С появлением компьютерной техники в системе образования многие учителя стали разрабатывать технологии обучения, построенные на использовании возможностей данной техники. В первые годы это были в основном технологии проверки знаний при помощи компьютера, что позволяет учителю более детально и в большем объеме проверить знания учащихся. В меньшей степени разрабатывались технологии, направленные на получение и анализ информации, на развитие творческого мышления учащихся. Примером подобных технологий является выпуск информационных тематических листов, школьных газет с использованием компьютерной техники.
С развитием выпуска готовых программных продуктов интерес педагогов переключился на адаптацию учебных пособий в цифровом исполнении к условиям урока. Сетевое обучение учащихся в компьютерном классе с использованием подобных учебных пособий не позволяет учащимся достичь более глубоких познаний предмета, в то же время ведет к изоляции во время учебного процесса, сковывает творческое мышление. Подобные образовательные продукты предназначены за редким исключением для индивидуального пользования. Появление доступа в интернет расширило возможности учителей для разработки эффективных методов обучения с использованием ИКТ, позволяющих достичь не только глубоких и прочных знаний предмета, но и шире развивать творческие способности, формировать активную жизненную позицию, вовлекать ребят в общественную деятельность сообщества. Одним, но не единственным из таких методов является создание интернет-ресурсов как конечного продукта обучения и воспитания.
Проект «Радиационная экология Майлуу-Суу»
В начале учебного года я предложил администрации школы как продолжение предыдущего курса по работе с образовательными интернет-ресурсами факультативный курс для учащихся выпускного класса по веб-дизайну на базе интернет-центра IATP/IREX. Рассмотрев программу курса, администрация школы выделила два учебных часа во внеурочное время. В предыдущие два года ученики были вовлечены в проекты программ консорциума Friendship through Education и имели опыт работы с интернет-ресурсами, поиска и последующего анализа информации, творческого письма, работы с электронной почтой. Кроме этого, часть учащихся была вовлечена на волонтерских началах в деятельность молодежной неправительственной организации города, цель которой – решение проблем сообщества. Данная организация была создана при активном содействии и непосредственном участии школьного парламента, именно благодаря деятельности этого общественного объединения город получил свободный доступ в интернет. Таким образом, данная группа ребят имела опыт работы с населением, с администрацией города, с учреждениями различной направленности, с бизнес-структурами по проведению социологических исследований и обобщению полученных данных.
На факультативный курс записалось пятнадцать учащихся, но ни один из них не владел навыками работы с программами по созданию веб-страниц. Поэтому мы начали свою работу с обучения веб-дизайну. Пригласили для этой цели тренера IATP, который и провел недельный обучающий курс. Мне пришлось учиться вместе с ребятами, постигать азбуку веб-дизайна для дальнейшего успеха предложенного мной курса.
Во время учебы уже возникли основные направления нашей работы, и по окончании мы решили создать серию ресурсов, отражающих жизнь нашего города. Основной и наиболее острой проблемой сообщества является радиационное загрязнение окружающей среды со стороны хранилищ отходов от разработки уранового месторождения, которые находятся под угрозой разрушения. Именно на эту тему мы решили создать наш первый сайт.
Ребята разделились на три подгруппы в соответствии с уже имеющимися навыками, опытом и интересами:
Группа интернет-поиска и интернет-коммуникации, отвечающая за поиск информации по теме в интернет-ресурсах и осуществляющая связь со всеми заинтересованными сторонами за пределами сообщества посредством электронной связи.
Группа по связям с сообществом, ответственная за получение информации внутри сообщества путем интервью, опросов, запросов в соответствующие организации, мониторинга общественного мнения.
Техническая группа, ответственная за выполнение цифровых фотоматериалов, электронных версий статей и за дизайн-страницы.
Получив задания подгруппы, приступили к практической деятельности. Ребята запрашивали отчеты на данную тему у международных организаций, изучали, делали выводы, связывались с учеными, проводившими исследования в районе Майлуу-Суу, иногда даже спорили по фактам, не отраженным либо искаженным в их исследованиях. Общались по электронной почте с профессорами и докторами наук из Бельгии, Франции, США. Другие учащиеся встречались с руководством города, брали интервью у жителей, запрашивали и получали статистическую информацию. Техническая группа переводила статьи и материалы в электронный формат, дополняла цифровыми фотографиями с мест событий и вставляла в созданный формат сайта. Всем учащимся пришлось капитально засесть за учебники, чтобы понять физические, химические, биологические процессы, о которых идет речь в материалах. Пришлось многим по-новому оценить роль английского языка, на котором проходило общение.
В процессе работы учащиеся внесли свои коррективы и предложили дополнить схему сайта международным проектом на тему «Радиационная экология» с целью вовлечения молодежи из других стран мира в решение данной проблемы. В нашем интернет – ресурсе появился и раздел по экологическому образованию, предложенный региональным отделением ОБСЕ как проект для жителей нашего города.
Постепенно шаг за шагом вырисовывался результат нашего совместного творчества и наступил момент, когда сайт, переведенный в формат HTML, был размещен в интернете под адресом http://mseco.host.net.kg. Труд нескольких недель увенчался первым успехом. Конечно же, мы не укладывались в отведенные два часа, а работали с ребятами до позднего вечера каждый день, увлеченные темой и желанием достичь цели. По техническим причинам в ресурсе не опубликованы многие статьи и отчеты, оставленные на последующее обновление сайта.
На последнем занятии первого этапа курса были подведены итоги творческой деятельности учащихся. Результаты удивили не только меня, но и самих ребят. Они получили углубленные знания по физике, химии, биологии, медицине. Приобрели устойчивые навыки работы с интернетом, компьютерной техникой и программным обеспечением. Научились работать с информацией, вести дискуссию по электронной почте. Наконец, научились быть ответственными за сообщество, в котором они живут, и в процессе работы выявили многие социальные проблемы, которые необходимо решать.
Этим проектом я, как учитель английского языка, достиг и профессиональных целей: в процессе создания англоязычного веб-ресурса ребята научились воспринимать, анализировать информацию и формировать на основе полученной информации собственное мнение, выраженное в письменной форме с учетом всех необходимых языковых норм. Словарный запас учеников пополнился новыми терминами и понятиями, равно как получила развитие диалогическая и монологическая речь. Кроме того, многие ребята сделали профессиональный выбор. А еще создание веб-ресурса по проекту «Радиационная экология Майлуу-Суу» явилось логическим продолжением совместной работы сообщества и школы по привлечению внимания мировой общественности к нашей проблеме. Выступления с публикациями на эту тему учеников школы в электронных СМИ Австралии, США, Японии, уроки по радиационной экологии в школах США учителя школы Елены Дмитриевны Тимченко в рамках программы «Партнерство в образовании», работа с журналистами BBC и Ассошиэйтед Пресс школьников и волонтеров НКО «Сивика», разработка проектов по экологическому образованию населения города совместно с ОБСЕ и, наконец, веб-ресурс дали возможность получить грант от Всемирного банка. В то же время город оказывал всемерную поддержку школе в данной работе, предоставляя ресурсы и информацию, организовывая встречи.
Работа курса не закончилась созданием одного ресурса. Появляются новые, шире охватывая и освещая жизнь сообщества, деятельность школы. В работу по созданию ресурсов вовлекаются новые ребята, учителя-предметники, специалисты города. Все ресурсы, созданные в последующей деятельности, будут объединены в школьную сеть, что позволит посетителям сети не только получить стандартную статистическую информацию либо информацию о текущих событиях, но даст полное представление о деятельности как педагогического коллектива, так и о творческих работах учеников в предметных, общественных проектах школы. Несмотря на то что наша школа находится вдали от образовательных центров республики и считается провинциальной, она занимает пятое место в рейтинге по итогам единого национального тестирования, проводимого программой ACCELS (США), опережая многие частные и профильные общеобразовательные учреждения республики.
Валентин ЛАДЕЙЩИКОВ, учитель английского языка школы-гимназии № 4, исполнительный директор городского ученического НКО «Сивика», город Майлуу-Суу,
Кыргызстан
P.S.
Мы всегда рады новым друзьям. Пишите нам по адресу: e-mail: val61@mail.ru.
Адрес: Кыргызстан, 715420, Майлуу-Суу, ул.50 лет ВЛКСМ, 18/15. Тел./факс 996 3744 23005
Адрес: , 715420, Майлуу-Суу, ул.50 лет ВЛКСМ, 18/15. Тел./факс 996 3744 23005
Комментарии