search
main
0

Максим ИВАНЦОВ, директор школы №814: Этот путь тернист, но необходим

​Роль дополнительного образования в современных условиях огромна: это и важнейший ресурс повышения качества общего образования, и действенный механизм развития обучающихся, и эффективный способ профилактики нездоровых проявлений в детско-юношеской среде.

Наша школа большая –  своими границами она практически совпадает с границами микрорайона, кроме нас тут расположены одна частная школа, институт  и частный детский сад на 80 человек. Казалось бы, тут нам даже не надо было бы задумываться о доверии жителей микрорайона.  Все организационные трудности на первом этапе были связаны с перестройкой сознания коллектива, переходом от широты сметного финансирования к рациональности подушевого, на НСОТ вместо устаревшей тарифной сетки. Но самой дискуссионной оказалась  проблема внедрения платных образовательных услуг.После того как в процессе реорганизации к школе №814 также присоединилось еще и  учреждение дополнительного образования – Центр детского творчества, – мы могли бы в условиях замкнутого микрорайона   расслабиться. Но мы обратили внимание на то, что у нас достаточно большое количество обучающихся, не то что не доверяют школе, но голосуют  ногами, хотя в наших условиях это оказалось проблематично – единственная крупная транспортная трасса находится на значительной удаленности от нашего микрорайона.  Тем не менее люди шли на то, чтобы куда-нибудь уехать, чтобы получить там то, чего им не хватало. Мы начали выяснять, чего же жителям не хватает, пошли по старинке путем анкетирования, в котором приняли участие 2960 семей.Путь по развитию внебюджетной деятельности организации для нас оказался непростым  отчасти за счет того, что, например, при присоединении  Центра детского творчества мы оказались в некоторой временной петле, то есть нам надо было преодолеть еще большой объем организационных трудностей, прежде чем заняться делом.  Путь этот  был для нас с множеством самых разнообразных развилок.Развилка первая – финансовая. Соображения экономической целесообразности при определении стоимости платных образовательных услуг диктуют нам одни цифры, но за математическими выкладками есть оборотная сторона – социальная нагрузка и ответственность школы перед москвичами, имеющими право получить доступное образование на территории проживания. На этой развилке мы прошли по тонкой грани: избежать социального взрыва в замкнутом микрорайоне, где школа всего одна, помогает система софинансирования – основная часть учебных часов полностью бюджетна, за расширенное изучение сверх базы мы предлагаем посильную родительскую плату.Развилка вторая – отношения. Педагоги, особенно в обычных общеобразовательных школах, сами жители микрорайона, то есть представлены в публичном поле как чьи-то соседи, знакомые, оппоненты. В условиях замкнутого микрорайона, я знаю это по собственному опыту работы, уровень критичности  в отношении к педагогам достаточно высок не потому, что педагогов не оценивают как профессионалов, а  именно потому, что   большинство наших учителей тоже живут в нашем же микрорайоне.  Когда формируется совершенно бытовое, утилитарное  общение, родители уже не готовы  видеть в своей соседке, с которой, например, вместе выгуливают собаку, высокого профессионала, им гораздо проще обнаружить где-нибудь  поблизости, в транспортной доступности какую-нибудь небольшую, но качественную гимназию, например в соседнем микрорайоне, и уехать туда на курсы английского языка. Эти сугубо бытовые моменты, о которых принято скромно умалчивать, часто приводят к определенной девальвации значимости педагога под воздействием его обыденного образа. И возникает вопрос, уже неоднократно становившийся предметом обсуждения в профессиональной среде: активность и имидж педагога в социуме. Есть вариант: пригласить преподавателей из внешней среды, но тогда есть вопрос доверия между работодателем и действующими работниками.Развилка третья – конкурентная. Для дополнительного образования помимо очевидной внутренней конкуренции с другими образовательными организациями актуальна еще и конкуренция внешняя – с учреждениями физической культуры и спорта, культуры, досуговыми центрами управ и префектур. С одной стороны, наработанные партнерские связи рвать не нужно, да и не все пока школа способна дать собственными силами. С другой – продолжая работать в этих рамках, мы лишаем самих себя ресурсов роста, перекладывая заботу о развитии обучающихся на внешние структуры и тем самым отстраняясь, что неправильно. Кому же доверят родители работу по развитию своих детей? Баланс найти сложно, одно для нас бесспорно – мы должны отталкиваться от потребностей населения, заодно ответив на важный вопрос: готова ли школа предоставить продукт такого качества, за который  родители будут готовы принести деньги? Развилка четвертая – ментальная. Проведя мониторинг заинтересованности (2960 заполненных анкет), мы обратили внимание на то, что  московские родители обучающихся – жители столичного мегаполиса  зачастую испытывают трудности при формулировке собственных образовательных запросов, того, что они, собственно, хотят от дополнительного образования. Мы предложили открытый перечень и  предоставили родителям возможность  выбрать то, что им больше всего интересно, к  тому моменту мы могли предложить им  119 объединений дополнительного образования  по самым разным направленностям. Но у нас было понимание, что у родителей они  не пользуются тем спросом, которого мы ожидали. При составлении открытого перечня  очень малое количество родителей смогли  доступно и доходчиво объяснить школе, чего они, собственно, от нее  хотят. Тогда мы предложили другой вариант: закрытый перечень, когда через интернет-опрос  можно было выбрать что-то из готовых вариантов. Здесь было уже получше, но мы опять остались в ситуации, когда  большинство семей жителей нашего микрорайона свои образовательные потребности в русле дополнительного образования  замыкали перечнем художественно-эстетического, творческого, культурно-спортивного направления. То есть именно дополнительное образование  – какие-то знаниевые кружки – не пользовалось большим спросом.  Мы изучили поле, в котором работаем, посмотрели социальный паспорт школы и увидели, что   более 40 процентов семей, в которых родители имеют только среднее  профессиональное  образование, и, следовательно, уровень  их образовательных потребностей  может быть не очень высок, но 60-то процентов родителей  с высоким  уровнем  образовательного запроса. Естественно, что мы начали изучать ситуацию, думать, общаться с родителями в самых разных форматах. Наверное, здесь проблема доверия к школе, с моей точки зрения, находится в ментальной области,  далеко не все родители готовы принять для себя формулу «расход на ребенка – это не трата, а в конце концов «инвестиция в собственную сытую старость», не многие это понимают, не многие к этому морально готовы. Возможно, еще нет устойчивой привычки принимать школу как место не только обучения, но и всестороннего развития ребенка, возможно, есть определенная психологическая неготовность платить за образовательную услугу в некоммерческой организации. А может, все происходит именно потому, что  родители все же недостаточно доверяют своим хорошо знакомым учителям?Развилка пятая – кадровая. Условия работы в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиками образовательной услуги даже по формулировкам все еще непривычны для многих представителей нашего сообщества, у педагогов  тоже есть определенная ментальная неготовность к работе в гражданско-правовых отношениях в русле оказания образовательной  услуги, за качество которой необходимо  отвечать в прямом физическом смысле. Готов ли учитель отвечать за процесс и результат своего труда не только с позиций морали, этики и трудового права, но и с точки зрения имущественных отношений с потребителем? Доверяет ли учитель сам себе в достаточной мере, чтобы быть уверенным в собственных силах? Ответы на этот вопрос в нашем случае пока вызывают ощутимое напряжение.Наверное, на этих или подобных распутьях оказываются многие педагоги и руководители. Для меня вопрос о доверии школе при реализации дополнительных образовательных услуг выглядит скорее так: готова ли школа предоставить услуги такого качества, при котором вопрос о востребованности этих услуг будет решен однозначно положительно? Надеюсь, что ответ на этот вопрос мы найдем совсем скоро.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте