Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Лыжи, коньки и велосипеды – в каждую семью! Привычку к спорту воспитать несложно

Учительская газета, №21 от 21 мая 2013. Читать номер
Автор:

С первого взгляда обращаешь внимание на то, что председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий ОСИПОВ человек спортивный. Подтянут, выглядит молодо, от него веет энергией, которая не иссякает даже к концу напряженного, по минутам расписанного рабочего дня. И разговор наш с Анатолием Алексеевичем мы решили посвятить теме развития детского спорта в Новгородской области. Новгородчина славится своими достижениями в области детской художественной гимнастики, здесь в школе гребли воспитывает будущих чемпионов победительница Монреальской олимпиады 1976 года Нина Гопова. Но любые подобные успехи, несомненно, вырастают из каждодневной работы учителей физкультуры в школах, зависят от состояния пришкольных спортплощадок и многих других составляющих, о которых пойдет речь в сегодняшней нашей беседе.

К моему комплименту, сделанному в начале разговора, Анатолий Осипов делает поправку:- Я не отношу себя к спортсменам. Считаю себя любителем здорового образа жизни, физкультуры, стараюсь активно ею заниматься. Зимой это лыжи. У меня вся семья, жена и двое детей, имеют комплекты лыж, мы с удовольствием катаемся вместе. Принимаем участие в таких соревнованиях, как «Лыжня России», «Лыжный десант». О «Лыжном десанте», кстати, мало кто знает в других регионах страны, это очень интересные соревнования, которые Новгородская область проводит совместно с представительством Республики Саха (Якутия). Они приурочены к 23 Февраля. В нынешнем году у нас было порядка 200 участников «Лыжного десанта», в том числе приехало много представителей Якутии.Моя семья также любит кататься на коньках, даже праздник 8 Марта мы нынче отметили совместным катанием в Ледовом дворце Великого Новгорода. Летом наши любимые виды спортивных занятий – езда на велосипеде, волейбол, бадминтон. К сожалению, в последнее время в связи с большой загруженностью не удается выделить сразу дня три на большой велопоход. Но когда я лет 10 назад работал директором школы в Шимском районе Новгородской области, мы организовывали большие велопоходы – скажем, ставили задачу проехать 250 километров на велосипеде за трое суток. Приглашали с собой местную молодежь, учащихся школы. Эти велопоходы были посвящены событиям Великой Отечественной войны на территории края, археологическому изучению района Приильменья. Сейчас у нас в комитете образования, где я работаю, многие сотрудники к спорту относятся очень позитивно и по возможности принимают участие и в «Лыжне России», и в других соревнованиях. И естественно, приезжая в образовательные учреждения области, я всегда обращаю внимание на качество проведения уроков физической культуры, подготовку учащихся по программе «Президентских состязаний».- Анатолий Алексеевич, ежегодно показатели детей по этой программе в Новгородской области становятся выше…- Но мне все-таки думается, что более активно нам надо сегодня работать с родителями. Когда я, выезжая в районы, участвую в родительских собраниях, спрашиваю, что у детей есть для занятий спортом.Мне кажется, нужно, чтобы у каждого члена семьи были свои лыжи, коньки и велосипед, на которых все вместе могли бы кататься, заниматься спортом в любое время года.Прокатитесь вместе с ребенком несколько километров на велосипеде, и вашу усталость и стресс как рукой снимет! И ребенок увидит родителя совершенно с другой стороны. От таких прогулок одни плюсы. Во-первых, объединение семьи. Во-вторых, это пример заботы о здоровье. Образовательные учреждения должны занимать, на мой взгляд, активную, даже наступательную позицию. Не ожидать инициативы от родителей, а приглашать их на различные спортивные праздники, устраивать вместе с ними и детьми походы выходного дня.Когда вместе со школьниками на туристическую тропу или в лыжный поход выходят их педагоги, директора, они предстают перед детьми совсем в другой роли. Дети удивляются: их наставники, оказывается, умеют не только учить, но и палатку ставить, и костер разжигать.- Как вы относитесь к идее возрождения норм ГТО?- Мне эта идея очень нравится. Я считаю, что система работы любого образовательного учреждения должна побуждать ребенка двигаться вперед. Для каждого ребенка, подростка очень важно признание его успеха. Пусть в виде нагрудного значка ГТО. Спорт может дать ощущение успешности многим так называемым трудным подросткам, не преуспевающим в учебе. Именно поэтому на встречах с директорами школ я говорю о том, что нужно сделать так, чтобы школьный спортзал работал вечерами, несмотря ни на какие проблемы вроде организации уборки и т. д. Школа должна дать ребенку возможность прийти хотя бы на пару часов вечером в спортивный зал, это должно быть системно, там должен быть преподаватель, который обеспечивает безопасность. Это пока, наверное, задача на перспективу. Но ее нужно решать.Расскажу опять же про свой опыт в роли директора сельской школы. Мы по просьбе детей стали открывать спортзал два раза в неделю с 6 до 8 вечера. Я не ожидал такого эффекта: туда стало приходить столько учащихся, что они порой просто стояли вдоль стен и ждали возможности поиграть. Тогда мы стали открывать спортивный зал и в выходные дни. Теперь уже четыре раза в неделю я и учитель физкультуры приходили туда вместе с детьми. Дальше – больше: в наш спортзал начали приходить и родители вместе со своими детьми, чтобы поиграть в волейбол. Школа купила хорошие мячи, мы организовали в спортзале музыку. Сделали все, чтобы дети чувствовали, что их здесь ждут. Пришло лето. Я считаю, что занятия физкультурой надо по возможности проводить на улице, поэтому предложил ребятам сделать волейбольную спортивную площадку на улице. Они с энтузиазмом меня поддержали, и мы вместе с ними и с учителем физкультуры в вечерние часы и в выходные дни выкорчевали деревья, сняли часть грунта, завезли туда песок, установили стойки, сетку. И самая приятная награда, которую я получил как руководитель школы, – это то, что дети сами организованно стали приходить на нее в течение лета.Чтобы дети увлеклись физической культурой, не нужно много денег. Часто для этого необходимо всего лишь, чтобы спортивная площадка на территории школы была выкошена, ухожена, чтобы туда можно было прийти маме с маленьким ребенком, подростку с мячом.- А как решить вопрос оплаты труда учителей физкультуры, которые будут заниматься такой дополнительной работой?- Я считаю, что здесь приоритеты должен расставлять руководитель образовательного учреждения. Сегодня по новой системе оплаты труда в каждой школе существует стимулирующий фонд, директора вместе с педагогическим коллективом устанавливают порядок распределения средств из него. Нужно признать особенную важность этой работы и оплачивать дополнительную работу учителей физкультуры.Второе перспективное направление – помощь волонтеров. Наш комитет вместе с Росмолодежью организует такие проекты, как «Беги за мной», обучая волонтеров проведению спортивных мероприятий в своих микрорайонах, деревнях, поселках.Третий способ – связь с местными органами самоуправления. У них есть средства, чтобы в каникулярное время принять на работу в качестве спортивных инструкторов людей, которые могут организовать спортивную работу с молодежью, а также есть возможность привлечь к сотрудничеству местные учреждения культуры.- Ваш старший сын вдохновлен вашим отношением к спорту. Наверное, поэтому он и организовал в Великом Новгороде акцию «Велосветлячки»?- Да, он большой любитель велоспорта. Хотя он умеет водить машину, больше передвигается на велосипеде. Акция, в ходе которой молодежь проехала в темное время суток на велосипедах, снабженных светящимися элементами, была направлена именно на привлечение внимания новгородцев к этому виду транспорта. Мне лично очень нравится идея, чтобы как можно больше людей приходили пешком, приезжали к месту учебы на велосипедах. Это не только здоровье, но и сохранение экологии. Я видел, какого уровня велодвижение достигло в Копенгагене. Там, например, уже есть светофоры не только для автомобилей, но и для велосипедистов. Возможно, если такие акции будет проводить наша молодежь, то и взрослые к этому быстрее подключатся.- А у образовательных учреждений в Копенгагене есть стоянки для велосипедов?- Да, и это одна из задач на перспективу, которые мы ставим для наших образовательных учреждений. Стоимость небольшой велопарковки всего 3-4 тысячи рублей. Здесь все зависит опять-таки от руководителей школ. Если мы будем культивировать моду на здоровье, моду на движение на велосипеде, ее надо демонстрировать самим. Директор школы, который живет недалеко от места работы, должен сам приехать на хорошем велосипеде. Или участвовать в соревнованиях. И если даже он по каким-то причинам не может позволить себе активные нагрузки, то по крайней мере он должен пропагандировать занятия физкультурой и побуждать к этому учителей.Каждый может заниматься тем видом спорта, который ему доступен. И на это тоже не требуется много денег. Кто мешает развивать выносливость, ежедневно поднимаясь на 16-й этаж собственного дома пешком? Какие деньги здесь нужны? Никаких, необходимы только желание и сила воли.- Есть ли в Новгородской области какие-то особые подходы в плане развития физкультуры?- Да, можно, например, с гордостью сказать о том, что в Великом Новгороде создана спортивная школа-интернат, куда приезжают одаренные дети из всех уголков Новгородской области. Она единственная на северо-западе, а всего таких интернатов в России около десяти. Мне очень приятно видеть, как сейчас, спустя три года после первого набора в спортивный интернат, его учащиеся на голову превосходят свои предыдущие результаты. Не будем забывать и о том, что каждый ребенок из спортивного интерната приезжает на каникулы к себе на село и показывает пример сверстникам. У новгородских спортсменов есть значимые результаты в спорте высоких достижений. Но цель системы образования – массовый спорт и физкультура для детей, для семьи. Это самое важное. Досье «УГ»Анатолий Осипов родился в 1967 году в городе Малая Вишера Новгородской области. В 1991 году окончил Новгородский государственный педагогический институт по специальности «физика и математика». С 1989 года работал учителем математики Коростынской неполной средней школы в Шимском районе Новгородской области. С 1993 года исполнял обязанности заведующего учебной частью этой школы. В 29 лет (в 1996 году) стал ее директором. С 2005 по 2008 год Анатолий Осипов работал заместителем главы администрации Шимского района, с 2008 по 2010 год – заместителем главы администрации и председателем Комитета по социальной защите населения администрации Шимского района. С 23 ноября 2010 года назначен на должность председателя Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области. Женат, воспитывает сына и дочь.Новгородская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту