная – более 30 часов. Представьте, четверть века она служит одной науке и не перестает открывать в ней новое!

– Люблю тему «Оптические явления», – говорит она. – Вот представьте, радугу можно увидеть и на уроке. Мы это делаем. Здесь главное не только солнце, как в природе. Кроме источника света нужно взять стеклянную пластинку или дифракционную решетку. Вот тогда и заиграет всеми цветами радуга – семицветное чудо. А разве в жизни не так?

Надежда ТУМОВА, Республика Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте