Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы: Важно услышать голос ребенка

УГ - Москва, №42 от 19 октября 2010. Читать номер
Автор:

Отношение к детям – это, по-видимому, наиболее точный критерий реального состояния общества, особенностей его структуры и уровня развития. Не случайно защита материнства и детства, выработка специальных механизмов защиты прав детей и их реализация должны стать приоритетной задачей каждого государства.

За два дня работы Всемирной конференции ее участники имели хорошую возможность ознакомиться – и в рамках докладов на пленарных заседаниях, и во время объезда детских садов – со структурой, целями и методами реализации дошкольного воспитания и образования Москвы.Уверена, что делегаты убедились, что сегодня столичная система дошкольного воспитания и образования детей, имея почти полуторавековую историю становления, стала одним из наиболее динамично развивающихся социальных институтов. Для полумиллиона московских детей в возрасте до 6 лет создана разнопрофильная система дошкольных образовательных учреждений, которая способна удовлетворить образовательные и воспитательные потребности малышей независимо от состояния здоровья, социального статуса семьи, принадлежности к той или иной национальности и конфессии.Не могу не отметить, что важнейшее значение для уточнения приоритетов и стимулирования этого процесса имели три года реализации Москвой совместного с ЮНЕСКО пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы».В этой связи мне хотелось бы более подробно остановиться на нескольких моментах, имеющих, с моей точки зрения, принципиально важное значение.Первое – это, конечно, забота о людях с ограниченными возможностями здоровья.В Москве проживают более 1 миллиона 200 тысяч инвалидов.СтатфактИз 27500 человек:    4000 человек стали инвалидами вследствие детского церебрального паралича;    1500 человек – по патологии опорно-двигательного аппарата;    свыше 700 человек – инвалиды по зрению;    свыше 900 человек – из-за нарушений слуха.В городе работают лекотеки, службы ранней помощи и группы кратковременного пребывания детей для детишек с особенностями в развитии. Кроме того, в городе работает 256 детских садов компенсирующего вида. Среди них – специализированные учреждения для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.Мы с гордостью констатируем, что сегодня в Москве создано образовательное пространство, которое позволяет охватить образовательными услугами 100% детей с ограниченными возможностями здоровья и 74% детей-инвалидов. Важно отметить, что родители таких детей полностью освобождены от оплаты услуг детского сада.Как необходимое дополнение к существующей сети специализированных учреждений определена стратегия развития инклюзивного образования, разработана его инструктивно-методическая база, создана система психолого-педагогического сопровождения.В этом учебном году на базе 91 детского сада организовано обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья по модели инклюзивного обучения. Педагоги помогают родителям выстроить образовательный маршрут для ребенка начиная с двухмесячного возраста и, если позволяет его здоровье, до обучения профессии.Особенно важно в данном случае включение в процесс обучения и реабилитации всей семьи. За эти годы сформировались клубы родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с особенностями развития. Общаясь в клубах, они помогают друг другу в решении самых разных проблем, вместе организуют досуговые и культурные мероприятия.Складывается внутренняя и внешняя система повышения квалификации и обучения кадров, включенных в инклюзивный процесс. На базе 4 московских вузов с этого года расширена сеть модульных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников. В рамках Московского городского психолого-педагогического университета создан Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования.Считаю необходимым отметить, что помимо создания условий для обеспечения возможности получения образования, важно создать такую городскую систему, в которой каждому инвалиду – от рождения и до взрослого возраста – будут предоставлены все необходимые услуги, в том числе образовательного характера. Мы должны понимать, что при получении адекватного лечения состояние здоровья ребенка будет меняться тем или иным образом, а следовательно, должны меняться и образовательные маршруты. Если сначала это может быть только надомное или коррекционное обучение, то через некоторое время возможно уже и посещение обычной инклюзивной школы.Мы хорошо понимаем, что необходимо, чтобы вся городская среда была доброжелательной к людям с ограниченными возможностями. Вот почему в 2010 году в Москве реализуется уже пятая Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы», начатая в Году равных возможностей и направленная на повышение качества жизни инвалидов. Программой предусмотрена реализация более 1000 мероприятий, только из бюджета города на эти цели направлено 6 миллиардов рублей (200 миллионов долларов).За последние годы в Москве существенно улучшена система организации (в основном в шаговой доступности) предоставления инвалидам, включая детей-инвалидов, услуг по комплексной медико-социальной реабилитации, в том числе санаторно-курортного лечения, усовершенствовано правовое регулирование вопросов их социальной поддержки.Для формирования эффективных механизмов социальной, психолого-педагогической, финансово-экономической и материально-технической поддержки в городе создается система мониторинга потребностей инвалидов по возрастным категориям, осуществляется контроль за качеством предоставляемых им услуг, развивается автоматизированная система ведения Общегородского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности.Адаптация городской среды для инвалидов-колясочников, незрячих и глухих, других маломобильных граждан – одно из основных и одновременно самых сложных направлений. Тем не менее более 6000 административных зданий планируется приспособить в этом году для этой категории граждан, предусмотрена дополнительная закупка низкопольного пассажирского наземного транспорта – 397 автобусов и 153 троллейбуса, идет работа по созданию Московского научно-практического центра реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича (на базе площадей бывшего социального приюта для детей и подростков «Текстильщики»). В работе Центра будут использоваться новейшие реабилитационные технологии и подходы к реабилитации инвалидов с ДЦП, в т.ч. метод кондуктивной педагогики. Центр мы планируем открыть уже к концу 2010 года.В качестве пилотного проекта на базе частного учреждения здравоохранения «Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие» предусмотрено оказание детям-инвалидам с диагнозом ДЦП услуг по медико-социальной, психолого-педагогической и медицинский реабилитации. В этом году для реабилитации 30 человек на указанные цели выделена субсидия в размере 8 миллионов рублей (около 270 тысяч долларов).В Зеленограде работает уникальный Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта. В первом полугодии этого года более 150 детей-инвалидов, проживающих на территории Зеленоградского административного округа города Москвы, уже прошли курс занятий. В 2011 году предполагается реализовать на базе Центра пилотный проект по созданию мобильных бригад, предоставляющих услуги по реабилитации средствами адаптивной физической культуры на дому.Реализуется проект «Мосты в природу», предусматривающий обустройство специальных территорий и экологических троп в природных парках и заказниках Москвы с применением самых современных технологий, учитывающих особенности здоровья и специфику заболеваний детей. По этой программе проведено 50 экскурсий для 837 детей-инвалидов.Важнейшее значение имеет формирование адекватного восприятия проблемы инвалидности городским сообществом, поэтому разработана и внедряется программа «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам в образовательном пространстве города», направленная на апробацию и внедрение инновационных подходов к социально-воспитательной работе.Мы только в начале пути по построению города равных возможностей. Но, определив цели и обозначив пути решения стоящих перед городом проблем, мы не думаем, что эта задача невыполнима.В столице проживают более 5 миллионов 520 тысяч женщин, почти половина из них – репродуктивного возраста.Развитие стран, благосостояние всего мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях экономики, а значение вклада женщин в благосостояние материнства и роль матери в воспитании детей трудно переоценить.Важно понимать, что, когда мы говорим о равенстве обоих родителей в вопросах воспитания и образования детей, право отца на построение своей карьеры, как правило, даже не обсуждается. Это принимается обществом априори, но когда речь заходит о женщине – ровно наоборот.Статистические данные показывают, что в Москве за первое полугодие 2010 года 70% детей родились у матерей в возрасте до 30 лет. Это тот возраст, когда молодая женщина находится в наиболее активной фазе своего карьерного пути, многие хотят продолжить обучение, получить возможность заниматься наукой.Укрепляя институт семьи, государство должно дать женщине право выбора: продолжить обучение, работу или посвятить себя воспитанию детей. В этом смысле институт дошкольного образовательного учреждения имеет самое первостепенное значение. Потребность в организации присмотра за детьми работающих матерей стала одной из причин, по которым необходимо увеличение числа дошкольных учреждений. Но современные детские сады – это не только место, где ребенка накормят и организуют его прогулку, но и учреждение, в котором высокопрофессиональные педагоги-воспитатели проведут необходимые занятия.Кроме того, состоявшаяся в профессиональном плане работающая мама – это новые возможности для всей семьи, это рост ее благосостояния, а значит, и совсем другие, гораздо лучшие, перспективы для ребенка.Понимая существующую проблему нехватки мест в детских садах, Правительство Москвы старается перенимать лучший мировой опыт в развитии новых форм и подходов к организации дошкольных учреждений.Сегодня мы активно работаем над продвижением проекта «Корпоративный детский сад», который предполагается реализовать в рамках частно-государственного партнерства при долевом участии в финансировании из средств бизнеса и городского бюджета. Предпочтительным считается расположение таких учреждений по месту работы мамы. Эту идею мы привезли в Москву из ЮНЕСКО, где такой детский сад работает.Мы разрабатываем и принципы создания организации социально-педагогической помощи, которая могла бы оказывать услуги по присмотру за детьми на дому, тогда, например, когда маме необходимо поехать в институт, или ей необходимо лечение, или произошла иная незапланированная ситуация, когда некому присмотреть за ребенком.Уверена, что вопросы образования и воспитания детей младшего возраста будут с каждым годом становиться все более значимыми, ибо только адекватно решая проблемы, с этим связанные, мы сможем обеспечить благополучие и благосостояние нации.Могу с гордостью сказать, что в Москве многое сделано для реализации первой цели ЮНЕСКО – «Образование для всех». Но многое еще предстоит реализовать, а это возможно только совместными усилиями неравнодушных людей.Девиз 2010-2011 московского учебного года: «Важно услышать голос ребенка!». Уверена, что собравшиеся в этом зале единомышленники сделают все возможное, чтобы, услышав ребенка, не стыдно было взглянуть ему в глаза!В каждой стране есть свои особенности в решении проблем дошкольного воспитания и образования детей младшего возраста. Но всех нас объединяет одно – желание создать все условия для успешного развития каждого ребенка, чтобы детство его было счастливым, а дальнейшая взрослая жизнь – благополучной!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту