Великих научных открытий эти ребята пока не сделали. И не скоро кто-нибудь из них станет нобелевским лауреатом. Их руководители тоже пока не носят почетного звания «Соросовский учитель», но все это не мешает им из года в год исследовать бескрайние просторы России, проводя межрегиональные экологические экспедиции. Около сотни учеников, десять учителей, не менее двух занятий в день – вот нехитрая арифметика путешествия. География участников еще интереснее – Великий Новгород, Калуга, Белгород, Новосибирская область, Москва, Республика Коми, Пензенская область и Кубань.
Отпуск за свой счет
Участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» вот уже в третий раз собираются вместе, чтобы отдохнуть от работы – приготовить у костра еду, выспаться в палатках, вдоволь накупаться и провести запланированный мастер-класс на свежем воздухе. Два года назад был Байкал, в прошлом году – тайга Республики Коми. Третья межрегиональная экологическая экспедиция школьников исследует заповедные зоны Ейского района Краснодарского края – уникальный заказник у поселка Ясенская Переправа и косу Долгая – пограничную зону между Азовским морем и Таганрогским заливом.
Совершать такие походы помогают «Учительская газета», Министерство образования и науки РФ и межрегиональный клуб «Учитель года». На плечи гостеприимных хозяев – Департамента образования и науки Краснодарского края и администрации Ейского района – легли встреча гостей и культурная программа. Оставшиеся финансовые вопросы учителя решают самостоятельно. Кому-то руководство оплачивает командировочные, другие едут за счет группы. Есть и те, кому повезло по-крупному: в местном бюджете на экспедицию заложены целевые средства. Таких единицы. Чаще всего проезд и питание финансируются из родительского кармана. Вместе с палаткой, спальником и рюкзаком получается кругленькая сумма, часто сравнимая с зарплатой бюджетника.
Есть среди ребят и настоящие фанаты-путешественники, которые решают эти вопросы самостоятельно. Коля Губин, ученик 10-го класса Маслянинской средней школы Новосибирской области, узнав о намечающейся поездке, отправился работать на стройку, а в свободное время колол дрова у соседей. 1800 рублей хватило на оплату дороги.
Придумал и организовал экспедицию Владимир Головнер, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997», учитель химии 1259-й столичной школы. Его школа давно практикует подобные однодневные выездные школы-лаборатории.
Вы спросите зачем? Кто будет тратить отпуск на проект, который не принесет финансовой прибыли? Ответ на этот вопрос можно получить на финальной конференции, где школьники-экологи рассказывают о своих открытиях с жаром, присущим, пожалуй, только очень молодым ученым.
Мастер-класс
под елкой
Можно несколько лет учить с ребятами, что такое биогеоценоз и каким он бывает. Но если отправиться на улицу и разобрать на конкретном примере, что это и чем степной биогеоценоз отличается, например, от таежного, то и не надо никого будет заставлять зубрить сложные термины. Александр Буханистов, биолог Маслянинской школы Новосибирской области, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2001», любит такие занятия. С каким вдохновением он достает из земли очередной корешок, чтобы разобрать, какое у него строение, чем он пахнет и почему именно такого цвета.
Мусорить в лесах нехорошо. Это знают даже малыши. Но мусора от этого меньше не становится. Вера Малеева, информатик из города Окуловка, участница конкурса «Учитель года Новгородской области-2003», привезла в Приазовье программу по изучению проблемы утилизации бытовых отходов. Около полусотни килограммов различного бытового мусора было собрано и захоронено школьниками за 10 дней работы. Размах проделанного труда впечатляет. Теперь вряд ли кто из них бросит бумажку мимо урны. Коса Долгая – очень грязное место на Кубани. Мусора на ней в 8 раз больше нормы. Проблема усложняется тем, что сжигать пластиковую тару нельзя – это очень вредно. А чтобы вывезти на свалку и захоронить, нет денег. Впрочем, ребята предложили выход – поставить в местах массового отдыха людей емкости для раздельного сбора мусора.
Загрязненность косы подтвердили участники и другой полевой лаборатории, руководил которой биолог Евгений Родионов, учитель года Пензенской области-2002. Оказывается, на основе изучения макрозообентоса, видимых глазу мельчайших организмов, можно определить степень чистоты водоема. Технология Родионова проста в применении: достаете из воды сачком с самого дна илистые отложения, промываете и смотрите, кто шевелится. Если этот микроорганизм присутствует в группе Вудиуса, значит, вода чистая.
Руководитель экспедиции химик Владимир Головнер изучал с ребятами местные минералы. Двух маленьких чемоданчиков хватает, чтобы развернуть целую научную лабораторию с колбочками, газовой горелкой и реагентами. В той же мастерской ребята определяли степень жесткости воды. Для любителей путешествовать сообщаем – самая мягкая вода течет из артезианской скважины в поселке Ясенская Переправа.
Под руководством химика Анжелы Пинюковой, учителя года Калужской области-2002, ребята составили схему миграции радиоактивных изотопов в природной и пищевой цепи, после чего отправились изучать радиационный фон местности, который оказался в норме.
То, что почвы в Приазовье маломощные, а точнее сказать – скудные, выяснили ребята, работавшие в мастерской химика Галины Монаковой, учителя года Белгородской области-2001. Плодородному слою гумуса здесь и взяться неоткуда: вся почва состоит из ракушечника.
Физик Андрей Семке и эколог Инна Каракчеева, учитель года Республики Коми-2000, в этом году работали в паре. Они изучали гидрологический мониторинг водоемов – скорость течения, прозрачность, цветность, температурный режим, рельеф дна, приливные явления. А кроме этого, ребята глубоким вечером появлялись у Андрея Семке на занятиях по астрономии. Время работы – с 23.00 до полуночи. Цель – наблюдение за метеоритными потоками. Восьмиклассник Семен Матвеев из 11-й школы города Ейска – здесь частый гость. Для него астрономия – хобби. У него дома стоит школьный телескоп, в который он по ночам наблюдает за звездами и выполняет лабораторные задания Андрея Ивановича.
Никакого специального отбора детей в экспедицию не было. Поехали те, кто очень захотел. Те, кто был готов к занятиям и не менее поучительным экскурсиям по Ейску. Кстати, в этом небольшом курортном городе есть свой мини-зоопарк. На тихой улице Богдана Хмельницкого в неприметном одноэтажном домике расположился эколого-биологический центр, где нашли приют питон, обезьяна, лис, попугаи, кролики, белка, куропатка, дикобраз Манька и даже мадагаскарский таракан. Питомцы каждый день с нетерпением ждут своих хозяев – школьников, которые ухаживают за ними и выполняют исследовательскую работу.
Все участники экспедиции уже разъехались по домам, но память об экспедиции останется с ними надолго. Муж Веры Малеевой Владимир на информационной базе поселковых школ создал мультимедиапроект о проделанной работе. Теперь каждый участник экспедиции сможет вспомнить самые интересные моменты и помечтать, что в следующем году отправится путешествовать по Республике Адыгея.
Тему «Наука в школе» читайте в следующих номерах «УГ».
Комментарии